урок-путешествие Жемчужины родного края
План урока
истории культуры родного края в 6 классе.
Тема урока: урок – путешествие «Жемчужины родного края»
Цель урока:
1. Образовательная:
расширить представления учащихся о духовном и материальном наследии калмыцкого народа; закрепить знания учащихся о лотосах, сайгаках, тюльпанах.
2. Развивающая:
развивать любознательность, речь, мышление учащихся, обогащать словарный запас учащихся, уметь формировать несложные выводы
3. Воспитательная: воспитывать любовь к природе родного края и необходимость ее охраны; прививать нравственно – эстетические качества.
Оборудование:
Проектор, презентация по теме урока, видеоматериал, сигнальные карточки, маршрутные листы, кроссворды, ребус, дипломы.
Ход урока:
1. Оргмомент. (приветствие, знакомство, объявление темы урока)
(показ слайда с изображением березовой рощи)
2. Слайд №1– березовая роща.
С какой страной символизируется белая береза?)
Правильно, с Россией. Для нас Россия- это наша Родина. А у каждого из нас есть малая родина, в которой мы родились и живем. Это наша республика – Калмыкия – Хальмг Танkч. Слайд №2 – Калмыкия.
С 1609 года калмыцкий народ вошел в состав российского государства. Слайд №3 – вхождение Калмыкии в состав России.
Сегодня мы совершим путешествие по нашей республике.
Тема нашего урока ««Жемчужины родного края». Слайд с названием темы урока.
На столах у вас, ребята, лежат маршрутные листы, в которых вы будете работать в течение урока.
Итак, путешествие началось
Прежде, чем мы узнаем название нашей станции, нам надо выполнить задание. : Слова-перевертыши. (АРВЛЬЖУ – журавль, ЛОЁР – орел, НЛЕКИАП – пеликан, ПЬЮАНТЛ – тюльпан вызвать к доске ученика, писать на доске мелом.) Перепутаться могут не только слова, но буквы в них. Найдите каждой букве свое место и прочитайте слова. Исключите три лишних слова. Какое слово осталось? (Тюльпан)
Наша первая станция «Тюльпан» Слайд №4 – тюльпаны.
Отметьте в маршрутных листах «Станция №1 – тюльпан.»
Я отмечаю станцию на карте в Яшалтинском районе.
Ребята, у нас в Яшалтинском районе близ вашего села Манычское находится заповедник. Как он называется? Правильно - «Маныч-Гудило. На острове растут знаменитые редкие цветы, занесенные в Красную книгу. Это тюльпаны, которые считаются жемчужинами нашего края. Посмотрите видеофильм об этих цветах. (Видео), а я отмечу станцию на карте. (прикрепляю цветок тюльпан на карту)
Ребята, что вы знаете о тюльпанах?
Тюльпаны расцветают в апреле всего на 7-10 дней, поэтому проживают свою короткую жизнь так ярко и щедро. «Алтн зул цецг» - лампадоподобный, золотокоронный – древнее калмыцкое название тюльпана. С 1995 года в нашей республике отмечается праздник – Гимн тюльпану – благородному цветку, занесенному в Красную книгу России, с любовью воспетому многими поэтами и прозаиками. Но многие люди до сих пор бездумно рвут их охапками, постепенно уничтожая популяцию тюльпанов. В заповеднике Маныч -_Гудило кроме тюльпанов много редких исчезающих птиц и растений, которые занесены в Красную книгу.
Ребята, вы знаете, что 2013 год объявлен Указом Президента России Путиным В. В. годом охраны окружающей среды. И всем нам, ребята, надо беречь и охранять природу родного края.
Стало меньше гнездовий в полыни.
Поредела тюльпанная степь
Голос предков звучит и поныне:
«Берегите красавицу – степь!»
Ребята, наши знания закрепим кроссвордом.
(Ученики заполняют кроссворд на маршрутных листах, учитель читает задания)
1. Цветок, изображенный на флаге Калмыкии. (Лотос)
У него два горба:
В одном еда, в другом вода. (верблюд)
Кто в степи весною на пригорке
Все прерывисто свистит у норки? (Суслик)
Какое растение степи
С горьковатым привкусом внутри? (Полынь)
5 Какая птица складывает еду в мешочек? (Пеликан)
6 Глянь, длинный клюв у птицы
Кто день-деньской стоит в водице? (Цапля)
7. Я шариком пушистым
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок –
Остался стебелек. (Одуванчик.)
Ребята, посмотрите на экран, мы разгадали кроссворд. Какое ключевое слово у нас получилось? Правильно, слово - Тюльпан.
Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. А теперь на альбомных листах нарисуйте тюльпаны и раскрасьте их. (Ученики рисуют, звучит тихая мухыка «Хальмг тег) Молодцы, ребята, вы хорошо поработали.
Продолжим наше путешествие.
Отгадайте, ребята, загадку.
С ветром мчусь я наравне
По родной стороне.
Пронесусь я без оглядки,
Пахнет воздух пылью сладкой. (Сайгак)
Итак, следующая остановка в биосферном заповеднике «Черные земли» и перед вами животное нашей степи – сайгак. Он тоже является жемчужиной нашего края. Напишите название остановки в маршрутном листе. Я отмечу нашу остановку на карте Калмыкии в Черноземельском районе в заповеднике «Черные земли» (прикрепляю сайгака на карте) Посмотрим видеофильм о сайгаке.
Что вы знаете об этом животном? (Ученик отвечают)
Всемирным союзом охраны природы сайгак был отнесен к видам, находящимся под угрозой исчезновения.
Это краса и гордость калмыцких степей. Некоторые, увидев сайгака, пожмут плечами, что ж, мол, красивого? Но приглядитесь внимательней, и вы найдете, что он изящен.
Самое примечательное у сайгака – вздутая горбатая морда с нависающим надо ртом мягким подвижным хоботком. На конце хоботка близко друг к другу расположены круглые, направленные вниз ноздри.
Рога у самцов сайгака полупрозрачные, светлого воскового цвета, поставлены почти вертикально; они слегка лирообразно изгибаются и на большей части несут кольцевые валики, но у самок рогов не имеется. Сайгаки имеют очень хорошее зрение и обоняние, а слух развит плохо. Летом мех у них желтовато – рыжий, переливается на солнце. Зимой он светлее.
Сайгачата рождаются маленькими, но на 5-6 день своего появления на свет они так же, как и взрослые могут бегать довольно быстро.
Сайгаки постоянно в движении, в поисках пищи. Они активно пасутся как днем, так и ночью, особенно в утреннее и вечернее время. Кормятся сайгаки всеми степными травами, в том числе и ядовитыми для домашних животных.
Летом они предпочитают злаки, а зимой – солянки. Отыскивая сочные корма, огромные стада сайгаков кочуют по степям, и, чем больше сохнет трава, тем подвижнее становятся животные.
У ходя от опасности, они могут развить скорость (70 - 75 км/ч) и поддерживать ее длительное время.
При быстром беге сайгак держит голову низко, поднимая за собой кучи пыли. И тут на помощь ему приходит нос, он как марлевая повязка у врачей не пропускает пыль в легкие, благодаря множеству мелких волосков в носу. Сайгаки никогда не болеют воспалением легких, так как холодный воздух, проходя по широкому носу, согревается. Ни одно животное не образует таких колоссальных стад, порой насчитывающих несколько сотен голов. Сайгаки очень быстро бегают. Никто в степи не может с ними в этом сравниться. Быстрые и неутомимые ноги спасают сайгаков от врагов и даже от плохой погоды. Они заранее могут предчувствовать буран, пургу, сильный ливень и быстро перебежать в другие места за сто и более километров. Они могут даже предупреждать друг друга об опасности: при неожиданной встрече с человеком сайгаки фыркают и иногда стучат копытом.
Из – за частых перемещений сайгаков назвали вечными странниками, но при этом стада их, двигаясь с большой скоростью, практически не наносят ущерба естественным пастбищам.
Природа позаботилась о том, что они не причиняют особого вреда степи. Они только скусывают верхушки растений, никогда не съедают в одном месте траву.
А теперь решим ребус на маршрутных листах.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(Ответ на слайде.)
Молодцы, ребята. Продолжите рисунок изображением сайгаков и раскрасьте их. (Дети рисуют. звучит музыка «Хальмг тег)
Весною тюльпаны расцветают,
Сайгаков стада пробегают,
Благоухает степная полынь,
Мягким шелком стелется тонкий ковыль.
А сейчас я вам покажу элемент калмыцкого танца. Он называется тюльпан. Мальчики – руки на пояс, пятками пристукиваем по полу. Девочки изображаем руками тюльпан, ногами выполняем движения, как мальчики. (Физминутка.)
Наше путешествие продолжается. Мы с вами остановились в краю лотосов. Ребята, в каком районе нашей республики растут лотосы?
Правильно. Лотосы растут в Лаганском районе.
Лотос! Лотос! Каспийское чудо!
Лепестковый нетронутый Рай!
Ведь его красотою повсюду
Лаганский прославился край! (Слайд с лотосом.)
Цветок лотоса – каспийская роза - по праву считается истинным чудом и украшением волжской дельты. Ребята, на карте Калмыкии я отмечу нашу остановку цветком лотоса в Лаганском районе, а вы запишите название остановки – лотос в маршрутных листах. (Прикрепляю цветок на карту)
Дельта Волги – самая северная точка распространения этого растения на земном шаре. Огромные, чуть не в метр диаметром, круглые, кожистые листья, темно- зеленые, с синеватым, словно восковым налетом сверху, серовато-зеленые снизу. А над ними, на высоких и крепких стеблях, поднимаются сотни изумительных цветов разнообразных оттенков: от ярко розового до совершенно белого. Тонкий, нежный аромат, напоминающий запах миндаля.
Лотос в дельте Волги называют каспийской розой, астраханской розой.
Лотос растет здесь в дельтовых озерах, в заливах на взморье, всегда на мелководьях с хорошо прогреваемой водой. Когда уровень воды сильно понижается, лотос нередко оказывается на суше, но продолжает нормально развиваться. И никогда не вымерзает, даже в морозные и малоснежные зимы.
Лотос – символ чистоты и святости помыслов.
А что такое символ?
Ребята, прочитайте определение этого слова.
(у учащихся на столах на маршрутных листах дано определение)
Символ – это то, что служит условным знаком какого – нибудь понятия, явления, идеи. (Голубь – символ мира)
Символика - символическое значение, приписываемое чему-нибудь. (Символ цветов) (Толковый словарь русского языка Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.)
(один из учащихся зачитывает определение)
В античном обществе слово «символ» обозначало некое совместное действие, юридическое или политическое соглашение, а также условный знак, показывающий принадлежность к той или иной профессионально-религиозной группе. Объединенные при храме вокруг того или иного божества почитатели узнавали друг друга по особым знакам - символам. К примеру, у буддистов - это лотос.
Лотос символизирует жизнь человека, при этом его корень, погруженный в илистую почву, олицетворяет материю, стебель, тянущийся сквозь воду, - душу, а цветок, обращенный к солнцу, является символом духа. Это образ чистоты и совершенства: вырастая из грязи, он остается чистым – также как Будда, рожденный в мире. Будда считается сердцем лотоса, он восседает на троне в виде полностью раскрывшегося цветка.
Лотос как символ имеет не только культовое, но и гражданское звучание. Это лотос, изображенный на государственном флаге Республики Калмыкия.
(показ слайда флага РК)
Ребята, знаете ли вы, что обозначают верхние 5 лепестков лотоса, 4 нижних лепестка?
(идет работа с классом, учащиеся отвечают. Белый цветок лотоса из 9 лепестков изображен в центре голубого круга. Верхние 5 лепестков лотоса олицетворяют пять континентов земного шара, четыре нижних лепестка - четыре стороны света, символизирующие стремление народа Калмыкии к дружбе, сотрудничеству со всеми народами.)
Ребята, а где еще изображен цветок лотоса?
Правильно, на гербе нашей республики. (идет показ слайда герба)
(Работа с классом, описание герба. Государственный герб Республики Калмыкия-Сюльде- является графическим изображением эмблемы республики, представляющий собой «улан зала» ( красная кисточка на головном уборе – отличительный знак калмыков) и «хадак» (белая ткань в виде шарфа – символ мира, добра, чистоты помыслов) в круге золотисто-желтого цвета (цвет вероисповедания народа), в обрамлении национального орнамента «зег» (для кочевников-калмыков – символ светлого пути процветания) на голубом фоне («вечность», в основании которого – лепестки лотоса.
Словарная работа. На слайде готовое, учащиеся переписывают.)
Лотос является одним из 7 Чудес Калмыкии.
Давайте вспомним 7 чудес Калмыкии.
(Слайд с 7 чудами.)
(учащиеся называют 7 чудес Калмыкии: Героический эпос «Джангар», степные курганы, Хошеутовский хурул, Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакъямуни», шахматный городок «Сити-Чесс», тюльпаны, лотосы.).
Изображение лотоса встречается в искусстве, в архитектуре, в моде.
(Слайд с изображением лотоса в моде, в архитектуре, в искусстве.)
А теперь, ребята, дополните свой рисунок. Нарисуйте цветы лотосы и оформите рисунок.
4. Работа с текстами и сигнальными карточками.
У вас партах сигнальные карточки разных цветов: белый, красный, синий, желтый, зеленый, черный. И вы должны определить цвет по описанию, и поднять нужную карточку.
Ребята, мы говорили о духовных и государственных символах калмыцкого народа.
Согласно буддийской символике, цвет не отделяется от света и также является символом буддизма.
Белый цвет.
«Этот цвет олицетворяет физическую и нравственную чистоту. Из-за своей близости с дневным светом, который прогоняет темноту ночи, стал символом жизни и знаком существования небесной силы, побеждающей смерть и зло. Этот цвет- символ чистоты, спокойствия и невозмутимого состояния духа; Белый Старец наряжен в одеяние этого цвета.
Красный цвет.
«Этот цвет указывает на любовь Будды и очищает язык от различных словесных загрязнений. Этот цвет воспринимается как «огонь веры», выражающий страстный порыв буддиста уничтожить зло.
Синий цвет.
«Он присущ воздушному и морскому океанам и поэтому напоминает бесконечность. Этот цвет иносказательно связывали с небом и Буддой, который провозглашает небесную правду и этой правдой освящает людей всего мира
Желтый цвет.
«Этот цвет священный, в одежду такого цвета облачались буддийские монахи. По буддийской традиции этот цвет напоминал о солнце, дне, и поэтому он нес символику начала жизни.
Зеленый цвет.
«Этот цвет используется при изображении божеств, который несет в себе что-то «молодежное» и зеленеющее. В какой -то степени он означает преемственность поколений, продолжение буддийских поучений в будущих поколениях, обладает целительной и охраняющей силой
Черный цвет.
«Это не только отсутствие света. Как знак чего - то противоположного светоносному Будде, он обозначал страдания и смерть. Так 10 недобродетелей в буддизме переводятся калмыками: арвн хар килнц».
Цвет играет большую роль, не только в религии, но и влияет на наше настроение и поведение. (про день за окном сказать)
Учитель: Поиграем?
Ученики: Поиграем!
Учитель: Я вам буду сообщать что-то, а вы говорите: «И мы». Я пойду в степь.
Ученики: И мы!!!
Учитель: Я нарву полыни.
Ученики: И мы!!!
Учитель: Я отнесу сайгачатам
Ученики: И мы!!!
Учитель: Они будут есть.
Ученики: И мы!!!
Учитель: Я вижу лотосы!
Ученики: И мы!
Учитель: Я дышу воздухом степи!
Ученики: И мы!
Учитель: Я нарву букет тюльпанов!
Ученики: И мы!
Ребята, а можно рвать тюльпаны в степи?
Правильно, ребята, сохраним красоту калмыцкой степи!
А сейчас в форме закрепления выполним тест: (2-3 минуты)
Поменяйтесь карточками и оцените друг друга по шкале.
Молодцы ребята, вы справились с заданием!
Закончилось наше путешествие по родному краю. Мы с вами побывали в трех районах нашей республики и познакомились с природой и некоторыми символами Калмыкии.
Ребята как называется тема нашего урока? (ответ учащегося) Правильно, «Жемчужины родного края»
Что мы называем Жемчужинами Калмыкии? (ответ учащегося)
Молодцы, ребята! Вы все хорошо работали на уроке, и вместо оценок я хочу вам вручить дипломы знатоков родного края.
Рефлексия:
Ребята, перед вами рисунок. Что бы вы дорисовали? Чего не хватает на нем? Посмотрите на свои рисунки и украсьте этот рисунок, прикрепляя лотосы, сайгаков и тюльпаны.
Молодцы, ребята, степь на рисунке ожила, зацвела разными красками. Вот так должна выглядеть калмыцкая степь весной.
Викторина: «Знатоки родного края»
Какой цветок является символом Калмыкии? (лотос)
Какие вы знаете организации по охране сайгака у нас в Республике? (Заповедник «Черные Земли», Центр Диких животных РК)
Как еще по-другому называют сайгаков?
(Сайга, Степная антилопа)
Чем отличается самки сайгаков от самцов?
(Самки безроги)
Какое животное в первый день весны вылезает из своей норки? (Суслик)
Какое животное называют «маленький кенгуру»? (Тушканчика)
Какое животное называют «летающими локаторами»?
(Летучих мышей)
Какую скорость развивают сайгаки при беге?
(70-75 км)
Какая птица является олицетворением мужества? (Орел)
Что надо делать для охраны сайгаков?
(Создавать заповедники, заказники. Усилить борьбу с браконьерством, восстанавливать численность этих животных)