Внеклассное мероприятие Богатство Астраханского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чапаевская основная общеобразовательная школа»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ,
ПОСВЯЩЕННОЕ ЮБИЛЕЮ АСТРАХАНИ
Учитель: Чигирбаев А.М.
Под мелодию песни « С чего начинается Родина»
Ведущий 1: Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина , данная ему судьбой , завещанная ему предками. Как известно, понятие «Родина» имеет для нас несколько значений.
Ведущий 2: Это и великая страна с великой историей, это и место на земле , где человек родился и рос ,где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи.
На сцене появляются учащиеся начальных классов.
1 уч-ся: Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это - Россия. Это- Родина моя.
2 уч-ся: Ты смотришь в ясное голубое небо. Идешь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это- Россия. Это-Родина моя.
3 уч-ся: Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувшей след. И это- Россия. Это- Астрахань. Это-Родина моя!
4 уч-ся: Мамины руки. Ее песни у твоей колыбели. Душистый хлеб за праздничным столом. Это- тоже Россия. Это- Родина моя.
Ведущий 1: Наша Родина – великая Русь, а конкретнее - Астраханский край , край необыкновенно красивый, богатый природными ресурсами, историческими памятниками, а самое главное достояние это наши люди.
Край парусов, мой синий край,
С весны разливами омытый,
Со всех сторон ветрам открытый,
Край рыбаков, счастливый край
Ведущий 1: А теперь мы перелистаем страницы исторических вех нашего славного города .
Ведущий 2: В наших краях жили потомки сарматских племен - асы.
( Звучит воинственная музыка, на сцену выскакивают асы.
С другой стороны появляется хан Батухан)
Батухан (зачитывает грамоту): О, воинственные асы, за вашу верную службу вручаю вам этот «тархан», который освобождает вас от повинностей навсегда.
Асы (кричат, ликуют, убегают со сцены)
Ведущий 2: Это была великая честь. В ознаменование этого события асы и дали название городу Ас – тархан. Город стал центром торговли, быстро рос и креп.
Ведущий 1: Наступила зима 1396 года. Город готовился к обороне, но со стороны Волги по окрепшему льду город легко можно было захватить. Войска среднеазиатского завоевателя Тимура, разграбившие многие города Золотой Орды на пощадили и Астархан.
(Учащиеся в костюмах древних воинов изображают захват города)
После их ухода на месте процветающего города осталось страшное пожарище.
Ведущий 2: В середине 15 века образуется Астраханское ханство. Население находилось в полной зависимости от монгольских ханов. В 1547 году крымский хан завоевывает Астрахань. Русский царь Иван Грозный, заинтересованный в получении Россией выхода к каспийскому морю, посылает в Астрахань три отряда, которые без боя захватывают город.
Ведущий 1: В 1558 году русские мастера Дей Губастый и Михаил Вельяминов были посланы Иваном Грозным из Москвы в Астрахань для строительства в нем каменного Кремля.
(Учащиеся в костюмах Ивана Грозного и зодчих появляются на сцене по мотив русской народной песни)
Иван Грозный: Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю? -
Ведущий: И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
Зодчие: Можем!
Прикажи, государь! -
Ведущий: И ударились в ноги царю.
Государь приказал.
И в субботу на вербной неделе,
Покрестясь на восход,
Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие
Фартуки наспех надели,
На широких плечах
Кирпичи понесли на леса.
Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
Ведущий: А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монаршей,
Обошёл его царь -
От подвалов и служб до креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
- Лепота! - молвил царь.
И ответили все: - Лепота!
(Учащиеся выполняют действия в ходе чтения стихотворения, затем уходят)
Ученица 8 класса читает стихотворение нашего земляка камызякца Юрия Вельского
АСТРАХАНСКОМУ КРЕМЛЮ
Великолепьем гордым воскресая,
Лазури высь, разверзнув небеса,
Крестом господним нас благословляя
Стоит над Волгой гордость и краса.
Из белых кружев, сотканный руками
Простых российских славных мастеров,
Как воин – страж стоишь ты над водами
Проток и речек волжских берегов.
Крестов и шлемов пятиглавое величье
На сотню верст заметны вдалеке,
А благолепное злаченое обличье
Повисло солнцем в волжской воде.
Ажурных стен и башен древних своды
Простерлись вязью вдоль красавицы – реки,
Ты видел Стеньки Разина походы,
Здесь бунтовали злые мужики.
На зорьке ранней с первыми лучами
Алеешь, словно девица- краса
Глядишь на мир спокойными глазами,
Чаруешь красотою небеса.
И где бы ни был я, тебя не забываю,
А колокольня белого Кремля
Зовет и манит, словно мать родная
Мой древний город в памяти храня.
Живи же, Астрахань родная,
Тебя Господь всегда хранил
И за державный труд твой славный
Крестом своим благословил.
Ведущий 1: Конец 17 века и начало 18 века было временем больших перемен и свершений, которые вошли в историю России под названием «петровской эпохи». 22 ноября 1717 года был издан указ Петра первого
(На сцену выходит учащийся, изображающий Петра Первого, достает указ, читает)
Петр Первый: Астраханской губернии быть особо, а к Астрахани города Симбирск, Самара, Сызрань, Петровский, Дмитровский, Царицын, Черный Яр, Красный Яр, Гурьев, Терек расписать
Ведущий 2: Первым губернатором был назначен Артемий Петрович Волынский, человек честный, настойчивый, с дипломатическими способностями. Он приложил немало стараний о создании Каспийской флотилии и подготовке похода в Персию. В июне 1722 года Петр Первый прибыл в Астрахань.
Петр Первый: Мы ныне крепкое основание на Каспийском море получили! ( Уходят)
Стихотворение Л.Я.Качинской читает ученица 7 класса
АСТРАХАНЬ
Нам не познать всех таинств мирозданья, Как не коснуться Божьего венца, - Здесь Волга с Каспием назначили свиданье, Чтоб длилась жизнь, не ведая конца. Хранят покой глубинный эти воды Под лебединым росчерком крыла, И отражают светлый лик природы Сияньем златоносным купола. Здесь брезжат степи неоглядной далью, И в мареве полуденной жары, Овеянные ветром и печалью Старинные вздымаются бугры. Здесь реки утоляют зноя жажду Всё волжской - материнскою водой, Здесь расцветает нежно и отважно Цветок заморский - вечно молодой. Здесь дремлет древность, юная когда-то, Язычница, дикарка у огня, Блистающая золотом сарматов, Наездница ордынского коня. Здесь встали мы на караванных тропах, - Связавших, будто шелковая нить, Загадочную Азию с Европой, - Чтоб на века Россию сохранить. Под флаг её и страны, и народы В грядущих временах стекутся вновь. Торжественны соборов наших своды, Неистребимы сила и любовь.
Ведущий 1: Наш город стоит на великой, могучей русской реке Волге. Много песен и стихотворений посвящено Волге.
Учащийся 5 класса читает стихотворение Ольги Касимовой
ВОЛГА
Ты мой восторг, моя твердыня,
И бренных жил родная кровь.
Моя ты гордость и святыня,
Моя нетленная любовь.
И скорбь, и память, и живое
И цвет апрельский, и жнивье,
Росток и древо вековое,
Исток и устье ты мое.
Под зелеными дождями
Вперед летящие века,
Звени и волнами, и льдами,
Не иссякай моя река
Учащаяся 6 класса читает стихотворение Марии Мухиной, поэтессы с. Каралат
ВОЛГА
Много ре течет по белу свету
Многоводных, сильных и больших.
Но дороже Волги нашей нету
И милей просторов голубых.
Русская краса голубоглазая,
Пусть твой бесконечен будет бег,
Где бы ни была, тебя ни разу я
Не забыла. Не забыть вовек.
Ты мое милое Волги низовье,
Родные раскаты и шум камышей
Живи бесконечно, живи на здоровье
И радуй богатством, красою своей!
Учащиеся исполняют песню «Течет река Волга»
Ведущий 1: Нередко спрашивают: «А какой народ является коренным в Астраханской области?» Даже споры порой возникают. Внимательное изучение астраханской истории убедительно показывает, что собственно коренного населения на нашей территории нет.
Ведущий 2: Все мы, астраханцы, являемся потомками пришельцев разного времени и никто не назовет своих предков, живущих здесь постоянно.
Ведущий 1: Русские появились в Нижнем Поволжье достаточно давно. Первоначально их было мало. Массовое же переселение русских на Нижнюю Волгу началось после присоединения края к Российскому государству в 1556-1558 годах.
Русское население в нашей области является основной по численности группой.
Учащиеся 5 класса исполняют русскую кадриль.
Ведущий 2: Казахское население переселилось на территорию Нижнего Поволжья в 1801 году. Сделано это было с разрешения царя Павла
·. За последние десятилетия число казахов и их доля в составе астраханцев неуклонно растет. Восстанавливаются и развиваются традиции казахского народа.
Девочки 7-8 классов исполняют казахский танец «Камажай»
Стихотворение М.М.Утежанова читает ученик 6 класса
ОДНАЖДЫ СКАЗАЛ
Однажды сказал со слезами в глазах
Отец мой – опора земная:
«Запомни, наследник, я- русский казах,
Хоть грамоты русской не знаю».
Косматые тучи в степи табуня,
Хозяйничал ливень на крыше.
«А может, сынок, это ты за меня
Когда - нибудь в книге напишешь!»
Ата, я мечту выполняю твою.
Узнай же на тверди небесной,
Что славу России сегодня пою,
И нету вранья в этой песне!
За Родину жизнь отдам – видит Аллах –
За малую и за большую.
И гордую фразу: «Я - русский казах!»
На двух языках напишу я.
Ведущий 1: Нынешнее татарское население Астраханской области никак нельзя отождествлять с монголо- татарами 13 века. Не имеет оно и прямой связи с астраханскими татарами Золотой Орды 15 века. Их этническое формирование произошло за пределами Нижнего Поволжья. Первое татарское население появилось здесь в конце 17 – начале 18 века.
Девочки 5-7 классов исполняют «Татарочку»
Ведущий 2: Это, конечно, не все национальности, проживающие на территории нашего края. Их здесь более ста. «Что за разноязыкое разноплеменное место! Новый Вавилон!» - сказал об Астраханском крае поэт и не ошибся.
Ведущий 1: Разные традиции у жителей нашей области, но все мы прекрасно живем на одной территории. Разные праздники у нас, но празднуем их мы все вместе. И пусть так будет всегда. Пусть мир и покой царят на нашей астраханской земле.
Ученица 9 класса читает стихотворение Ольги Касимовой
ГОРОДУ ЛЮБВИ
Мне с каждым часом все дороже Всех славных мест, что знаю я - Столица Нижнего Поволжья, Святыня нежная моя. Пернатый мир свои пенаты хвалит, А я - мои любимые хвалю В горючей скорби, в славе и опале - Душою всей торжественно люблю... За миражи, за ветры, за туманы, За новь и за седую старину, За грешные весенние дурманы, За волжскую певучую волну. С Царевной-Лебедью Ты схожа. Пленяют мир твои края, Столица Нижнего Поволжья, Родная Астрахань моя. И жизни свет, и кровные могилы... Мой берег Правый - с ангельским плечом, Мой Левый - под крестом золотокрылым. Собор Кремля под солнечным лучом - Не менее державных златоглавый - Святые в поднебесье купола. И боль свою, и почести, и славу Звонят Тебе Твои колокола. Ты на Аленушку похожа - С благой молитвой у ручья... Столица Нижнего Поволжья, Родная Астрахань моя. Любой кулик родную заводь хвалит, Я - Астрахань родимую свою - Свет - Город на мирском моем причале, Всем сердцем, до отчаянья, пою... Любви моей пространство и обитель. Звезда сверкает в имени Твоем. Дай Бог Тебе, прекрасный долгожитель, И вечных лет, и счастья в каждый дом. Храни Тебя Всемилость Божья - Среди земного бытия, Столица Нижнего Поволжья, Родная Астрахань моя.
Все учащиеся исполняют песню «Край родной»
15