Программа внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности Волейбол (5-11 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Согласовано
на МО учителей физической культуры и ОБЖ
Протокол №1 от 30.08.2013 г.
Утверждена
Приказом №____ от 02.09.2013 г.
Директор МБОУ «СОШ №1»
________________ Л.Ф. Блинова
Программа
внеурочной деятельности
физкультурно-спортивной направленности
«Волейбол»
(5-11 классы)
Возраст: 11-17 лет
Вид программы по сроку реализации: развивающая (7 лет)
Направление программы: физкультурно-спортивное
Ф.И.О., должность автора: Наталья Христофоровна Ермак, учитель физической культуры
Название населенного пункта: г. Микунь.
Год разработки: 2013год.
Пояснительная записка
Рабочая программа спортивной секции «Волейбол» составлена в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» (В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: «Просвещение», 2004.).
Данная программа является физкультурно-спортивной направленности и рассчитана на 7 лет, т.е. является развивающей. Она ориентирована на учащихся 5-11 классов, в связи с чем при подборе упражнений и нагрузок необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
Цель:
- обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности обучающихся;
- гармоничное развитие физических и духовных сил подрастающего поколения;- подготовка спортивных резервов в волейболе, достижение обучающимися высоких спортивных результатов.
Для решения этой цели обеспечиваются следующие задачи:
Обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
Развивать необходимые физические качества (силу, выносливость, гибкость, координацию движения, быстроту реакции, меткость);
Способствовать укреплению здоровья;
Развивать двигательные способности;
Создание надежной базы физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта.
Волейбол – спортивная командная игра, где каждый игрок действует с учетом действия своего партнера. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся:
подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;
действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы;
постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.
Реализация данной программы предполагает:
- овладение техникой основных приемов нападения и защиты;
- формирование навыков деятельности игрока совместно с партнерами на основе взаимопонимания и согласования;
- приобретения навыков организации и проведения самостоятельных занятий по волейболу;
- содействие общему физическому развитию и направленное совершенствование физических качеств, применительно к данному виду спорта.
Данная программа рассчитана на 105 часа.
Содержание программы
№ урока
Разделы
Элементы содержание
Кол-во
часов
1-4
Обучение технике подачи мяча (33ч)
Подводящие упражнения для нижней прямой подачи.
Специальные упражнения для нижней прямой подачи. Подача на точность.
4
5-11
Подводящие упражнения для нижней боковой подачи.
Специальные упражнения для нижней боковой подачи.
Учебная игра.
7
12- 16
Подводящие упражнения для верхней прямой подачи.
Специальные упражнения для верхней боковой подачи. Развитие координации. Учебная игра.
5
17-20
Подводящие упражнения для подачи с вращением мяча. Специальные упражнения для подачи с вращением мяча. Специальные упражнения через сетку (в паре). Упражнения для развития ловкости, гибкости. Учебная игра.
4
21-26
Подводящие упражнения для подачи в прыжке. Специальные упражнения для подачи в прыжке. Развитие прыгучести. Упражнения для развития взрывной силы. Учебная игра.
6
27-33
Передачи в прыжке над собой, назад (короткие, средние, длинные). Передача двумя с поворотом, одной рукой. Развитие координации. Учебная игра.
7
34-43
Техника нападения (21ч)
Упражнения с набивными мячами, с баскетбольными мячами. Специальные упражнения в парах на месте. Специальные упражнения в парах, тройках с перемещением. Специальные упражнения у сетки. Учебная игра.
10
44-54
Упражнения для напрыгивания. Специальные упражнения у стены в опорном положении. Специальные упражнения на подкидном мостике. Специальные упражнения в парах через сетку. Упражнения для развития прыгучести, точности удара. Учебная игра.
11
55-64
Техника защиты (10ч)
Упражнения для перемещения игроков. Имитационные упражнения с баскетбольным мячом по технике приема мяча. (на месте, после перемещений). Специальные упражнения в парах, тройках без сетки. Специальные упражнения в парах через сетку. Учебная игра.
10
65-73
Тактика защиты (9ч)
Упражнения для перемещения блокирующих игроков. Имитационные упражнения по технике блокирования (на месте, после перемещения). Имитационные упражнения с б/б мячами (в паре). Упражнения по технике группового блока. Учебная игра.
9
74-94
Тактика нападения (22ч)
Падение на спину, бедро – спину, набок, на голени, кувырок, на руки – грудь. Учебная игра. Акробатические упражнения. Технико-тактические действия нападающего игрока (блок – аут). Групповые действия в нападении через игрока задней линии.
22
95-105
Игра по правилам с заданием. (10ч)
Групповые взаимодействия. Командные действия в нападении. Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. Специальные упражнения через сетку (в паре).
10
Итого
105
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Раздел
Тема
Содержание занятия
Теор.
Практ.
Дата
Прим
Факт
1-4
Обучение технике подачи мяча (33ч)
2
Нижняя прямая подача.
Подводящие упражнения для нижней прямой подачи. Специальные упражнения для нижней прямой подачи. Подача на точность.
0,2
1,3
5-11
2
Нижняя боковая подача.
Подводящие упражнения для нижней боковой подачи. Специальные упражнения для нижней боковой подачи. Учебная игра.
0,2
1,3
12-16
4
Верхняя прямая подача
Подводящие упражнения для верхней прямой подачи. Специальные упражнения для верхней боковой подачи. Развитие координации. Учебная игра.
0,2
1,3
17-20
2
Подача с вращением мяча.
Подводящие упражнения для подачи с вращением мяча. Специальные упражнения для подачи с вращением мяча. Специальные упражнения через сетку (в паре). Упражнения для развития ловкости, гибкости. Учебная игра.
0,2
0,2
1,3
1,3
21-26
4
Подача в прыжке.
Подводящие упражнения для подачи в прыжке. Специальные упражнения для подачи в прыжке. Развитие прыгучести. Упр. для развития взрывной силы. Учебная игра.
0,2
0,2
1,3
1,3
27-33
2
Верхняя передача мяча
Передачи в прыжке над собой, назад (короткие, средние, длинные) Передача двумя с поворотом, одной рукой. Развитие координации. Учебная игра.
0,2
1,3
34-43
Техника нападения (21ч)
4
Передача в прыжке
Упражнения с набивными мячами, с баскетбольными мячами. Специальные упражнения в парах на месте. Специальные упражнения в парах, тройках с перемещением. Специальные упражнения у сетки. Учебная игра.
0,2
1,3
44-54
4
Нападающий удар.
Упр. для напрыгивания. Специальные упр.я у стены в опорном положении. Специальные упр. на подкидном мостике. Специальные упр. в парах через сетку. Упр. для развития прыгучести, точности удара. Учебная игра.
0,2
0,2
1,3
1,3
55-57
Техника защиты (10ч)
4
Приемы мяча.
Упр. для перемещения игроков. Имитационные упр. с баскетбольным мячом по технике приема мяча. (на месте, после перемещений). Специальные упр. в парах, тройках без сетки. Специальные упр. в парах через сетку. Учебная игра.
0,2
1,3
58-62
4
Прием мяча с падением.
Падение на спину, бедро – спину, набок, на голени, кувырок, на руки – грудь. Учебная игра. Акробатические упражнения.
0,2
0,2
1,3
1,3
63-64
2
Блокирование (подвиж. и неподвиж.)
Упр. для перемещения блокирующих игроков. Имитационные упр. по технике блокирования (на месте, после перемещения). Имитационные упражнения с баскетбольными мячами.(в паре). Специальные упр. через сетку (в паре). Упр. по технике группового блока. Учебная игра.
0,2
0,2
1,3
1,3
65-66
Тактика защиты (9 ч)
2
Групповые действия в защите внутри линии и между линиями.
Упражнения на развитие прыгучести и прыжковой ловкости волейболиста. Учебная игра.
0,2
1,3
67-68
2
Элементы гимнастики и акробатики в занятиях волейболиста.
Технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны. Упражнения для развития быстроты перемещения. Учебная игра.
0,2
1,3
69-71
2
Элементы баскетбола в занятиях волейболистов.
Технико-тактические действия в защите для страховки крайним защитником, свободным от блока. Учебная игра
0,2
1,3
72-73
2
Индивидуальные тактические действия при приеме подач.
Прием мяча от сетки. Индивидуальные тактические действия при приеме нападающего удара. Развитие координации. Учебная игра.
0,2
1,3
74
Тактика нападения (22 ч)
1
Индивидуальные и групповые действия нападения.
Групповые взаимодействия. Командные действия в нападении. Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями.
0,2
1,3
75-76
3
Индивид. тактические действия.
Выполнение вторых передач. Подбор упражнений для развития быстроты перемещений. Учебная игра.
0,2
1,3
77-79
3
Индивидуальные и групповые действия.
Взаимодействие игроков. Игра в защите игроков и команды в целом. Групповые взаимодействия. Упражнения для развития ловкости,
гибкости. Учебная игра.
0,2
0,2
1,3
1,3
80-82
3
Индивидуальные тактические действия при выполнении первых передач на удар.
Передача в прыжке-откидке, отвлекающие действия при вторых передачах. Упражнения для воспитания быстроты ответных действий. Упражнения на расслабление. Боковой нападающий удар, подача в прыжке. СФП. Упражнения для совершенствования ориентировки игрока. Учебная игра.
0,2
0,2
1,3
1,3
83-85
2
Тактика нападающего удара.
Нападающий удар задней линии. СФП. Подбор упр. для развития специальной силы. Учебная игра.
0,2
1,3
86-88
3
Индивидуальные тактические действия блокирующего игрока.
Упражнения для развития прыгучести. Нападающий удар толчком одной ноги. Подбор упражнений для развития взрывной силы. Учебная игра.
0,2
1,3
89-91
3
Отвлекающие действия при нападающем ударе.
Упр. для развития гибкости. Технико-тактические действия нападающего игрока (блок – аут). Упр. для развития силы (гантели, эспандер). Переход от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот). Учебная игра.
0,2
0,2
1,3
1,3
92-94
3
Взаимодействия нападающего и пасующего
Передача мяча одной рукой в прыжке. Учебная игра.
0,2
1,3
95-100
Игра по правилам с заданием (11 ч)
2
Групповые действия в нападении через игрока передней линии.
Обманные нападающие удары. Групповые действия в нападении через игрока задней линии. Подбор упражнений для развития взрывной силы. Учебная игра.
0,2
1,3
100-105
2
Командные действия в защите
Учебная игра с заданием.
0,2
0,2
1,3
1,3
Литература:
Голомазов В. А. Ковалев В. Д., Мельников А. Г. «Волейбол в школе» - М.: Просвещение, 1989.
Мармор В. К. «Специальные упражнения волейболиста» - Кишинев: «Карта Молдовеняска», 1995.
УМК:
Мерзляков В. В., Гордышев В. В. «Игры, эстафеты, игровые упражнения волейболиста» - Волгоград, 1987.
«Физическая культура в школе» - Москва, 2010
«Физкультура и спорт» - Москва, 2010.
Приложение
Нижняя прямая подача (см. рис. 1) выполняется из положения, при котором игрок стоит лицом к сетке, ноги в коленных суставах согнуты, левая выставлена вперед, масса тела переносится на правую стоящую сзади ногу. Пальцы левой, согнутой в локтевом суставе руки поддерживают мяч снизу. Правая рука отводится назад для замаха, мяч подбрасывается вверх-вперед на расстояние вытянутой руки. Удар выполняется встречным движением правой руки снизу-вперед примерно на уровне пояса. Игрок одновременно разгибает правую ногу и переносит массу тела на левую. После удара выполняется сопровождающее движение руки в направлении подачи, ноги и туловище выпрямляются.
Рисунок 1 – Нижняя прямая передача
Верхняя прямая подача. В исходном положении игрок находится лицом или вполоборота к сетке. Поддерживая мяч на уровне плеча, игрок равномерно распределяет массу тела на ноги, бьющая рука согнута в локтевом суставе и подготовлена к замаху. Мяч подбрасывают несколько вперед, до 1 м выше вытянутой руки. После подбрасывания мяча бьющей рукой выполняется замах вверх-назад, прямая рука отводится назад. Во время удара бьющая рука движется вперед-вверх, удар выполняется впереди игрока. Чтобы придать мячу вращение, нужно в момент удара кисть руки накладывать на поверхность мяча так, чтобы направление силы удара не проходило через центр тяжести мяча, то есть смещать кисть руки в сторону или вверх от середины. Во всех случаях при подаче с большой начальной скоростью мяч должен вращаться вокруг горизонтальной оси. Тогда он остается в пределах площадки, хотя и имеет первоначальное направление полета вперед-вверх. Чтобы выполнить подачу без вращения мяча и вызвать его колебания, подбрасывание мяча производится без его вращения. Удар по мячу выполняется быстро и резко напряженной кистью. В этом случае мяч будет планировать (рис. 2).
Рисунок 2 – Верхняя прямая передача
В последнее время все чаще применяется подача в прыжке. Отличительными особенностями ее являются: использование разбега (подобно нападающему удару), подбрасывание мяча на 1,5 – 2 м вперед, удар в прыжке и приземление после удара в пределы площадки.
Существует также несколько способов верхней боковой подачи. Удар по мячу наносят выше уровня плечевого сустава, стоя боком к сетке. Выполняя подачу с вращением мяча с места, игрок подбрасывает его почти над головой на высоту до 1,5 м. Бьющей рукой делает замах вниз-назад, масса тела переносится на соответствующую бьющей руке ногу. Продолжается движение руки сзади-вперед, удар по мячу производится впереди-сзади, туловище поворачивается в сторону сетки. Верхнюю боковую подачу можно выполнять и после одного или нескольких шагов, что дает возможность увеличить силу удара.
Упражнения
Освоения подбора мяча. Мяч на ладони левой руки. Подбросить его вертикально вверх на высоту 60 – 80 см и дать упасть на пол (15 – 20 раз).
Освоение ударного движения. Прямой игрок сбивает мяч с ладони, выпрямленной на уровне пояса левой руки – для нижней прямой подачи; сбивание мяча, расположенного на пальцах выпрямленной вперед – вверх левой руки, - для верней прямой подачи.
Игрок принимает стойку готовности в 6 м от сетки, мяч на ладони левой руки – правой рукой сделать замах, мяч подбросить вверх и ударом правой перебить через сетку.
Пять подач подряд из-за лицевой линии в пределы площадке.
Подачи в правую, левую половины площадки.
Подачи на силу – верхняя прямая и боковая.
Подачи в дальнюю, ближнюю части площадки.
Подачи мяча, чередуя различные способы (снизу, сверху).
Подачи на точность последовательно в зоны 1, 6, 5, 4, 2.
Примерные упражнения для технической подготовки волейболистов
Передвижения.
1. Занимающиеся располагаются в шеренгах за лицевой линией. По определенному сигналу они выполняют передвижения бегом к сетке, затем спиной вперед обратно. То же, но с имитацией определенного приема игры
2. Занимающиеся располагаются в двух колоннах в зонах 1 и 5. По сигналу бегут в зону 6, останавливаются и имитируют определенный прием игры.
3. Расположение в шеренгах. Стартовые ускорения вперед, вправо, влево из различных положений: сидя лицом и спиной к направлению передвижения; лежа на спине и на животе головой и ногами в том же направлении.
4. Расположение в колонне по одному за лицевой линией. Первый игрок из зоны 1 выполняет ускорение в зону 2, откуда передвигается вдоль сетки приставными шагами в зону 4, а затем спиной вперед, назад в зону 5. Из зоны 5 игрок передвигается в зону 6, где выполнив остановку и имитацию приема мяча снизу двумя руками, уходит в конец колонны.
5. Расположение то же, что в упражнении 5. Первый игрок выполняет ускорение в зону 6, имитирует прием мяча снизу одной рукой, затем передвигается в зону 2, где имитирует нападающий удар. Из зоны 2 возвращается спиной вперед в зону 6, откуда, подбежав в зону 4 к сетке, выполняет блокирование, снова передвигается спиной вперед в зону 6 и уходит в конец колонны.
Для того чтобы лучше усвоить технику выполнения передвижения, рекомендуется использовать различные подвижные игры.
«Падающая палка».
Занимающиеся строятся в круг диаметром 6 – 7 м, рассчитываются по порядку. В центре круга – водящий, который придерживает за верхний конец палку, находящуюся в вертикальном положении. Водящий вызывает номер кого-либо из игроков и отпускает верхний конец палки. Тот, кого вызвали, должен сделать выпад и, не дав палке упасть, подхватить ее. Если он успел выполнить задание, то возвращается на свое место, а если не успел, – заменяет водящего, и игра продолжается. Постепенно расстояние к палке увеличивается, а играющие выполняют бег с последующим прыжком и остановкой. Вариант: с освоением навыка передвижения к палке ее можно заменить мячом и проводить игру «Падающий мяч». Подачи 1. Занимающиеся располагаются на обеих сторонах площадки в шеренгах напротив сетки, в. 5 – 6 м от нее и выполняют подачи избранным способом через сетку. То же, но занимающиеся располагаются на лицевых линиях площадки. 2. Занимающиеся в колонне по одному располагаются на месте подачи и выполняют подачи избранным способом. 3. Подачи выполняются в определенные зоны и по ориентирам, расположенным на площадке. Передача мяча На рисунке 3а показаны основные положения при выполнении передачи. Надо успеть занять устойчивое исходное положение, затем, разгибая ноги и руки, отрывистым касанием кончиков пальцев рук мячу придается нужное направление. Встреча рук с мячом происходит над лицом несколько впереди, нельзя мяч отбивать ладонями, это нарушение правил игры. При передаче, стоя спиной к цели, встреча рук с мячом происходит над лицом. Передача выполняется за счет разгибания рук в локтях и движения туловища назад-вверх с одновременным прогибанием в грудной и поясничной части. а) б) Рисунок 3 – Передача мяча Передача в прыжке (рис. 3б) выполняется в высшей точке прыжка за счет активного разгибания рук. Прыжок выполняется толчком двух ног с места или после одного-двух шагов. Передачей в прыжке мяч направляется через сетку.
Отбивание мяча кулаком к сетке.
В игре, особенно у новичков, мяч иногда опускается у самой сетки. Здесь поможет отбивание кулаком в прыжке. Лучше расположиться боком к сетке (правым при отбивании правой рукой), иногда и спиной. Здесь важно рассчитать прыжок, чтобы встретить мяч над сеткой.
~ 13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315 ~
Рисунок 2Рисунок 315