Отчёт руководителя МО гуманитарного цикла по темам самообразования учителей- предметников

Воронокский филиал МБОУ «Крупецкая СОШ»




Сообщение на тему:

«Работа учителей - предметников гуманитарного цикла по темам самообразования»





Руководитель МО:
Антипова Т.И.


д. Воронок 2015 г.
Методическое объединение учителей гуманитарного цикла : работает над темой «Новые педагогические технологии и их реализация в условиях сельской школы»
В методическое объединение учителей гуманитарного цикла входит 4 педагога, имеющие следующие темы самообразования

Ф.И.О.
Тема самообразования
Какой год работает
Форма отчёта
Сроки

Ломова Наталья Васильевна
Гражданское и патриотическое воспитание на уроках литературы
2
Выступление на ШМО, педсовете
2014 -2016

Шулешова Людмила Николаевна
«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы»

4
Выступление на ШМО, педсовете
2012 - 2016

Пёхова Елена Ивановна
«Внеклассная работа с обучающимися по иностранному языку»

2
Выступление на ШМО, педсовете
2014 - 2016

Антипова Татьяна Ивановна

«Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания »

2
Выступление на ШМО, педсовете
2012 - 2015


Темы для самообразования, выбранные педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями гуманитарного цикла, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться
За отчетный период были проведены плановые заседания. Здесь, как правило, обсуждались современные технологии, обобщались опыты педагогов, что играет положительную роль в повышении педагогического мастерства учителя
Ломова Наталья Васильевна, работая над темой «Гражданское и патриотическое воспитание на уроках литературы» в своих выступлениях акцентирует внимание на то, что патриотическое и гражданское воспитание граждан является важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации.
Русский язык  и литература как учебные предметы несут чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений учитель предлагает учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также? Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые используются учителем при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: “Прилагательные полные и краткие” (5 кл.) - Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило;
“Степени сравнения имен прилагательных” (6 кл.) - Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д.
Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор. В упражнениях учебников много текстов - описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений “Любимый уголок природы”, “Мой город”, “Улица моего детства” и др.
Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся выполняют самые различные задания, например: Прочитайте в “Школьном толковом словаре” и “Словаре иностранных слов” словарные статьи, посвященные слову “патриот, патриотизм”. Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему “Что значит – быть патриотом”. Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?
Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости - мы видим в древнерусской литературе, в летописи “Повести временных лет”, изучающейся на протяжении трех лет. В 8 классе, изучая “Житие Александра Невского”, ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении “Слова о полку Игореве”.
В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Бородино” (5 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. На этих уроках происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Выразительное чтение стихотворения в исполнении учителя поможет учащимся осознать общий пафос стихотворения – патриотизм и народность, проявляющиеся в возвышенно-патетическом и разговорном стилях. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: “Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: “Ребята! Не Москва ль за нами?”. Анализ текста хорошо дополнят репродукции картин Ф. Рубо “Панорама Бородинской битвы”, “Кутузов под Бородиным” С.В. Герасимова, а также устное создание сценария фильма.
Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А. Крылова “Волк на псарне”. В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа пятиклассники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: “С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой”. И тут же выпустил на Волка гончих стаю”. Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах “Ради жизни на Земле” (5 кл.), “Произведения о Великой Отечественной войне” (6 кл.), “На дорогах войны” (7 кл.), “Стихи и песни о Великой Отечественной войне” (8 кл.). В них помещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.
Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.
Шулешова Людмила Николаевна, работая над темой самообразования «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы» в своих выступлениях говорит о том, что творчество – самый мощный импульс в развитии ребёнка. Потенциальная гениальность живёт в каждом человеке. Но сами дети не чувствуют в себе присутствие гениальности. Задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. В ходе работы использует различные методы и приёмы развития творческих способностей учащихся. Работа начинается в 5 классе с экскурсии в природу. В течение недели идёт небольшая подготовка: учитель просит ребят утром встать и подойти к окну. Увидеть и удивиться Потом они пишут о том, что увидели, чему удивились. И такие экскурсии проводит в разное время года. Шестиклассники пишут сочинение не только о природе, но и родном крае. Старшеклассники излагают свою позицию в прозе, а если получится и в стихах.
При изучении местоимений было дано задание сочинить сказку, главными героями которой стали местоимения различных разрядов.
Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является
драматизация во всех ее формах
1. Чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию. 2. Чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонаций, мимики героев. 3. Постановка “живых картин” к произведению. 4. Составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов.
5.Драматические импровизации . 6.Развернутые драматические представления.
Кроме перечисленных приемов на уроках литературы широко используется рисование иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой, составление видеоклипа, продолжить рассказ; нарисовать словесную картинку к рассказу; озаглавить рассказ, части рассказа; стихотворения и т.д.
Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников.
Пёхова Елена Ивановна, работая над темой самообразования «Внеклассная работа с обучающимися по иностранному языку» в своих выступлениях отмечает, что одним из средств активизации познавательного интереса на уроках немецкого языка» явяется игра. Используя такой приём обучения у учеников заметно развивается память, языковые, познавательные и коммуникативные способности, их речь становится богаче и выразительнее. Так на уроках учитель использует фонетические и орфографические игры.
Фонетические игры:  Слышу – не слышу. Цель: формирование навыков фонематического слуха. Какое слово звучит? Цель: формирование и совершенствование навыков установления звуко - буквенных соответствий и значений слов на слух. Кто правильнее прочитает считалку? Цель: формирование навыка произношения связного высказывания или текста. Орфографические игры: Игры для работы с алфавитом. Цель: контроль усвоения алфавита «Буквы рассыпались. Кто быстрее догадается, какое это было слово?» Цель: формирование словообразовательных и орфографических навыков. «Вставь букву». Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала. В ходе уроков учитель использует лексические и грамматические игры. Лексические игры: озвучивание картинки. Цель: активизация лексики по изученной теме Грамматические игры: игра в мяч. Цель: автоматизация употребления форм глагола в устной речи, подвижная игра – зарядка «Мы идем в зоопарк», создавшая не только благоприятную почву для развития двигательной активности детей, укрепления их здоровья, но и способствующая общению на иностранном языке, а сочетание движений, аудирования, говорения позволило довести используемый в игре речевой материал до степени автоматизма.  При работе в 5 классе учитель использует ролевые игры. Так при инсценировке сказки «Бременские музыканты» ученики могли проявить полностью свою фантазию. Принимая на себя роли животных и разбойников, они сопереживали, ориентировались в межличностных отношениях, проявляли заложенные в них творческие возможности по средствам немецкого языка.
Предложение “давайте поиграем” дети ждут с нетерпением. Количество игр безгранично, как и безгранична возможность разнообразить приёмы для обучения и воспитания детей. Чтобы дети не воспринимали уроки только как игру , но и уходили с урока, осознавая, что они научились понимать и выражать на иностранном языке что-то новое, читать что-то интересное, учитель обязательно подводит итоги урока.
Антипова Татьяна Ивановна, работая над темой самообразования «Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания » учитель отмечает, что одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность.
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.
Ведущее место занимают такие формы самостоятельной работы учащихся, которые основаны не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.
Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект.
Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.
Проектно-исследовательская деятельность реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема проекта-исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Главным компонентом проектно-исследовательской деятельности должен быть интеллектуальный поиск, важнейшей частью - стадия мысленного решения поставленной задачи.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Правила выбора темы проекта
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.
Длительность выполнения учебного проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. Постепенно их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Гипотеза исследования.
Организация исследования.
Подготовка к защите и защита работы.
Рефлексия
Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.
Стадии работы над проектом - это это «пять П»: Проблема Проектирование (планирование) -Поиск информации Продукт Презентация. Шестое «П» проекта его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
Обучающими были разработаны следующие проекты: «Детство, опалённое войной», «Искусство вышивки в моей семье», «Школа прошлого», «Школа будущего», «Моя любимая профессия», «История школы», «История одного памятника», «История Покровского храма», «Государственная символика», «История герба Курской области», «История флага Курской области», «Топонимы Курской области», «Традиции и обряды Курской области», «История семьи Романовых», «Культура Российской империи в 19 в», «Культура Древнерусского государства»
Обучающие защищая свои проекты на районных краеведческих конференциях, занимали призовые места и награждены грамотами: Антипов Е., Зеленина Н., Душкина Л., Тринина М., Фролова Н., Фоменко Л. Также Фролова Н., Фоменко Л. имеют дипломы областного краеведческого конкурса «Отечество».
Работа по темам самообразования, конечно, способствует профессиональному самосовершенствованию педагогов, но только тех, кто заинтересован в своем профессиональном росте. Новой школе нужен новый учитель, мобильный, готовый к восприятию инноваций и умеющий действовать по-новому.