Рабочая программа вокального ансамбля Хонхохон
Вокальная студия «Хонхохон»
Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках ФГОС;
- программы формирования универсальных учебных действий;
Курс рассчитан на 35 занятий в 5 классе в течение года на организацию концертной деятельности. Курс помогает учащимся реализовать свои музыкальные возможности в проектной деятельности. Подборка репертуара может изменяться в ходе подготовки к занятиям.
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка.
В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника средней общеобразовательной школы, в котором важнейшее место отводится развитию творческих качеств личности ребёнка: «Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение»
Вокальная студия «Хонхохон» создаёт условия для развития у учащихся вышеуказанных качеств, формирует стремление ребёнка к воспитанию музыкально-эстетического вкуса, вызывает у него чувство уверенности в своих силах.
Цель: на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
воспитание художественного вкуса школьников и развитие культуры, а так же охрана и воспитание детского голоса. Хоровое пение – это практическая работа над развитием музыкальных способностей детей.
Задачи:
- Накопление музыкально слуховых впечатлений.
- Совершенствование музыкального слуха.
- Овладение вокально-хоровыми навыками.
- Воспитание музыкально-эстетического вкуса.
- Воспитание организованности, умение работать в коллективе.
- Развитие слуха, внимания, памяти.
- Расширение музыкального кругозора.
- Развитие голосовых данных.
Требования к уровню подготовки обучающихся (ФГОС):
В ходе реализации программы и обучения музыке обеспечивает возможность формирования у обучающихся всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Универсальные действия
Конкретный навык
Деятельность учащихся
Познавательными
Общеучебные: самостоятельное выделение, формулирование поставленной цели
Логические: формулирование проблемы
Рефлексия
Умение дать оценку своей деятельности и деятельности группы, соотнося цель и результат
Личностными
Самоопределение, смыслообразование
Умение поставить цель и пути ее достижения
Регулятивными
Целеполагание, планирования, прогнозирование, контроль, оценка, самооценка, коррекция
Выполняются типовые задания с комментарием
Коммуникативными
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Умение точно выражать свои мысли и предложения о дальнейшей работе
Репетиции, выступления
Чтобы научиться пению, необходимо многое: общая культура, специальные знания. Необходимо учить ребёнка накапливать слуховые впечатления, развивать вокальные навыки, работать над строем, ансамблем, над исполнением вокального произведения. Научить ребёнка пользоваться своим голосом, почувствовать его, сформировать у детей осознанные навыки выразительного пения, привить интерес к пению, музыке. Методы постановки голоса и выразительного пения, развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом - всё это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребёнка, становлению полноценной творческой личности. Занятия способствуют развитию умственных качеств школьников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей.
Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поисковой деятельности, вызывает у него чувство уверенности в своих силах.
Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных действий, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Тематическое планирование
5 класс
Первый год обучения.
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
1
Введение, знакомство с голосовым аппаратом. Певческая позиция. Дыхание.
4
2
Вокально-хоровая работа. Унисон. Пение в ансамбле. Знакомство с различной манерой пения.
4
3
Использование элементов ритмики, музыкально-ритмические движения. Сценическая культура.
4
4
Вокально-хоровая работа. Опорное дыхание, артикуляция.
5
5
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Интонация.
Выразительное интонирование.
5
6
Основы музыкальной грамоты. Ноты. Длительности. Размер. Динамика. Штрихи.
9
7
Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. Участие в конкурсах.
4
Общее количество часов
35
Второй год обучения.
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
1
Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Выразительное интонирование.
4
2
Овладение собственной манерой вокального исполнения.
3
3
Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки.
3
4
Музыкально-ритмические движения.
3
5
Вокально-хоровая работа. Опорное дыхание, артикуляция, дикция.
6
6
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Цепное дыхание.
4
7
Основы музыкальной грамоты. Ритм. Синкопа. Темп.
4
8
Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. Смотры песен.
8
Общее количество часов
35
Третий год обучения.
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
1
Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Собственная манера исполнения вокального произведения. Выявление индивидуального интонирования.
4
2
Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Посещение концертов.
3
3
Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением.
3
4
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки.
6
5
Вокально-хоровая работа Многоголосное пение. Творчество и импровизация. Расширение диапазона голоса. Задания для развития песенного творчества.
10
6
°Музыкально-ритмические движения. Сценическая культура.
2
7
Основы музыкальной грамоты. Агогика. Тональность.
2
8
Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.
5
Общее количество часов
35
Занятия с солистами:
№ п/п
Тема занятия
1
Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.
2
Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения вокального произведения.
3
Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. Сценическое искусство.
4
Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты.
5
Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением.
6
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.
7
Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.
8
Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция
9
Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса.
10
Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.
11
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.
12
Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.
Планируемый результат.
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
умение двигаться под музыку, знакомство с культурой поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене;
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Занятия с солистами:
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки;
умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Методическое обеспечение
Требования к материально-техническому оснащению программы: компьютер, мультимедиа проектор, экран, элементарные музыкальные инструменты: фортепиано, металлофон, ложки, трещотки, треугольник, барабан; костюмы; портреты композиторов, исполнителей, музыкальных деятелей; магнитофон, фонограммы песен, нотный материал.
Методическая продукция:
разработки музыкальных игр, беседы об исполнителях (презентации), посещение концертов, участие в конкурсах, викторинах и конференциях.
Методические рекомендации для реализации программы:
Данная программа является продолжением программы «Музыка. 1-4 классы» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Программа осуществляется с учащимися начальной школы. К этому времени обучающиеся уже владеют довольно прочными вокальными навыками, умеют эмоционально и осознано воспринимать и исполнять музыку. Представленная программа направлена на развитие умения обучающихся проводить поиск музыкальной информации в источниках разного типа по заданной теме; формирование навыков пропаганды музыкального искусства; участия в дискуссиях на музыкальные темы и проблемы, формулируя собственную позицию по обсуждаемым вопросам и используя для аргументации достоверные сведения. Материал программы рекомендован для работы с обучающимися с высоким темпом обучения.
План работы кружка на 2015-2016 учебный год.
Дата
№
Содержание
Примечание
Репертуар
Сентябрь
1
2
3
4
Введение
Владение своим голосовым аппаратом.
Использование певческих навыков.
Выразительное интонирование.
Подготовка к концерту.
Подготовка к концерту, посвященному дню пожилого человека
Подготовка к конкурсу «Наранай туяа»
«Орлёнок»
«Мэндэ амар, наран!» Б. Батодоржиев
Октябрь
1
2
3
Вокально-хоровая работа.
Овладение собственной манерой вокального исполнения.
Основы музыкальной грамоты. Метр
Участие в праздничном концерте, посвященном Дню Учителя, «Наранай туяа».
Логопедические распевки:
«Лошадка»
«Жуки»
«Сидит ворон на дубу»
Ноябрь
1
2
3
4
Вокально-хоровая работа. Пение в ансамбле.
Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Подготовка к концерту.
Участие в концерте, посвященном Дню матери.
«Эжыдээ» Б. Батодоржиев
«Эгэшэмни» Б. Очирова
Декабрь
1
2
3
4
Музыкально-ритмические движения.
Пение в ансамбле. Звуковедение.
Опорное дыхание. Артикуляция.
Основы музыкальной грамоты. Длительности. Синкопы
Участие в декаде музыки
«Снежинка»
«Санашадай дуун» Р. Цыбиков
Январь
1
2
3
4
Вокально-хоровая работа. Дирижерские жесты.
Вокально-хоровая работа.
Подготовка к конкурсу.
Основы музыкальной грамоты. Размер.
Участие в конкурсе
Подготовка к концерту «Сагаалган»
«Сагаалган» В. Лубсанов
«Онтохон» Л. Санжиева
Февраль
1
2
3
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Цепное дыхание.
Участие в конкурсе.
Основы музыкальной грамоты. Динамика.
Участие в концерте «Сагаалган»
Подготовка к концерту, посвященном 8 Марта
«Песенка о волшебном цветке» М. Пляцковский
«Моя Мама»
Март
1
2
3
4
Сводная репетиция концерта.
Выступление в концертной программе.
Вокально-хоровая работа. Дикция.
Основы музыкальной грамоты. Штрихи.
Участие в концерте, посвященном 8 Марта
«Хабар» Б. Цырендоржиев
«Эрбээхэй» Б. Наранбаатар
Апрель
1
2
3
4
Вокально-хоровая работа. Ритм
Вокально-хоровая работа. Выразительное интонирование.
Подготовка к концерту.
Сводная репетиция.
Подготовка у концерту, посвященном 9 Мая
«Синий платочек»
«Три танкиста»
Май
1
2
3
4
Выступление на праздничном концерте.
Элементы музыкальной грамоты.
Беседа о творчестве современных
композиторов.
Заключительное занятие.
Участие в концерте, посвященном Дню Победы
«Школьные годы»
«Майн дуун»
Ч. Павлов
15