Статья Духовный потенциал русской классики второй половины 19 века в современной школе
Насколько востребован духовный потенциал русской классики второй половины 19 века в современной школе
Духовный потенциал русской классики второй половины 19 века в современной школе имеет большое значение, так как литература - одна из основополагающих ролей в обществе. У нас многонациональный край, многоязычный, с разными традициями. В таком обществе объединяющую роль может играть литература. Есть какие-то вечные, общечеловеческие ценности, которые понятны всем: общие проблемы, общие переживания. И классическая литература доступным языком эти проблемы обсуждает.
Иногда можно услышать мнение, что русская классика устарела и сегодня дети в ней не особенно нуждаются. Но это не как!
Мне кажется, что при изучении русской классики очень важна для современного ребенка мотивация, зачем ему что-то нужно. И одна из форм мотивации заключается в том, что литература - это способ познания жизни. Она помогает выявить психотипы, понять их черты, потом ребенок видит в реальной жизни этих людей и может как-то понять логику их поведения.
Действительно, для некоторых 19 век — позапрошлый, и они думают, что дети не понимают реалии той жизни. У некоторых возникает вопрос: «Зачем это нам?». А главное, что у ряда взрослых возникает то же самое отношение: зачем это нашим детям, они другие, у них все другое. Что другое? Они не влюбляются? У нас исчезли лишние люди? Наши чиновники перестали действовать на показ? Психотипы никуда не исчезают. Такого человека и сейчас можно встретить в жизни. И где найти ответ? Именно в литературе. И.С. Тургенев говорил: «Я стремился, насколько хватало сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить то, что Шекспир называл самый образ и давление времени».
Можно встретить и другую точку зрения: зачем нам ваша русская литература с ее антибуржуазным пафосом?.. Она не воспитывает уважение к собственнику, у нее там неудачники сплошные. Чему детей учим? Образцам поведения вот этих самых неудачников?
Нет, литература помогаем детям понять причины этих неудач.
Важен не неудачник в качестве примера - важно понять, что привело к этому фиаско. Именно классическая литература поможет предохранить от этих нравственных ошибок. А потом, в русской литературе есть разные персонажи. В произведениях И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского появляются образы мужиков - праведников, бунтарей и альтруистов-философов. "Диалектика души" стала важным открытием русской литературы этого периода. Герой Достоевского – это мятущийся герой, который постоянно находится в поисках себя. Этот путь полон страданий, крови, греха. Но всегда это мыслящий человек, пытающийся познать себя. В своем отрицании и Бога и жизни герой Достоевского намного честнее, чем многие «верующие» и «добропорядочные» люди.
Таким образом, русская литература второй половины 19 века очень разнообразна и ярка. Каждый писатель того времени – это настоящая величина не только русской, но и мировой литературы. Они учат любви к родине, стремлению улучшить жизнь людей. Поэтому неоспоримо, что главную роль в духовно-нравственном воспитании играет классическая русская литература в ее лучших образцах, аккумулирующая в себе законы нравственности, и что она очень востребована в современной школе.