Цикл конспектов уроков Сопряжённое психофизическое развитие младших школьников


«Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры»
Цикл из трёх занятий на тему: « Игры с творческим ролевым сюжетом»
для параллели 2 классов
учитель физической культурыШкиотов Андрей Анатольевич
Москва 2015
Занятие № 1
«Путешествие по железной дороге»
Цель: создание условий для воспитания у детей положительных эмоций и любви к занятиям физической культурой.
Задачи:
повторение подвижных игр с элементами строя и гимнастики;
развитие двигательных навыков и физических качеств.
Оборудование: мячи, мешки, обручи, магнитофон, билеты с названиями станций.
Место проведения: спортивный зал.
1. Вводная часть (5 минут).
Учащиеся организованно входят в спортивный зал. Построение в шеренгу.
Учитель: «Здравствуйте, ребята!»
Ученики: «Здравствуйте!»
Учитель: «Сегодня у нас путешествие по железной дороге на поезде. Поезд поведет машинист. Машинистом поезда будет (назначается ученик). Все вы пассажиры, я контролер, у меня билеты. Напра – во. Согните руки в локтях, расправьте плечи, спина прямая. Машинист, отрывай билет».
Ученик отрывает первый билет станция «Строевая».
Ходьба по кругу в колонне. Учащиеся изображают движение поезда со словами «чух-чух». Остановка.
Учитель: «На этой станции все строятся и перестраиваются в колонны и шеренги, делают повороты налево и направо».
Учитель: «Теперь игра "У ребят порядок строгий". Помните? У ребят порядок строгий, знают все свои места. Ну, трубите веселее: тра-та-та, тра-та-та!»
После речитатива дети разбегаются по залу. По свистку учителя следует остановка «По местам!» (Игра проводится 3-4 раза).
Учитель: «Молодцы! Но не забывайте, поезд идет точно по расписанию. Нельзя опаздывать ни на минуту. Машинист, отрывай билет».
Ученик отрывает второй билет: станция «Музыкальная».
Учитель: «На этой станции все движения выполняют под музыку. Перестраиваемся в три поезда».
2. Разминка (7 минут)
Дети выполняют вместе с учителем комплекс ритмической гимнастики.
3. Основная часть (23 минуты)
Учитель: «Размялись? Вы готовы продолжить движения? Тогда по вагонам. Кругом! Машинист, отрывай билет».
Ученик отрывает 3 билет: станция «Сказочная».
Учитель: «Поезд №1, 2, 3, устраивайтесь поудобнее и поехали до станции назначения (дети двигаются). А теперь я расскажу вам две спортивные сказки. В каждой сказке есть задание, которое надо выполнить на скорость.
Вторая сказка «Петушок, золотой гребешок». Первая сказка «Репка». Вокруг стойки, возвратился обратно и передал репку бабке, а сам устремился в конец колонны. Затем бабка передала репку внучке и  т.д. (проводится линейная эстафета с передачей мяча). Посадил дед репку. Выросла репка большая. Тянет дед репку, потянет. Вытянул дед репку и побежал с ней.
Петушок, петушок, золотой гребешок! Выгляни в окошко, дам тебе горошка. Выглянул петушок в окошко, а лиса схватила его – и в мешок. Побежала лиса в лес вокруг стойки и обратно, передала мешок другой лисе, а сама в конец колонны».
Проводится линейная эстафета. «Бег с мешком на плече, в мешке 2 мяча». После каждой эстафеты учитель подводит ее итоги. Начинать эстафету можно только по команде «Внимание! Поехали!»
Учитель: «Все мы немного устали, Пора отдохнуть. Машинист, отрывай билет».
Ученик отрывает 4 билет: станция «Лесная».
Учитель: «Все выходим из вагонов – и в лес. Но далеко не разбегайтесь. В лесу ходят косолапые медведи, а ночью они замирают».
Идёт игра «День и ночь».
Учитель: «Мы заигрались в лесу. Боюсь, не успеем доехать до следующей станции. По вагонам, в круг! (Построение в круг). Машинист, отрывай билет».
Ученик отрывает 5 билет: станция «Космическая».
Учитель: «Ну что ребята, прогуляемся по планетам? Пока я расставляю ракеты (раскладывает обручи), надевайте комбинезоны и скафандры (дети изображают надевание). Итак, игра «Быстрые ракеты». Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам, на какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим – места нет!»
Игра проводится 3-4 раза без выбывания из игры.
Учитель: «Ребята, хорошо в космосе? В космосе хорошо, а на земле лучше. По вагонам, в круг! (Построение в круг). Машинист, отрывай билет».
Ученик отрывает 6 билет: станция «Морская».
Учитель: «Мы прибыли к морю, выходим из вагонов. (Дети произвольно располагаются в зале). Следующая игра – «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, красивая фигура, замри!»Учитель произносит: «Море красивое и спокойное».
Дети выполняют ходьбу на носках, выполняя плавные движения руками, а после речитатива замирают в красивой позе.
Учитель: «А сейчас на море разыгрался шторм».
Дети бегут на носках, выполняя взмахи руками, а после речитатива вновь замирают в красивой позе.
Учитель: «На море светит яркое солнце».
Дети бегают по залу, брызгаясь водой друг в друга, (импровизация), а после речитатива замирают в красивой позе.
4. Заключительная часть (5 минут)
Учитель: «Ребята! Загорели-то как! Раскраснелись! А теперь нам пора ехать! По вагонам, (Построение в круг). Машинист, отрывай последний билет»
Ученик отрывает 7 билет: станция «Конечная».
Учитель: «За время путешествия мы так с вами подружились. А сейчас мы поиграем в последнюю игру, она называется «Тополиный пух!» (идёт игра).
Построение в шеренгу. Вот и всё. Путешествие окончено.
Занятие № 2
Спортивный досуг «Матросы на корабле»
Цель: Создание у детей игровой мотивации
Дети надевают поверх спортивных костюмов матросские воротнички, не стесняющие движений, но помогающие им ощутить себя в роли матросов, а преподаватель - фуражку капитана. Преподаватель включает фонограмму с записью шума морского прибоя и приглашает детей отправиться в плавание на старинном парусном корабле.
1-я станция «По мачтам и реям»
Оборудование и инвентарь: гимнастическая стенка, наклонная доска, маты.
Программная задача - совершенствовать навыки лазанья по гимнастической стенке чередующимся шагом и перехода с пролета на пролет приставным шагом, в сочетании со спуском по наклонной доске.
Описание упражнения: влезть чередующимся шагом на первый пролет гимнастической стенки, приставным шагом перейти на соседний пролет, спуститься вниз, используя чередующийся шаг; то же самое повторить на третьем-четвертом пролетах; влезть на пятый пролет, приставным шагом перейти на шестой и скатиться вниз по наклонной доске.
Примечание. Преподаватель оказывает страховку при спуске по наклонной доске.
Организационно-методические указания: при лазанье не пропускать перекладин; сохранять правильный хват кистями - четыре пальца сверху, большой - снизу; переходить с пролета на пролет, переступая приставными шагами в сторону и перехватывая руки с перекладины на перекладину в горизонтальном направлении; при спуске вниз доходить до последней перекладины и сходить вниз, не спрыгивая; при скатывании по наклонной доске приземляться на ноги, мягко сгибая колени.Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать число пролетов гимнастической стенки (от 3-4 до 8-10); 2) ограничивать нагрузку за счет уменьшения высоты лазанья (переход с пролета на пролет на третьей-четвертой перекладине).
2-я станция «Спуск в трюм»
Оборудование и инвентарь: дорожка для ползания длиной 6-8 м; дуги высотой 40 см, установленные туннелем.
Программная задача — совершенствовать навык ползания на четвереньках в сочетании с под ползанием под дугами.
Описание упражнения: ползание на коленях и ладонях в сочетании с подползанием под дугами.
Организационно-методические указания: ползти по дорожке заданным способом; подползая под дугами, не задевать их.
Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать способы ползания с опорой на стопы и ладони, с опорой на колени и предплечья; 2) варьировать число преодолеваемых препятствий.
3-я станция «Из трюма на палубу»
Оборудование и инвентарь: горизонтальная лестница, приподнятая от пола на 25-30 см.
Программная задача - совершенствовать функцию равновесия.
Описание упражнения: перешагивание через рейки лестницы.
Организационно-методические указания: шагать чередующимся шагом; сохранять положение правильной осанки; не опускать голову смотреть вперед.
Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать положение рук: в облегченных вариантах упражнения дети могут свободно балансировать руками, в усложненных - руки фиксируются в заданном положении - в стороны, вверх, на пояс, за спину и др.; 2) варьировать количество перешагиваний.4-я станция «По скользкой палубе в шторм»
Оборудование и инвентарь: гимнастическая скамейка.
Программная задача - совершенствовать навык ползания по скамейке на животе, подтягиваясь руками.
Описание упражнения: ползание по скамейке на животе, подтягиваясь руками.
Организационно-методические указания: держаться сбоку за края скамейки; правильный хват кистями - четыре пальца снизу, большой - сверху; ползти, подтягиваясь на руках.
Способы дифференцирования нагрузки: варьировать количество подтягиваний.
5-я станция «Переход на соседнюю мачту»
Оборудование и инвентарь: канат.
Программная задача - совершенствовать функцию равновесия.
Описание упражнения: ходьба по канату.
Организационно-методические указания: выполнять упражнение в спокойном темп; сохранять положение правильной осанки; не опускать голову, смотреть вперед на конец каната; не ступать на пол.
Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать положение рук: в облегченных вариантах упражнения дети могут свободно балансировать руками, в усложненных - руки фиксируются в заданном положении - в стороны, вверх, на пояс, за спину и др.; 2) изменять расположение каната - прямо или волнообразно; 3) варьировать способы ходьбы - приставляя пятку одной ноги к носку другой, приставными шагами правым и левым боком и т.д.6-я станция «Между подводящая рифами»Оборудование и инвентарь: лестница, установленная боком на полу.
Программная задача - совершенствовать навык ползания на четвереньках в сочетании с проползанием «змейкой» между перекладинами поставленной на бок лестницы.
Описание упражнения: ползание на четвереньках с опорой на колени и ладони, проползая между перекладинами лестницы.
Организационно-методические указания: ползти заданным способом; проползая между перекладинами, не задевать их.
Способы дифференцирования нагрузки: 1) ограничивать нагрузку за счет уменьшения количества преодолеваемых препятствий; 2) варьировать способы, ползания - с опорой па предплечья и ладони.
Занятие № 3
Урок «Привет, Спортландия!»
Цели: укреплять здоровье школьников, содействовать нормальному физическому развитию; совершенствование навыков бега, ходьбы, прыжков, навыки ведения баскетбольного мяча; воспитание спортивного стиля жизни, предусматривающего здоровый образ жизни; потребности и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями; сознательно применять в целях отдыха тренировки, с повышением работоспособности и укрепления здоровья; научить управлять своим самочувствием, ритмом дыхания.
Инвентарь: баскетбольные мячи по количеству детей, обруч, барьеры, дуги, маты, планки, кубы, инвентарь для спортивной игры.Ι. Вводная часть
Построение в шеренгу, приветствие. Сообщение задачи урока
Повороты на месте, ходьба на месте.
Начинаем подготовку,
Выходи на тренировку!
В путь пойдем мы спозаранку
Не забудем про осанку!
Дети в ходьбе выполняют ходьбу на носках, пятках, выполняя корректирующие движения для осанки.
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
Мы идем на пятках.
Ритмическая ходьба с выполнением хлопков,
Танцевальный шаг польки и подскоков.
Остановка “Беговая”
- Совершенствование навыков бега с различной амплитудой бедра, голени, ритма. Бег с высоким подниманием бедра, захлестом, приставной шаг в высокой стойке правым плечом вперед, левым плечом вперед, ходьба.
Дети выполняют блок беговых упражнений.
8 шагов с высоким подниманием бедра,
8 шагов с захлестом,
8 шагов приставной шаг правым плечом вперед,
8 шагов приставной шаг левым плечом вперед,
8 шагов скрестной шаг.
Обычная восстановительная ходьба с упражнениями на дыхания. Анализ качества выполнения беговых упражнений.
II. Основная часть:
Остановка “ Ритмическая”
Дети под музыку выполняют ритмическую гимнастику.
Заключительные упражнения на координацию, формирование осанки.
- В каких видах спорта используется музыкальное сопровождение (фигурное катание, гимнастика, синхронное плавание).
Анализ выполнения ритмических упражнений.
Остановка “Баскетбольная”
Дети фронтально выполняют упражнения с баскетбольным мячом.
Ведение мяча на месте правой, левой рукой с изменением частоты и высоты отскока.
Ведение мяча с изменением направления.
Игра “Играй, играй, но мяч не теряй”.
Дети на ограниченной площадке выполняют ведение мяча и одновременное выбивание мяча друг у друга. Побеждает ученик, у которого мяч находился все время в движении (дриблинге). По окончании мячи метают в мешок с обручем.
Анализ выполнения упражнений.
- Назовите виды спорта, где нужен мяч? (футбол, волейбол, баскетбол, поло водное, хоккей с мячом, теннис и т.п.)Остановка “ Прыжковая”
Дети выполняют прыжки с разбега согнув ноги – закрепить навыки детей фазы толчка и мягкому приземлению.
Анализ качества выполнения прыжков.
Викторина: Назовите виды прыжков в легкой атлетике? (прыжок в высоту, в длину, с шестом…).
III. Заключительная часть:
Остановка “Вызов вида спорта”
Ребята делятся на 2 команды и рассчитываются по порядку .По команде и показу картинки вида спорта участники соревнуются:
Футбол – ведение мяча ногой до отметки и вернутся в исходное положение.
Баскетбол – ведение мяча.
Легкая атлетика – бег с эстафетной палочкой.
Хоккей – ведение мяча клюшкой.
Теннис – перенос мяча на ракетке.
Фигурное катание – «скольжение в паре»
Упражнение на дыхание.
Все дышите! Не дышите!
Все в порядке. Отдохните!
Вместе руки поднимите.
Превосходно. Опустите!
Поклонитесь. Разогнитесь!
Встаньте прямо! Улыбнитесь!