Доклад,Функциональная грамотность учащихся основной старшей школы на предметах естественно-математического цикла
Самый банальный вопрос чему должны обучать в школе ? Самый очевидный ответ знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами» и прочими мудреными словами.
Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением - модернизации системы образования ряда государств Европы и Азии, в частности Республики Казахстан. Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием.
В рамках обновления Государственного общеобязательного стандарта образования ныне действующей 11-летней школы развитие функциональной грамотности школьников определяется одной из приоритетных целей образования.
Процесс развития функциональной грамотности осуществляется на основе формирования навыков мышления средствами учебных дисциплин, исходя из предметных знаний, умений и навыков. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т. е. в функциональную грамотность. В своей работе навыки функциональной грамотности формирую в процессе урочной деятельности. Поэтому, перед мной стоит задача: развивать и формировать навыки функциональной грамотности учащихся на уроках географии. Каждый урок предусматривает изучение учащимися текстового материала параграфов и другой литературы, то необходимо сделать акцент на формировании функциональной грамотности чтения, т. е работы с учебником.
. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта (Л. Выготский). Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц). В исследовании PISA грамотность чтения подразделяется на следующие уровни: поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень); поиск в тексте нужной информации по множественным критериям; поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией; поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания; понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.
Задания «множественного выбора»: - выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
Например, река со слепым устьем: А) Аксу В) Или С) Орь Д) Нура Е) Шу.
- определение вариантов утверждений:
- соответствует - не соответствует содержанию текста,
- не имеет отношения к тексту.
Например, при изучении темы «Внутренние воды Северной Америки» предлагаю такие вопросы:
1) Большой Каньон находится в долине реки Колумбия; 2) р. Маккензи относится к бассейну Атлантического океана; 3) Ниагарский водопад находится на реке между озёрами Мичиган и Эри.
Задания «на соответствие»: - нахождение соответствия между географическим объектом и его характеристикой.
При изучении темы «Реки и озера Африки» в 7-м классе учащиеся выполняют следующее задание: выберите соответствие между озерами и их особенностями:
1.Танганьика А) находится на Эфиопском нагорье
2.Виктория В) самое глубокое на материке
3. Чад С) остаточное – от древнего моря
4. Тана Д) на его поверхности наблюдаются мощные волны
5.Ньяса Е) «родственное» Танганьике.
При изучении темы «Канада» в 11 классе предлагается ответить на 20 вопросов по §41, например: Как Канада получила свое название? Какое отношение имеет королева Великобритании Виктория к городу Оттава? Чем интересен Квебек, его особенность? Почему на канадском флаге изображен кленовый лист? Коренные жители страны где проживают и чем занимаются?
При изучении темы «США» - работа с тестовым заданием, выбери вопросы, соответствующие данной теме ( по сборникам ЕНТ).
·
·4. По выплавке стали выделяю1. Коренными жителями США считаются:
Испанцы, мексиканцы
Индейцы, эскимосы
Ирландцы, шотландцы
Креолы, метисы
Англичане, французы
2. Отрасль животноводства, ориентированная на наличие сочных кормов:
Овцеводство
Скотоводство
Пчеловодство
Птицеводство
3. Течение Гольфстрим проходит:
В Тихом океане
Вдоль западного побережья Австралии
В Северном Ледовитом океане
В Атлантическом океане
Германия, Польша
Япония, Китай
Австралия, США
Россия, Франция
Великобритания, Канада
5. Страны, большой семерки:
А. США, Бразилия
В. Италия, Канада
С. Франция, Швеция
Д. Аргентина, Мексика
Е. Россия, Германия
6. Крупнейшие нефтепроводы мира проходят в :
Канаде, Эстонии
Швеции, Нидерландах
Кувейте, Иране
Финляндии, Ираке
России, США
Задания «на дополнение информации»: - заполнение пропусков в тексте предложения: несколькими словами, одним словом. Например, при изучении ПТК в 8-х классах предлагается работа с текстом. Горы Алтай занимают часть ________ и расположены на ______ страны. К Казахстану относится только _______ часть. Самая высокая точка Алтая гора __ м, расположена на хребте ______. Алтай делится на три части: __________ . Южный Алтай:__________. Рудный Алтай: _______и хребет Калба______. и т.д.
Например, при изучении темы «Природа Антарктиды» предлагается выполнить творческое задание по тексту учебника с рисунками. Мини – рассказ «Мое путешествие в Антарктиду».
Задания «на анализ информации учебника, таблиц приложения и карты»: - заполнение таблицы на основе 3 – источников информации, география 8 класс «Крупные реки Казахстана».
Река
Исток
Устье
Притоки
Длина
Тип питания
Половодье
В заключении сделай вывод, какому бассейну относится река?
Методы стимулирования и мотивации учения – это игровые методики. Их любят ученики любого класса: географические загадки, географические разминки, игра «х,0», «Блиц - турнир», игры со словами, для учеников 5,6 классов на «ура» проходит игра «хлот, топ», составление кроссвордов и тестов на закрепление терминов и основных понятий, встречающихся на ВОУД и ЕНТ.
Примеры. Игра «Географическая разминка», урок географии 6 класса.
1. В какую сеть нельзя поймать рыбу? 2. Айсберг -- это не вулкан, а . . .
3. Какая река мира имеет самый большой водосборный бассейн? 4.Где находится государство Аргентина?
Игра «х,0», т. е. «да или нет». Вопросов может быть 9, 12, 16 в зависимости от класса. Например, география 8 класс, тема «Внутренние воды».
1 0
2 0
3 х
4 х
5 0
6
7
8
9
Самая большая река РК – Сырдария. 2. Всего в Казахстане 85 рек больших и малых. 3. Внутренние воды в республике делятся на 4 типа: реки, озера, ледники, подземные воды. 4.Крупных рек, длиной более 1 000 м – 7. 5. Правые притоки Ертиса – Есиль и Тобыл.
В старших классах с удовольствием играем в «Блиц - опрос», например география 10 класс (20 вопросов) тема «Геологическое строение Земли». 1.Сколько слоев имеет Земля в своем строении? 2. Как называется верхний слой строения Земли? 3. Зачем нужна геохронологическая таблица? 4. Назови эры в жизни земли. 5. Какую эру называют, самая древняя жизнь? 6. В каких эрах нет периодов?В среднем звене всегда на уроке хороши «географические загадки», они привлекают внимание, вызывают интерес, мотивируют на развитие кругозора. Например, по теме «Африка», 7 класс: 1. Коптящее озеро (Чад). 2.Участники соревнования «бег в перьях» (страус). 3. Бочка с корнями (бутылочное дерево). 4 .Аты – баты, очень сладкие ребята (батат). 5. Бахча на ветках (дынное дерево).
Особенно активизирует функциональную активность «работа в группах», где работает весь класс, каждый ученик. Работать в учебной группе, уметь способствовать благоприятному микроклимату в коллективе. Быть настойчивым, не поддаваться колебаниям своего настроения. Уметь подчиняться при работе в учебной группе и быть лидером. Коммуникативная грамотность, этичность в общении и деятельности. Работу в микро – группах организую по 4 или 3 человека начиная, с 6 класса по 11класс. В среднем звене ученики с удовольствием обучают друг друга, выполняют работу лидера. В старших классах – эффективная форма изучения большого и сложного материала, взаимопомощь и поддержка помогают быстрее анализировать и выделять важный и главный материал, помогают друг другу оперативно ориентироваться по карте, если есть такие затруднения.
Предмет география естественнонаучного цикла особо нацелен на изучение естественных природных объектов, ресурсов, процессов и закономерностей, которые окружают человека и человечество. Их сохранение, возобновление, положительное природопользование, умение быть в ладу со всем природным комплексом, локальным и глобальным, с людьми и с самим собой во время учебной деятельности нацеленной на результат, является важной составляющей высокого уровня функциональной грамотности.
Учащиеся должны иметь сформированное, обобщенное умение решать задачи, так как именно умение решать различные предметные задачи на уроке и вне урока, в различных жизненных ситуациях и составляет основу формирования функциональной грамотности. Формирование этих качеств начинается в процессе решения простых задач (на определение среднесуточной и среднегодовой температуры воздуха и амплитуды температур – в 6 классе), затем сложных по конкретной теме (в 9 классе – определение плотности населения, определение коэффициента специализации экономического района) затем идет их обобщение и пополнение обобщенной структуры конкретным содержанием.
Интерактивные методы (от латинского inter – между и aktivus – деятельный) обучения называют также те методы, которые в отличие от активных методов позволяют не просто активизировать процесс познавательной деятельности обучаемых, а прежде всего обеспечить их динамическое, деятельностное взаимодействие в процессе обучения. Интерактивные формы и методы обучения могут заключать или сочетать в себе все особенности вышеназванных методов. В общей сложности, задача интерактивного обучения заключается в использовании таких форм и методов, которые обеспечивают активность как процесс влияния друг на друга, предполагающий вызов ответной реакции на поведение или ситуацию, которая создает условие для выработки активной позиции каждого участника обучения, снятия комплекса, что делает процесс обучения творческим и увлекательным. Понимая, все плюсы данного метода применяю его на своих уроках. Ученики получают опережающие задания на поиск презентаций в сети Интернет, с дальнейшей защитой на уроке по данной теме. Ученики старших классов, кто «вертуоз» в компьютерном деле составляют презентации сами, такие работы особенно ценны и интересны. В среднем звене часто используем фотографии, схемы, рисунки по изучаемому вопросу, что вызывает интерес и мотивацию познавательного процесса.
Для повышения интереса к предмету география, улучшения качества знаний, умения анализировать и прогнозировать процессы и явления в природе, хозяйстве, социальной сфере, на передний план выходит проектная деятельность учащихся. Данный этап обучения строится как проектная игра по исследованию различных процессов в природе, экономике и обществе. В рамках исследования школьники знакомятся с учебным материалом по теме, проводят поиск и анализ информации, делают выводы. По итогам проекта учащиеся готовят отчет в форме мультимедийных презентаций, буклетов, таблиц, электронных карт, схем. Так, ученик 6 класса удачно защитил на городском НПК «Зерде» проект «Особенности микроклимата поселка Аблакетка» (2 место). Городской проект «Биохаус - 2013», посвященный природоохранной деятельности – 1 место.
В рамках учебного предмета «география» можно выделить географические компетентности, прежде всего особо: знание карты, умение работать по ней, использовать ее измерительные ресурсы, наложение информационного содержания карт, съёмка местности и другие. «В географии она – все и без нее шагу нельзя ступить», – говорил величайший географ П.П. Семенов-Тян-Шанский. Умение мысленно воспроизводить карту например, помогает учащимся при выполнении тестовых заданий Единого национального тестирования. На вопросы: «Какой пролив соединяет океаны?», «Координаты Канберры», «Озеро на востоке Казахстана» и другие, легко ответить, зная карту и умея ее мысленно представить. Данный способ учитель может использовать при нанесении объектов на контурную карту, без использования атласа.
Формирование картографической компетентности (умения чертить планы местности и карты) может помочь учащимся переводить свои знания, мысли, ощущения в знаковую форму. Технологию построения учащимися карт, можно перенести на весь образовательный процесс. Умение соотносить реальный объект с его изображением на плоскости дают возможность использовать эту способность на уроках по другим естественнонаучным предметам и видам деятельности, опираясь на способы картографической генерализации (отбора, обобщения ).
Подводя итоги выше сказанному, хочу отметить, используя данные методы, и приемы в своей работе я достигла определенных результатов повышения качества образовательного процесса по предмету география. Средний % качества по предмету ежегодно растет.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Результат ЕНТ так же повышается:
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
2012 2013 – 13,6 средний балл, 2013-2014 – 14,5 средний балл, 2014-2015 – 18,7 средний балл.
Root Entry