ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «Спортивно-развивающая игра — баскетбол»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. УЛЬЯНОВСКА
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА № 2»
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор МБУ ДО г. Ульяновска
от «___» _______2016 г. «ЦДТ № 2»
Протокол № ____ _____________ М.В. Сазонова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности
«Спортивно-развивающая игра - баскетбол»
Объединение «Баскетбол»
Срок реализации программы - 2 года
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Кузерова Дина Джамильевна
г.Ульяновск,
2016 г.
Структура дополнительной общеразвивающей программы
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка. стр.
1.2 Цель и задачи программы. стр.
1.3 Содержание программы. стр.
1.4 Планируемые результаты. стр.
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график стр.
2.2 Условия реализации программы. стр.
2.3 Формы аттестации. стр.
2.4 Оценочные материалы. стр.
2.5 Методические материалы. стр.
2.6 Список литературы. стр.
2.7 Словарь терминов стр.
2.8 Приложения стр.
1. Комплекс основных характеристик программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивно-развивающая игра - баскетбол» разработана для предоставления образовательных услуг обучающимся среднего школьного возраста (13 -15 лет) в условиях МБУ ДО г.Ульяновска «ЦДТ №2».
Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивно-развивающая игра - баскетбол» физкультурно-спортивной направленности.
Уровень программы - базовый.
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273),
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726
Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Устав МБУ ДО г.Ульяновска «ЦДТ №2».
Положение об объединении (локальный акт).
Актуальность программы.
Среди наиболее эффективных средств спортивно-оздоровительной работы со школьниками во внеурочное время баскетбол занимает видное место. Этот вид спорта развивает двигательную активность, улучшает сердечно - сосудистую и дыхательную систему, укрепляет иммунную систему организма.
Технические приемы, тактические действия и собственно игра в баскетбол включают большие возможности для укрепления здоровья, формирования жизненно важных двигательных навыков, совершенствования физических качеств.
Отличительная особенность программы.
Программа предоставляет возможности обучающимся, достигшим 12-16 летнего возраста, но не получившим ранее практики занятий баскетболом или каким-либо другим видом спорта, имеющим различный уровень физической подготовки, приобщиться к активным занятиям баскетболом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе.
Игровая деятельность вырабатывает волю и характер, формирует умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. У обучающихся развиваются такие качества как: товарищество, доброта, честность, трудолюбие, дисциплинированность, соблюдение порядка, стремление быть сильным и ловким, привычки подчинять свои действия интересам коллектива, развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.
Адресат программы.
Программа предназначена для проведения занятий с обучающимися 13 -15 лет.
Этот возраст характеризуется следующими особенностями:
Это обучающиеся, которым знаком данный вид спорта. У них сформированы базовые представления о тактике и технике ведения данного вида игры. В этом возрасте может развиться и достигать высокой степени совершенства тонкая координация, пространственная точность движений и способность дифференцировать мышечное напряжение. Быстрый рост костной ткани значительно опережает соотношение мышечной массы с массой скелета. Организм адекватно воспринимает направленные нагрузки, в зависимости от периода учебно-тренировочного процесса.
Объем программы. Данная программа обучения рассчитана на 144 часа в год – 1 год обучения, 144 часа – 2 год обучения, необходимых для освоения программы. Всего 288 часов на весь период обучения.
Формы обучения и виды занятий
Программа рассчитана на очную форму обучения (с учетом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") и включает 108 занятий (теории и практики).
Обучение в объединении очное, групповое.
В содержание учебно-тренировочных занятий в группах начальной подготовки входят:
Общефизическая подготовка с широким диапазоном средств всестороннего физического воздействия.
Подготовительные упражнения, способствующие овладению разнообразными технико-тактическими приемами.
Подводящие и основные упражнения, способствующие овладению техническими и тактическими приемами.
Подготовительные игры и игровые упражнения.
Теоретические занятия по программе.
Срок реализации программы: 2 года обучения.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 2 астрономических часа (45 минут занятие, 15 мин).
Количество обучающихся в группе составляет 15 человек. СанПин 2.4.3172-14.
Зачисление в объединение осуществляется на основании заявления от родителей (законных представителей) и заключения договора без предъявления требований к знаниям, умениям, навыкам. (Приказ № 1008, п.7).
1.2 Цель и задачи программы.
1 год обучения
Цель занятий первого года обучения: привитие интереса к регулярным занятиям спортом и баскетболом в частности.
Задачи 1-ого года обучения:
Обучающие:
- овладение основным техническими требованиями баскетбола (бросок с двух шагов ведения, ведения с изменением направления, повороты);
- умение вести игру в одно кольцо в среднем темпе, владение счетом.
Развивающие:
- формирование основных физических качеств (быстроты, гибкости, ловкости, выносливости, силы);
- развитие основ специальных физических качеств (реакции, чувства мяча).
Воспитывающие:
- формирование основных морально- эстетических принципов (уважение к окружающим, вежливости, взаимопонимания, взаимопомощи.
Цель второго года обучения: формирование индивидуального игрового стиля обучающихся.
Задачи второго года обучения:
Обучающие:
- повышение функциональной подготовленности;
- расширение диапазона технических приемов (сложных бросков, передач, дриблингов, финтов);
- формирование умения играть в паре в одно кольцо в медленном и среднем темпе.
Развивающие:
- повышение уровня специальных физических качеств (быстроты реакции, чувства мяча, быстроты исполнения бросков, открываний в штрафной площадке);
- приобретение навыков судейства соревнований; приобретение соревновательного опыта.
Воспитывающие:
- привитие чувства ответственности, сознательности и активности на занятиях.
1.3 Содержание программы.
Первый год обучения
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы организации занятий
Формы
аттестации
(контроля)
Всего
Теория
Практика
1.
Раздел 1. Введение (6 часов)
Тема 1.1. Водное занятие. Гигиенические знания и навыки. Режим дня и питание спортсмена.
Входная диагностика.
6
опрос,
текущий контроль.
2.
Раздел 2. ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (22 часа)
Парные и групповые упражнения;
6
1
5
сдача нормативных требований.
Легкоатлетические упражнения;
6
1
5
Акробатические упражнения;
5
1
4
Спортивные и подвижные игры.
5
1
4
3.
Раздел 3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (45 часов)
Упражнения для привития навыков быстроты
9
1
8
самостоятельная и практическая работа на занятии, соревнования.
Упражнения, направленные на развитие прыгучести
9
1
8
Упражнения с отягощениями
9
1
8
Упражнения, направленные на развитие специальной ловкости.
9
1
8
Упражнения для воспитания скоростно-силовых
качеств.
9
1
8
4.
Раздел 4 ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (51 час)
Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек.
14
2
12
контрольные упражнения, зачет.
Техника ведения мяча.
Техника ловли и передачи мяча.
14
2
12
Техника бросков мяча.
4
1
3
Освоение индивидуальных защитных действий.
8
2
6
Закрепление техники и развитие координационных
способностей.
6
1
5
5
Раздел 5 ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (8 часов)
Тактика свободного нападения
4
2
2
тренинг,
контрольная игра.
Тактика защиты.
4
2
2
6
ПРАВИЛА ИГРЫ (4 часа)
7
СОРЕВНОВАНИЯ (6 часов)
8
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 часа)
Итоговое занятие. Итоговая диагностика
соревнования, текущий контроль
Итого часов:
144 часа
Учебный план 2-ой год обучения
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы организации занятий
Формы
аттестации
(контроля)
Всего
Теория
Практика
1.
Раздел 1. Введение (6 часов)
Тема 1.1. Водное занятие. Гигиенические знания и навыки. Режим дня и питание спортсмена.
Входная диагностика.
6
опрос,
входная диагностика, устный зачет.
2.
Раздел 2. ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (20 часов)
Общеразвивающие упражнения;
6
1
5
сдача нормативных требований.
Упражнения на снарядах и тренажёрах.
6
1
5
Спортивные и подвижные игры.
8
2
6
Общеразвивающие упражнения.
6
1
5
3.
Раздел 3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (45 часов)
Упражнения направленные на развитие
быстроты
9
1
8
контрольные игры, текущая, практические занятия.
Упражнения для воспитания скоростно-силовых
качеств
9
1
8
Упражнения направленные на развитие прыгучести
9
1
8
Упражнения с отягощениями
9
1
8
Упражнения, направленные на развитие
выносливости и координации.
9
1
8
4.
Раздел 4 ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (57 часов)
Техника передвижений, остановок, поворотов и
стоек
20
2
18
зачёт, сдача контрольного упражнения, сдача контрольных нормативов, контрольная игра.
Техника ведения мяча
18
2
16
Техника ловли и передачи мяча
5
2
3
Техника бросков
8
2
6
Освоение индивидуальных защитных действий.
6
1
5
5
Раздел 5 ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (8 часов)
Тактика приёмов и передач; индивидуальные,
групповые, командные действия
4
2
2
зачет, контрольная игра
Тактика защиты.
4
2
2
6
ПРАВИЛА ИГРЫ (4 часа)
7
СОРЕВНОВАНИЯ (6 часов)
8
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 часа)
Итоговое занятие. Итоговая диагностика
соревнования, текущий контроль
Итого часов:
144 часа
Содержание учебно-методического плана.
Первый год обучения
1.Введение. Занятие № 1 (2 часа)
Теория. Появление игры «Баскетбол» в XIX веке в США. Когда и при каких обстоятельствах она появилась в России. Этапы развития. Изменение правил игры.
Практика. Рассматривание рисунков, фотографий, плакатов, книг.
Форма контроля: в виде викторины.
Форма игроков.
Теория. Видоизменение игровой формы по мере развития баскетбола. Объяснение использования строго определенной формы в современной игре в баскетбол - необходимость быстрого и свободного перемещения по площадке.
Практика. Работа с каталогами.
Форма контроля - зачет (контрольные вопросы).
Инвентарь для игры в баскетбол.
Теория. Игровая площадка (спортзал), кольца, мяч, б/б щиты. Их форма, размеры, особенности, окраски.
Практика. Осмотр площадки, б/б корзины, сетки на нем, годность мяча.
Форма контроля- зачет (контрольные вопросы).
2. Основы знаний. Занятие №2 (2 часа)
Теория. Влияние физических упражнений на организм человека.
Практика: школьники знакомятся с понятиями здорового и больного организма, с понятиями двигательных способностей.
Формы контроля: преимущество отдается текущему контролю, спортивном зале, а также познакомить с инструкцией на случай внезапных пожаров.
Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Ознакомить учащихся с правилами поведения в спортивном зале, а также познакомить с инструкцией на случай внезапных пожаров.
Практика: завести тетрадь по ТБ и охране труда, провести инструктаж под роспись обучающихся, подкрепляя личной подписью. Занести проведение инструктажа в учебный журнал группы.
Форма контроля: устный зачет.
Техника игры в баскетбол. Занятия №3-34 (64 часа)
Теория: ведение баскетбольного мяча, перемещения, основные стойки.
Практика: обучение технике ведения баскетбольного мяча на месте и в движении, перемещениям, обучение технике основной стойки баскетболиста, изучение плакатов, фотографий, просмотр Видеофильма.
Формы контроля: преимущество отдается текущему контролю, спортивном зале, а также познакомить с инструкцией на случай внезапных пожаров.
Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Ознакомить учащихся с правилами поведения в спортивном зале, а также познакомить с инструкцией на случай внезапных пожаров.
Практика: завести тетрадь по ТБ и охране труда, провести инструктаж под роспись обучающихся, подкрепляя личной подписью. Занести проведение инструктажа в учебный журнал группы.
Форма контроля: устный зачет.
3. Техника игры в баскетбол. Занятия №3-34 (64 часа)
Теория: ведение баскетбольного мяча, перемещения, основные стойки.
Практика: обучение технике ведения баскетбольного мяча на месте и в движении, перемещениям, обучение технике основной стойки баскетболиста, изучение плакатов, фотографий, просмотр Видеофильма.
Форма контроля - зачет (контрольные вопросы).
Бросок по кольцу с двух шагов после ведения
Теория: бросок по кольцу с двух шагов после ведения - это самый простейший прием, позволяющий забрасывать мяч в корзину непосредственно броском в квадрат вблизи баскетбольного щита.
Практика - освоение броска с двух шагов без мяча (имитация на месте), освоений броска с двух шагов под счет учителя (имитация броска без мяча). Освоение броска с двух шагов с мячом под счет учителя около б/б щита.
Форма контроля: контрольные упражнения, зачет.
Передача мяча в движении и ловля мяча на месте и в движении.
Теория: передача мяча в движении и ловля мяча на месте и в движении - это один из самых нужных элементов баскетбола во время ведения игры. Точная игра в пас, а также хорошая ловля и передача в движении - залог успешных командных действий.
Практика: освоение передачи мяча на месте и в движении, над головой двумя, от пола отскоком, от груди, правой и левой от плеча, с поворотом, с шага, с двух шагов. Освоение ловли мяча на месте и в движении то же самое, что в передачах мяча на месте и в движении. В начальной стадии применяется ловля спущенного мяча.
Форма контроля: контрольные упражнения, зачет.
4. Тактическая подготовка
Теория:
Эти задачи сводятся к выполнению нескольких простых правил:
- не терять мяч в атаке от непродуманных ходов, выполнять четко и продуманно установку на игру;
- мяч выводить из зоны с помощью коротких передач, не заигрываться;
- атаку проводить внимательно, разыграть мяч до верного;
- не атаковать и бросать из неудобного положения.
Практика: разучивание простейших тактических комбинаций в игре в одно кольцо 3x3, в два кольца 3x3.
Форма контроля: тренинг, контрольная игра.
5. Общие физические упражнения.
Теория: для всестороннего физического развития обучающихся используются общеразвивающие упражнения - наклоны, приседания, прыжки, бег, упражнения на гимнастической стенке, скамейках, прыжки на скакалках, на перекладине, на матах.
Практика: выполнение общеразвивающих упражнений во время разминки.
Форма контроля: сдача нормативов.
6. Специальные упражнения
Теория: специфика игры в баскетбол требует от игроков в ловкости, быстроты и выносливости. Развитию этих физических качеств способствуют специальные упражнения. Для развития ловкости необходимо выполнять различные выпады, броски, ловли мяча, передвижения по площадке с различной интенсивностью вперед, назад, влево, вправо, без мяча, с мячом. Быстрота реакции тренируется беговыми прыжковыми упражнениями : бег с низкого старта, с быстрой сменой направления, с ускорением, челночный бег, выпады из различных положений, прыжки вперед и стороны. Значение выносливости в баскетболе огромно. Выносливость хорошо тренируется бегом на длинные дистанции (до 3000-5000 метров), подтягивание на перекладине (количество подходов), отжиманием от пола или от скамейки (ноги ставить на скамейку), подъемом туловища из положения лежа на спине и на груди.
Практика: регулярное выполнение специальных упражнений.
Форма контроля: сдача нормативных требований.
7. Инструкторская и судейская практика.
Занятия №62-65 (8 часов)
Теория: научить обучающихся проводить разминку с группой по общефизической подготовке.
Практика: дать конкретное задание обучающемуся и чередовать проведение разминки на каждом занятии.
Форма контроля: текущая.
Судейская
Теория: научить судить баскетбольные матчи по упрощенным правилам.
Практика: чередовать судейство на каждом занятии с помощью Учителя, по упрощенным правилам.
Оборудование: б/б площадка, свисток, секундомер.
Форма контроля: текущая, визуальная.
Соревнования Занятия №66 - 72 (14 часов)
Теория: Научить детей играть в баскетбол по упрощенным правилам в одно кольцо.
Практика: проводить игры в баскетбол 3x3 в два кольца. Проводить мини-соревнования внутри обучаемой группы с различными вариантами игры.
Форма контроля: соревновательный, контрольных игр.
Второй год обучения
Занятие №1 (2 час)
Введение. Тенденции развития современного баскетбола.
Теория: современный баскетбол характеризуется высоким темпом игры, сложными бросками, высоким дриблингом и финтами, высокой атлетической подготовкой игрока.
Практика: рассматривание рисунков, фотографий, видеофильмов, оценка и сравнение Российского баскетбола с Американским. Тренинг общения.
Форма контроля: зачет.
2. Основы знаний. Занятие №2 (2 часа)
Теория: современный баскетбол, да и спорт немыслим без регулярных физических нагрузок. С помощью постоянно тренирующегося организма можно приобретать те или иные физические качества, и связи с этим достигать высокие спортивные результаты.
Практика: рассматривание видеофильмов, личный пример самого себя, спортивный дневник обучающегося.
Форма контроля: зачет.
Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Ознакомить учащихся с правилами поведения в спортивном зале, а также познакомить с инструкцией на случай внезапных пожаров.
Практика: завести тетрадь по ТБ и охране труда, провести инструктаж под роспись обучающихся, подкрепляя личной подписью. Занести проведение инструктажа в учебный журнал группы.
Форма контроля: устный зачет.
З.Техника игры в баскетбол.
Занятия №3-39 (74 часа)
3.1.Освоение сложных бросков: по 10 серий
- с переводом мяча за спину, без сопротивлений, и с сопротивлением;
- с поворота, без сопротивления и с сопротивлением;
- с разворота, без сопротивления и с сопротивлением.
Теория: в современном баскетболе сложные в техническом плане переводы, повороты применяются не только во время исполнения броска, но во время ведения игры, как средство активного нападения и защиты своего кольца.
Практика: отработка переводов, поворотов, разворотов без мяча (имитация), то же самое с мячом на месте; то же самое в движении, выполняя броски.
Рассматривание рисунков, выполнение технических приемов одним из лучших детей.
Форма контроля: зачет.
Выполнение передач с подкруткой
Теория: подкрутка - технический прием, придающий мячу помимо поступательного движения еще и сильное нижнее вращение. Подкрутка позволяет выполнить точную адресную передачу своему игроку, а также затрудняет действия игрока перехватывающего мяч.
Практика: разучивание подкрутки по видеофильмам, плакатам, и со спарринг-партнером.
Форма контроля: сдача контрольного упражнения.
Выполнение накрывания, заслона, перехвата.
Теория: современный баскетбол невозможен без четких
технических элементов как накрывания мяча в защите, заслона при атаках и проходах, перехватов мяча как в защите так и в нападении.
Практика: изучение и выполнение всех трех элементов можно разделить на три фазы: занятие позиции, подготовка, и технический прием, который должен выполняться. Выполнять упражнения сначала в парах со спарринг партнером, потом в одно кольцо играя 3x3,5x5.
Форма контроля: сдача контрольных нормативов, контрольная игра.
4.Тактическая подготовка. Занятия №40-51 (24 часа)
4.1 Теория: способ овладения выполнения комбинаций двойка, восьмерка.
Настоящий баскетбол очень быстрый комбинационный и привлекательный. Здесь присутствует высокий интеллект во время разыгрывания комбинаций, а также во время ведения игры всего матча. Только игроки с высоким мышлением могут разыграть ту или иную комбинацию.
Практика:
- разучивание комбинаций двойка; восьмерка, с использованием без ведения мяча, только передачами и перемещениями в одну зону;
- разучивание комбинаций в парах с ведением мяча без сопротивления;
- разучивание комбинаций в парах с сопротивлением 2x1, 3x2, 3x3, 4x3, 5x5.
Форма контроля: зачет, контрольная игра.
4.2 Позиционное нападение
Теория: дать понятие позиционного нападения. Позиционное нападение - это столь часто применяющийся во время игры в баскетбол элемент, без которого не проходит, наверное, любой баскетбол, хоть детский, хоть взрослый. Этот элемент характеризуется розыгрышем мяча в зоне соперника и применением какой-либо комбинации, наработанной во время тренировок.
Практика:
- разучивание позиционного нападения в одной зоне, без ведения мяча, розыгрышем той или иной комбинации с реализацией броска мяча в корзину 3x3, 4x4, 5x5;
- то же самое с ведением мяча;
- то же самое в два кольца.
Форма контроля: зачет, контрольная игра
5.Инструкторская и судейская практика. Занятие № 64-68 (10 часов).
5.1 Теория:
-научить судить товарищеские матчи внутри своей школы;
-роль помощника судьи в районных соревнованиях.
5.2 Практика:
-обслуживание матчей первенства школы по баскетболу; -выполнение роли помощника судьи на районных соревнованиях.
Форма контроля: текущий, визуальный, анализ ошибок, практические занятия.
Общая и физическая подготовка. Занятие №52-63 (24 часа) б.
Теория: дать понятие термина «общая и специальная физическая подготовка».
Под общей физической подготовкой понимают общую функциональную подготовку, т.е. развитие различных физических качеств, которое необходимо для выполнения того или иного упражнения.
Под специальной физической подготовкой понимают выполнение конкретных заданий, которое необходимо для выполнения того или иного игрового действия, изучаемое данной программой.
Практика: выполнение контрольных бросков с двух шагов из 10 серий, штрафных бросков, с 6м зоны. Пробег кросса до 5км. Ускорения с различной интенсивностью 5x100; 5x200; ОФП (силовых качеств, силы, скоростно-силовых).
Форма контроля: сдача норматива.
Занятия №69-72 (8 часов)
Соревнования.
Теория: подготовка команды группы к районным и городским соревнованиям за сборную школы по баскетболу.
Практика:
- проводить товарищеские игры со сборными других школ по баскетболу.
- провести первенство школы по баскетболу.
Форма контроля: контрольные игры, текущая, практические занятия.
1.4 Планируемые результаты.
1-й год обучения.
Предметные результаты
Обучающиеся должны:
Знать:
историю развития баскетбола и воздействие этого вида спорта на организм человека;
значение здорового образа жизни;
правила техники безопасности при занятиях данным видом спорта;
правила игры;
терминологию игры и жесты судьи;
технику изученных приёмов и тактику, индивидуальных и коллективных действий;
Уметь:
правильно осуществлять двигательные действия, применяющиеся в баскетболе, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
применять в игре изученные тактические действия и приёмы;
соблюдать правила игры;
владеть индивидуальными навыками владения мячом;
применять основные приемы игры в баскетбол (перемещение, ведение мяча, передачи обманные движения, броски в кольцо различными способами);
ориентироваться в действиях с партнерами и соперниками;
выполнять броски по кольцу различными способами;
осуществлять соревновательную деятельность.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные УУД.
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному педагогом плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с педагогом и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД.
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности учащихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия.
Социальная адаптация обучающихся, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью.
2-ой год обучения.
Предметные результаты
Обучающиеся должны:
Знать:
теоретические знания игры баскетбол по разделам теоретической подготовки.
основы атакующих и защитных действий;
правила техники безопасности при занятиях данным видом спорта;
основные правила игры;
терминологию игры и жесты судьи;
технику изученных приёмов и тактику, индивидуальных и коллективных действий;
Уметь:
владеть следующими техническими приёмами: перемещения в сочетании с техникой ведения мяча, обводку соперника, изменение направления и ритм движения;
применять в практической игре: обманные движения, заслоны и отбор мяча;
выполнять «финты» с учётом игрового места в составе команды;
осуществлять переход от обороны к атаке;
выполнять групповые комбинации в стандартных ситуациях;
оценивать свои игровые действия;
организовывать и судить соревнования;
осуществлять соревновательную деятельность;
применять в игре тактические командные взаимодействия в нападении и защите;
осваивать детали технических действий (ориентируются в них со смыслом действия и его целью).
Метапредметные результаты :
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результат.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности.
В области познавательной культуры:
Овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психологических и нравственных качеств.
Понимание физической культуры, как средство организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного поведения.
В области нравственной культуры:
Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам.
В области трудовой культуры:
Добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений.
Приобретение умения планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать место занятий и их безопасность.
В области эстетичной культуры:
Знание факторов потенциально опасных для здоровья и их опасных последствий.
Понимание культуры движения человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками.
В области коммуникативной культуры:
Владение культурой речи, ведение диалогов в доброжелательной и открытой форме, проявление внимания к собеседнику, интереса и уважения.
Владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения.
В области физической культуры:
Владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержаниям.
Владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры.
Личностные результаты :
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
Знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества.
Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Участие в школьном самоуправлением и общественной жизни в приделах возрастных компетенции с учётом региональных культурных, социальных и экономических особенностей.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся, к саморазвитию в процессе освоения учебного курса.
В области познавательной культуры:
Владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возростно - половым нормативам.
Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи.
В области нравственной культуры:
Способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований.
В области трудовой культуры:
Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха.
В области эстетической культуры:
Умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности.
В области физической культуры:
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам).
Владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревнованиях по баскетболу.
Владеть правилами поведения во время соревнований, соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену, поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленности.
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график.
1-ый год обучения
№ п\п
Месяц
Число
Время проведения занятия
Форма
занятия
Кол-во
часов
Тема занятия
Место
проведения
Форма
контроля
I
Раздел 1. Введение. (6 часов )
6
Водное занятие. Гигиенические знания и навыки. Режим дня и питание спортсмена.
Входная диагностика.
опрос,
входная диагностика
II
Раздел 2. ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (22 часа)
6
Парные и групповые упражнения;
сдача нормативных требований.
6
Легкоатлетические упражнения;
5
Акробатические упражнения;
5
Спортивные и подвижные игры.
III
Раздел 3. Раздел 3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (45 часов)
9
Упражнения для привития навыков быстроты
самостоятельная и практическая работа на занятии, соревнования.
9
Упражнения, направленные на развитие прыгучести
9
Упражнения с отягощениями
9
Упражнения, направленные на развитие специальной ловкости.
9
Упражнения для воспитания скоростно-силовых
качеств.
IV
Раздел 4 ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (51 час)
14
Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек.
контрольные упражнения, зачет..
Техника ведения мяча.
14
Техника ловли и передачи мяча.
4
Техника бросков мяча.
8
Освоение индивидуальных защитных действий.
6
Закрепление техники и развитие координационных
способностей.
V
Раздел 5 ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (8 часов)
4
Тактика свободного нападения
тренинг,
контрольная игра.
4
Тактика защиты.
VI
ПРАВИЛА ИГРЫ (4 часа)
VII
СОРЕВНОВАНИЯ (6 часов)
VIII
Итоговое занятие (4 часа)
4
Итоговое занятие. Итоговая диагностика
Итого
144 часа
2-ой год обучения
№ п\п
Месяц
Число
Время проведения занятия
Форма
занятия
Кол-во
часов
Тема занятия
Место
проведения
Форма
контроля
I
Раздел 1. Введение. (6 часов )
6
Водное занятие. Гигиенические знания и навыки. Режим дня и питание спортсмена.
Входная диагностика.
опрос,
входная диагностика
II
Раздел 2. ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (22 часа)
6
Общеразвивающие упражнения;
сдача нормативных требований.
6
Упражнения на снарядах и тренажёрах.
8
Спортивные и подвижные игры.
6
Общеразвивающие упражнения.
III
Раздел 3. Раздел 3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (45 часов)
9
Упражнения направленные на развитие
быстроты
контрольные игры, текущая, практические занятия
9
Упражнения для воспитания скоростно-силовых
качеств
9
Упражнения направленные на развитие прыгучести
9
Упражнения с отягощениями
9
Упражнения, направленные на развитие
выносливости и координации.
IV
Раздел 4 ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (51 час)
20
Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек
зачёт, сдача контрольного упражнения, сдача контрольных нормативов, контрольная игра.
18
Техника ведения мяча
5
Техника ловли и передачи мяча
8
Техника бросков
6
Освоение индивидуальных защитных действий.
V
Раздел 5 ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (8 часов)
4
Тактика приёмов и передач; индивидуальные, групповые, командные действия
зачет, контрольная игра
4
Тактика защиты.
VI
ПРАВИЛА ИГРЫ (4 часа)
VII
СОРЕВНОВАНИЯ (6 часов)
VIII
Итоговое занятие (2 часа)
2
Итоговое занятие. Итоговая диагностика
Итого
144 часа
2.2 Условия реализации программы.
1. Материально – технические:
Спортивный зал площадью 288 м2.
Уличная баскетбольная площадка.
Стойки для обводки.
Гимнастические маты 6 шт.
Баскетбольные мячи 30 штук.
Набивные мячи 12 штук.
Гимнастический трамплин.
Гимнастические стенки.
Гимнастические скамейки.
Волейбольные, баскетбольные и футбольные мячи, шведские стенки, гимнастическое оборудование и т.п.
24 комплекта спортивной формы (12 мужских и 12 женских).
12. Тренажорный зал.
13.Секундомеры.
14.Спортивные коврики
Свистки.
Компьютер с выходом в Интернет, программное обеспечение, экран, проектор, компакт-диски с учебным материалом.
Хорошо оборудованный школьный стадион.
2. Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования
2.3 Формы аттестации.
Формы аттестации включают в себя следующие этапы контроля.
1.Начальный контроль
Проводится в начале учебного года (сентябрь), до начала прохождения разделов программы.
Цель: определить начальный уровень физической подготовки.
Форма: зачет.
2. Текущий контроль
Проводится в течение всего учебного года. Цель: определить уровень освоения программы.
Форма: зачет.
3.Промежуточный контроль
Проводится в середине года после прохождения определенных разделов программы. Цель: определить достигнутый уровень общей физической подготовки, если нужно – коррекция учебно-тренировочного процесса.
Форма: зачет.
4. Итоговый контроль
Проводится в конце учебного года.
Цель: по итогам года увидеть, насколько успешно освоена программа учащимися.
Форма: зачет
Формы подведения итогов реализации данной программы
Итогами реализации дополнительной образовательной программы являются:
1 год обучения
мониторинг (начальный, промежуточный, итоговый);
тестирование на знание теоретического материала;
тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы;
сдача контрольных нормативов по ОФП;
контроль соблюдения техники безопасности;
результаты соревнований разного уровня, матчевых и товарищеских встреч.
2 год обучения
мониторинг (начальный, промежуточный, итоговый);
тестирование на знание правил соревнований и терминологии;
тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы;
сдача контрольных нормативов по ОФП;
результаты соревнований разного уровня, матчевых и товарищеских встреч;
контроль соблюдения техники безопасности.
3 год обучения
мониторинг (начальный, промежуточный, итоговый);
проверка умения организовывать и судить соревнования по баскетболу (организация и судейство соревнований между классами и параллелями);
тестирование на умение выполнять индивидуальные и групповые технико-тактические действия («крест», «волна»);
результаты соревнований разного уровня, матчевых и товарищеских встреч;
контроль соблюдения техники безопасности.
2.4 Оценочные материалы.
Способы проверки результативности образовательного процесса:
- зачёт на знание теоретических вопросов;
- прохождение специализированных тестов.
Формы подведения итогов реализации программы. Основной формой подведения итогов реализации программы является прохождение специализированных тестов. Во время отчёта каждый обучающийся демонстрирует свои физические качества.
обучающиеся, успешно освоившие программу участвуют в окружных соревнованиях.
Тестовый контроль
1-й год обучения
Общефизическая и специальная физическая подготовка.
№
Тест
Мальчики
Девочки
п/п
1
Бег 60 м
11,3-10,2
12,0-10,8
2
Бег 20 м с ведением мяча
11,4-10,4
12,2-11,2
3
Прыжки в длину с места, см
130 – 150
120 – 140
4
6-минутный бег, м
1000-1100
850-1000
5
Наклон вперёд из положения сидя, см
6 – 8
8 – 10
6
Подтягивание на высокой перекладине из виса
4 – 5
10 – 14
(мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине
из виса лёжа (девочки).
7
Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин).
100-110
110-120
8
Прыжки в высоту с разбега, см
90-100
80-90
9
Прыжки в высоту с места, см
40-45
35-40
Технико-тактическая подготовка.
№
Тест
Мальчики
Девочки
п/п
1
Штрафные броски
7-10
6-8
2
Броски с дистанции
5-9
5-7
3
Скоростная техника
20-25
20-23
4
Передача мяча в стену на скорость
12-18
12-16
5
Передвижения в защитной стойке
10,1
10,3
6.
Скорость ведения мяча
15,0
15,3
7.
Передача мяча с попаданием
14,2
14,5
8.
Дистанционные броски
28
28
9.
Броски мяча по кольцу в движении после
1-2
1-2
ведения
2-ой год обучения
Общефизическая и специальная физическая подготовка.
№
Тест
Мальчики
Девочки
п/п
1
Бег 60 м, с
9,7 – 9,5
11,5 – 10,1
2
Бег 20 м с ведением мяча
11,1-9,7
11,7-10,5
3
Прыжки в длину с места, см
165 - 175
135 - 155
4
6-минутный бег, м
1100-1200
900 -1050
5
Наклон вперёд из положения сидя, см
6 - 8
9 - 11
6
Подтягивание на высокой перекладине из виса
4 - 6
11 - 15
(мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине
из виса лёжа (девочки).
7
Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин).
110-120
120-130
8
Прыжки в высоту с разбега, см
95-105
85-95
9
Прыжки в высоту с места, см
45-50
40-45
Технико-тактическая подготовка.
№
Тест
Мальчики
Девочки
п/п
1
Штрафные броски
9-12
9-10
2
Броски с дистанции
7-11
7-10
3
Скоростная техника
17-21
17-20
4
Передача мяча в стену на скорость
16-24
16-24
5
Передвижения в защитной стойке
10,0
10,2
6.
Скорость ведения мяча
14,9
15,1
7.
Передача мяча с попаданием
14,0
14,4
8.
Дистанционные броски
30
30
9.
Броски мяча по кольцу в движении после ведения
1-3
1-2
3-й год обучения
Общефизическая и специальная физическая подготовка.
№
Тест
Мальчики
Девочки
п/п
1
Бег 20 м с ведением мяча
10,3-9,5
11,7 - 10,4
2
Бег 60 м
10,4 - 9,3
11,4 - 9,7
3
Прыжки в длину с места, см
170 - 185
160 - 180
4
6-минутный бег, м
1200-1300
1000 -1150
5
Наклон вперёд из положения сидя, см
7 - 9
10 - 12
6
Подтягивание на высокой перекладине из виса
6-8
12 - 17
(мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине
из виса лёжа (девочки).
7
Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин).
120-130
130-140
8
Прыжки в высоту с разбега, см
105-115
95-105
9
Прыжки в высоту с места, см
50-55
45-50
Технико-тактическая подготовка.
№
Тест
Мальчики
Девочки
п/п
1
Штрафные броски
11-15
11-15
2
Броски с дистанции
9-13
9-13
3
Скоростная техника
13-17
13-15
4
Передача мяча в стену на скорость
22-28
22-25
5
Передвижения в защитной стойке
9,8
10
6.
Скорость ведения мяча
14,7
15
7.
Передача мяча с попаданием
14,0
14,3
8.
Дистанционные броски
35
35
9.
Броски мяча по кольцу в движении после
1-4
1-3
ведения
2.5 Методические материалы.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№
п/
п
Раздел или тема
программы
Формы
занятий
Приемы и
методы
организации
образовательного процесса
(в рамках
занятий)
Дидактический
материал
Формы
подведения
итогов
Техническое оснащение
занятий
1.
ВВЕДЕНИЕ
Вводное занятие
Лекция, беседа
Рассказ, просмотр видео
материала.
Компьютерная
презентация,
инструкции по
технике
безопасности
Опрос учащихся.
Компьютер с выходом в Интернет, экран, проектор,
компакт-диски с учебным
материалом.
2.
ОБЩЕФИЗИ-
ЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА
Объяснение,
лекция.
практическое
занятие
Словесный
метод, метод
показа,
групповой,
поточный,
повторный,
переменный,
игровой,
индивидуальный
Правила спортивных
игр, методические
разработки
В.И. Ляха,
А.А. Зданевич
Методические
пособия по
баскетболу,
спортивным играм.
Сдача
контрольных
нормативов,
мониторинг,
контрольные
тесты и
упражнения.
Набивные мячи, гантели,
баскетбольные мячи,
футбольные мячи,
волейбольные мячи,
тренажёры, гимнастические
стенки, скамейки,
компьютер с выходом в
Интернет, экран, проектор.
3.
СПЕЦИАЛЬНАЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА
Объяснение,
практическое
занятие,
просмотр видео
материала.
Словесный
метод, метод
показа,
фронтальный,
круговой,
повторный,
попеременный,
дифференциро-
ванный, игровой
метод.
Методические
разработки по
специальной
физической
подготовке Погадаев
Г.И., учебные
карточки с
заданиями, методики
занятий и
тренировок
Сдача
контрольных
нормативов,
мониторинг,
контрольные
тесты и
упражнения
Набивные мячи, гантели,
баскетбольные мячи,
гимнастический трамплин,
тренажёры, компьютер с
выходом в Интернет, экран,
проектор, программное
обеспечение, компакт-
диски с учебным
материалом.
4.
ТЕХНИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА
Объяснение,
демонстрация технического
действия,
практическое
занятие, показ
видео
материала,
посещение
соревнований.
Повторный,
дифференцирова нный, игровой,
соревновательный,
идеомоторный
метод. Метод
расчлененного
упражнения.
Метод
подводящих
упражнений.
Учебники
по физической культуре, ресурсы из
Интернета,
http://basketball-
training.org.ua/pravila
_basketbola/pravila-
basketbola-zhesty-
sudej-v-
basketbole.html
Линдберг Ф.
Баскетбол: Игры и
обучение.
Контрольные
тесты и упражнения,
мониторинг,
соревнова-
ния,
товарищеские
встречи,
зачеты.
Баскетбольные мячи,
футбольные мячи, стойки для обводки, волейбольные
мячи, компьютер с
выходом в Интернет, экран,
проектор.
5.
ТАКТИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА
Лекция, беседа.
Тренировка,
показ видео
материала,
экскурсии
Групповой,
повторный,
игровой,
соревнова-
тельный,
просмотр видео
материала.
Методическая
литература по
баскетболу, правила
соревнований,
Учебник Кузнецова
В.С. Упражнения и
игры с мячом.
Травин К.И. Основы
тактики игры в
баскетбол М.: ФиС.
– 1953. – 116с.
Контрольные
тесты, игры с
заданиями,
товарищеские
встречи,
зачеты.
Баскетбольные мячи,
стойки для обводки,
компьютер с выходом в
Интернет, экран, проектор,
видео-материал.
6.
ПСИХОЛОГИ-
ЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА
Объяснение,
практическое
занятие
Метод
психорегуляции,
аутогенная
тренировка,
метод дессенси-
билизации,
достижение ОБС
(Оптимальное
боевое
состояние)
Ваодамян К., Лалаян
А. Очерки по
психологии
баскетбола, Гогунов
Е.Н., Мартьянов Б.И.
Психология
физического
воспитания и спорта:
Наблюдение
за учащимися,
выполнение
специальных
заданий,
наблюдение
за поведением
на соревно-
ваниях
Секундомер,
Гимнастические маты,
спортивные коврики.
7.
ПРАВИЛА ИГРЫ
Лекция, беседа,
тренировка,
показ видео материала,
участие в
соревнованиях
Словесный
метод, метод
показа, метод опроса.
Соревновательный метод.
посещение и
последующее
обсуждение
соревнований
Инструкции по
технике
безопасности, учебные карточки с
заданиями, правила
соревнований.
Методические
разработки Буйлин
Ю.Ф., Портных
Ю.И. Мини-
баскетбол в школе.
Участие в
соревнова-
ниях, зачет, товарещиских
встречах,
первенствах,
осуществле-
ние судейской
практики.
Баскетбольные мячи,
свисток, секундомер,
волейбольная форма.
8.
СОРЕВНОВАНИЯ
Соревнования
разного уровня,
товарищеские
встречи,
практический
Инструкции по
технике
безопасности,
правила
соревнований
Участие в
соревнования
х, турнирах,
товарищеских
встречах,
организация
соревнований
и судейство
Баскетбольные мячи,
свисток, секундомер,
волейбольная форма.
9
ИТОГОВОЕ
ЗАНЯТИЕ
мероприятие
Мероприятие с
награждение
активных
лучших игроков.
Подведение
итогов.
Фотографии, видео,
компьютерная
презентация
воспитан-ников
секции.-
Результаты
матчей,
турниров,
товарищеских
встреч и
соревнований
разного
уровня.
Компьютер с выходом в
Интернет, экран, проектор.
2.6 Список литературы.
Для педагога
Баландин Г.А. Урок физкультуры в современной школе / Г.А. Баландин, Н.Н. Назарова, Т.Н. Вуден,. Современный баскетбол. М: ФиС, 1987.
Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры. Под общ. Редакцией Ю.М.Портнова - М., 1997.
Баскетбол: Теория и методика обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.; Издательство центр «Академия», 2004.
Башкирова В.Г., Петросян А.Т. Некоторые рекомендации по тактике нападения против личной и зонной защиты - М., 1999.
Казакова. – М.: Советский спорт, 2002.
Казаков С.В. Спортивные игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004, 2004- 442с.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов /В.И. Лях, Л.А. Зданевич / “Просвещение”. М., 2010.
Костикова JI.B., Шерстюк А.А., Григорович И.М. Особенности обучения и тренировки баскетболистов 10-13 лет. - М., 1999.
В.Б. Мандриков, Р.А. Туркин, М.П. Мицулина, И.А. Ушакова, С.А. Голубин. Баскетбол на занятиях по физической культуре Учебное пособие.- Волгоград, 2012.
Никитушкин В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта - М., 1998.
Официальные правила баскетбола для мужчин и женщин 1998-2002гг. -М.,1998.
Организация работы спортивных секций в школе. Каинов А.Н..- Волгоград: Учитель, 2010г.
Портнов Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх. - М„ 1996.
Примерная федеральная программа (Матвеев А.П., 2005).
Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений ( Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова- М.: Академия, 2002 - 517 с.
Суетнов К.В. Баскетбол в 5-8 классах общеобразовательной школы: Учебное пособие, - Алма-Ата, 1987-82с.
Физическое воспитание учащихся 8-9 классов: Пособие для учителя - раздел «Баскетбол» - М., 2001.
Для обучающихся
Баскетбол – навыки и упражнения: пер.с англ. / Джерри В. Краузе, Дон Мейер, Джерри Майер. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
Баскетбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.
Железняк, Ю. Д. К мастерству в волейболе. Москва. «Физкультура и спорт» 1978.
Казаков С.В. Спортивные игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004, 2004- 442с.
Клещёв Ю. Н., Фурманов А. Г. Юный волейболист. Москва. «Физкультура и спорт», 1989.
Кузин, В.В., Полиевский С.А., Баскетбол. Начальный этап обучения, - М.: Физкультура и спорт, 1999.-133с.
Кузнецов В.С. Упражнения и игры с мячом. 2009
Суетнов, К.В. Обучение школьников игре в баскетбол/ Учебное пособие. – Алма-Ата, 1985-92с.
Физическая культура: учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений - Раздел «Баскетбол». - М., 2001
Эйнгорн, А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт». 2007.
Интернет - ресурсы
Сайт: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]