Анализ работы МО Естествознания МБОУ Школа №87 г.Ростова-на-Дону


АНАЛИЗ
работы методического объединения учителей
естественного  цикла в 2015-2016 учебном году.
В 2015 – 2016 учебном году методическое объединение учителей предметов естественно цикла работала над темой «Формирование естественной образовательной среды, обеспечивающей условия перехода на стандарты нового поколения школьным образовательным пространством».
          Каждый учитель МО работал над темой самообразования:
Большакова Л.Н. «Использование ИКТ на физики как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса».
Гаврилова Н.А. «Проектно-исследовательские технологии как средство саморазвития личности учащихся на уроках географии ».
Подгол О.И. «Формирование ключевых компетенций на уроках биологии».
Пономаренко О.Г. «Использование педагогических технологий на уроках химии».
Рамазанова Э.З. «Элементы индивидуализации в процессе изучения химии».
Задачи поставленные были выполнены благодаря активной и продуктивной деятельности всех членов методического объединения. Работа  учителей направлена на повышение профессионального мастерства. Значительную помощь в овладении новыми педагогическими технологиями учителя получают в методическом объединении. Для них характерна практическая направленность: учителя обмениваются опытом работы, посещают открытые уроки своих коллег. На  заседаниях школьного методического объединения педагоги изучают нормативные документы, теории и методики предмета. Учителя обсуждают результаты педагогической деятельности.
В течение учебного года было проведено 5 плановых заседаний методического объединения.
На первом заседании МО был проведён анализ работы методического объединения за 2014/2015 учебный год, составлен план работы на 2015/2016 учебный год. Был изучен обязательный минимум содержания образовательных программ, проведен анализ и утверждены рабочие программы и календарно-тематическое планирование по предметам. Также были рассмотрены вопросы о результатах итоговой аттестации выпускников школы по предметам естественно цикла, планирование работы МО в новом учебном году.
На втором заседании МО, обсудили вопрос «Применение компетентностного подхода в обучении школьников предметами естественного цикла», а также о подготовке учителей предметников к открытым урокам разных типов на школьном уровне. 
Рассмотрены результаты и проведён анализ «Всероссийской олимпиады» школьного тура. Утверждение материалов промежуточного контроля по предметам в 5-11 классах за 1 полугодие. Принято решение о разработке компетентностно – ориентированных заданий: сущность и содержание.
Заслушали и обсудили выступление учителя физики Большаковой Л.Н. со своей темой самообразования «Использование ИКТ на физики как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса».

Третье заседание МО было посвящено «Эффективность использования инновационных технологий на уроках по предметам естественного цикла».
Подведены итого успеваемости и качества знаний по предметам естественного цикла в 5-11 классах за 1 полугодие.  Использование на уроках инновационных технологий. Учителями предметниками МО рассмотрены вопросы «Творческие задания на уроках и во внеурочное время». Заслушаны и обсуждены отчёты учителей предметников МО:
* Подгол О.И. по теме самообразования «Эффективность использования ИКТ на уроках биологии»;
* Рамазановой Э.З. «Элементы индивидуализации в процессе изучения химии».
Четвертое заседание МО  было посвящено теме «Проектно-исследовательский метод на уроках ЕЦ».
Обсуждались материалы по подготовке к итоговой аттестации «Анализ степени подготовленности учащихся к ЕГЭ и ОГЭ (биологии, химии, физике, географии)».
Проводилась работа по подготовке школьной предметной недели физики «55 лет - первому полёту в космос».
Заслушали и обсудили темы самообразований учителей предметников:
Гаврилова Н.А. «Проектно-исследовательские технологии как средство саморазвития личности учащихся на уроках географии»;
Пономаренко О.Г. «Использование педагогических технологий на уроках химии».
Пятое заседание МО было посвящено теме «Итоговая и промежуточная аттестация учащихся».
Анализ итогов проведённых работ по предметам естественного цикла в 7,8 классах  и подготовка  материалов мониторинга.
Подготовлены аналитические отчеты педагогов по предметам за учебный год.
Планирование работы методического объединения на 2016-2017 учебный год, определение  целей и задач работы.
Для успешной реализации задач методического объединения участники   МО регулярно проходят курсовую подготовку:
- учитель физики Большакова Л.Н. с 26.09.2015-26.12.2015 года при ЮФУ по теме «Решение задач высокой сложности в ЕГЭ по физике в рамках реализации ФГОС»,
- учитель географии Гаврилова Н.А. при ГБОУ ДПО РО «Ростовский ИПК и ПРО».
что способствует успешному решению многообразных проблем образовательного процесса, совершенствованию методов и форм обучения, освоению образовательных технологий.  
Учителями МО в 2015 /2016учебном году проводились открытые уроки, так как это одна из форм повышения педагогического мастерства и возможность демонстрации опыта и мастерства учителя, а также один из способов повышения квалификации учителей, которые присутствуют на открытых уроках.
В плане на 2016 / 2017учебный год будут включены большее количество открытых уроков, нацеленные на формирование УУД, для обмена опытом и повышения квалификации педагогов.
Результативным фактором работы учителя является качество обучения и степень обученности учащихся, все учителя МО работают над тем, чтобы у учащихся была повышенная мотивация к изучению предметов естественно – математической направленности, так как в современном обществе всё большее значение приобретают технические профессии. Положительная мотивация учителей объясняется осознанием ими позитивного влияния на результаты собственной деятельности и результаты уровня успешности обучения.
 В работе методического объединения естественно цикла в 2015/ 2016 учебном году было запланировано уделять как можно больше времени работе с одарёнными учащимися. Поэтому развитие интеллектуальной творческой личности школьника являлось основным направлением в деятельности каждого участника методического объединения. Ученики принимали участие в олимпиадах, научно – практических конференциях школьного и муниципального уровней. Заняли призовые места. Все призеры школьного и муниципального тура олимпиад были награждены грамотами. Учащиеся по физике, биологии, географии активно принимали участие в дистанционных конкурсах: международный дистанционный блиц-турнир по физике «Законы, по которым мы все живём» проекта «Новый урок», и предметных олимпиад на сайте «Инфоурок» в трёх сезонах: «Осень 2015/2016», «Зима2015/2016 », «Весна2015/2016 », «Мериады открытий I и II тур». Участвовали в городских конкурсах:
По физике «Открытый космос» в номинации «Инопланетные цивилизации» с рассказом «За гранью воображения» учащийся 7 «Б» класса Волошкин Степан; «Галактическое приключение Андрея Соколова» учащийся 10 «А» класса Гунтовой Дмитрий, «30 секунд до Акернара» учащаяся 9 «А» класса Карташова Анастасия.
По экологии «Полиэтиленовый гроб для планеты» учащиеся 9 «А» класса Карташова Анастасия и Татьяна.
У педагогов МО естественно цикла есть и личные достижения, которые говорят об их высоком профессионализме, активной позиции в педагогической деятельности.
Большакова Л.Н. является участницей онлайн – семинара «Организация проектной деятельности: среда ГлобалЛаб», участница конференции «решение в области ИТ в образовании» онлайн школа «Фоксфорд».
Анализ результатов образовательной деятельности в параллелях по предметам Естественного цикла.
В параллели пятых классов.
Классы Предмет Успеваемость % Качество знаний % Учитель Ф.И.О.
5 «А», «Б», «Г» биология 100 % 92% Рамазанова Э.З.
5 «В» биология 100% 74% Подгол О.И.
5 «А», «Б», «В», «Г» география 100% 85% Гаврилова Н.А.
Итого: 100% 83,7% Лучшие показатели по биологии учителя Рамазановой Э.З.

В параллели шестых классов.
Классы Предмет Успеваемость % Качество знаний % Учитель Ф.И.О.
6 «А», «Б», «В» биология 100% 68% Подгол О.И.
6 «А», «Б», «В» география 100% 87% Гаврилова Н.А.
Итого: 100% 77,5% Лучший показатель качества знаний у учителя географии Гавриловой Н.А.

В параллели седьмых классов.
Классы Предмет Успеваемость % Качество знаний % Учитель Ф.И.О.
7 «А», «Б», «В» биология 100% 69% ПодголО.И.
7 «А», «Б», «В» география 100% 92% Гаврилова Н.А.
7 «А», «Б», «В» физика 100% 54,6% Большакова Л.Н.
Итого: 100% 71,86% Лучший показатель качества знаний у учителя Гавриловой Н.А.

В параллели восьмых классов.
Классы Предмет Успеваемость % Качество знаний % Учитель Ф.И.О.
8 «А», «Б», «В» биология 100% 61,3% ПодголО.И.
8 «А», «Б», «В» география 100% 87% Гаврилова Н.А.
8 «А», «Б», «В» физика 100% 61% Большакова Л.Н.
8 «А», «Б», «В» химия 100% 84% Рамазанова Э.З.
Итого: 100% 73,33%
Лучшие показатели в данной параллели у учителя географии Гавриловой Н.А.
В параллели девятых классов.
Классы Предмет Успеваемость % Качество знаний % Учитель Ф.И.О.
9«А», «Б», «В» биология 98,3% 62% ПодголО.И.
9 «А», «Б», «В» география 98,3% 75% Гаврилова Н.А.
9 «А», «Б», «В» физика 98,3% 44% Большакова Л.Н.
9 «А», «Б», «В» химия 98,3% 68% Рамазанова Э.З.
Итого: 98,3% 62,25%
Лучшие показатели в данной параллели у учителя географии Гавриловой Н.А.
Сравнение параллелей.
Классы Успеваемость % Качество знаний %
5 «А», «Б», «В», «Г» 100% 83,7%
6«А», «Б», «В» 100% 77,5%
7 «А», «Б», «В» 100% 71,86%
8 «А», «Б», «В» 100% 73,33%
9 «А», «Б», «В» 98,3% 62,25%
Итого: 99,66% 73,73%

Лучший результат в параллели пятых классов, учителя Гаврилова Н.А., Подгол О.И., Рамазанова Э.З.
Сравнительный результат в старшей школе.

Лучший показателей в данной параллели по учебному предмету география учитель Гаврилова Н.А.

Класс Предмет Успеваемость
Качество знаний

10«А», 11 «А» Химия 100% 85,7%
10«А», 11 «А» Биология 97% 80,5%
10«А», 11 «А» География 100% 92%
10«А», 11 «А» Физика 97% 69%
ИТОГО 98,5% 81,8%
Сравнение показателей успеваемости и качества знаний средней и старшей школы.

Лучший показатель по МО:
По успеваемости в средней школе 99,66%.
По качеству знаний в старшей школе 81,8%.
В целом по МО успеваемость и качество знаний находятся на должном уровне.
Сравнение результатов успеваемости и качества знаний за год.
Учитель Предмет Успеваемость

за первую четверть
за вторую четверть
за третью четверть За четвёртую четверть За год
Большакова Л.Н. физика 97,0 97,55 99,4 97,6 97,8
Гаврилова Н.А. география 99,7 98,62 99,6 99,4 99,3
Подгол О.И. биология 99,0 98,23 97,42 99,3 99,3
Пономаренко О.Г. химия 100 100 100
Рамазанова Э.З. биология
химия 100 100 100 100 100
98,5 96,66 99,12 99,15 99,15
итого 99,25 98,33 99,56 99,57 99,57
ИТОГО ПО МО: 98,73 98,18 98,99 99,17 98,77

Показатель успеваемость стабилен у всех учителей предметников, наблюдается незначительный рост показателя.
Учитель Предмет Качество знаний
за первую четверть за вторую четверть за третью четверть За четвёртую четверть год
Большакова Л.Н. физика 51 45,77 57,4 60,5 61
Гаврилова Н.А. география 81,6 76,25 74,4 79,2 88,6
Пономаренко О.Г. химия 71,5 85,7 85,7
Подгол О.И. биология 57,0 58,84 65,02 65,5 67,7
Рамазанова Э.З. биология

химия
итого 91,8 80,66 88,86 91 92
87,5 64,0 74,86 66,7 76
89,65 72,33 81,86 78,85 84
ИТОГО ПО МО: 69,81 63,29 69,67 73,95 77,4
Показатель качества знаний:
Учителя физики Большаковой Л.Н. вырос в течение года на 10%
Учителя географии Гавриловой Н.А. вырос в течение года на 7%
Учителя биологии Подгол О.И. вырос в течение года на 10,7%
Учителя химии Пономаренко О.Г. вырос в течение года на 14,2%
Учителя биологии и химии Рамазановой Э.З. снизился на 5,65%.

 По показателям успеваемости и качества знаний, рейтин в следующей последовательности:
у учителя географии Гавриловой Н.А.
у учителя химии и биологии Рамазановой Э.З.
у учителя биологии Подгол О.И.
у учителя химии Пономаренко О.Г.
у учителя физики Большаковой Л.Н.
Общие выводы:
Показателями успешной работы членов МО естественно цикла можно считать:
·      Положительная учебная и творческая мотивация учащихся.
·      Системный подход к анализу и планированию своей деятельности. Применение в своей педагогической деятельности инновационных технологий.
 Затруднения, выявленные в результате данного анализа:
Недостаточное тиражирование педагогического опыта.
Низкий процент участия педагогов естественно цикла в конкурсах педагогического мастерства.
 Результаты:
- использование различных  видов  работ на уроках как средство ликвидации пробелов учащихся;
- сформированы методические умения педагогов по применению инновационных технологий;
- сформированы методические умения по организации индивидуальной работы с учащимися.
* Затруднения в педагогической работе, выявленные в процессе настоящего анализа, могут быть решены благодаря тому, что основная часть педагогов творчески решает вопросы воспитания, развития, обучения учащихся. Решение этих проблем возможно только при целенаправленной методической работе и  внутришкольном контроле в соответствии с индивидуальными возможностями каждого учителя.
В связи с данными проблемами целесообразно осуществлять работу методического объединения в следующем направлении: «Формирование естественной образовательной среды, обеспечивающей условия перехода на стандарты нового поколения школьным образовательным пространством».
Цель работы: Освоение педагогами активных форм и методов обучения, воспитание и развитие творческих и самостоятельных учащихся.
Задачи:
Изучить на теоретическом уровне активные формы и методы обучения.
Внедрять на уроках педагогический опыт по использованию активных форм и методов обучения.
Делиться педагогическим опытом через посещение уроков коллег. Создать сайты, для того, чтобы обмениваться опытом с другими коллегами.
Анализировать результат на заседания методического объединения.
Активно работать с одаренными учащимися.
Председатель МО «Естествознания»
МБОУ «Школа №87» г.Ростова-на-ДонуБольшакова Л.Н.