Классный час Путешествие в город Мастеров.Жемчужины русских промыслов.
Классный час: «Путешествие в город Мастеров. «Жемчужины русских промыслов»».
Цель:Приобщать детей к ценностям русской культуры, ознакомить с народными промыслами;
Развивать психические процессы и речь учащихся, умение самостоятельного поиска и обработки информации, развивать познавательный интерес и творческие способности;
Воспитывать чувство патриотизма, уважение и любовь к искусству, интерес к культуре русского народа.
Оборудование: компьютер, презентация, музыкальный центр, плясовая мелодия.
Оформление:
приготовить две коробочки (два “волшебных сундучка”), в одну положить кусок глины, в другую – комок бумаги;
“мастерам” обязательно приготовить по одному изделию народных промыслов или их иллюстрацию, сделанную детьми;
для “мастеров” можно приготовить русские народные костюмы или их элементы (кепка с цветком, рубаха с кушаком, сарафан, корона, кокошник, фартук, платок и т.п.);приготовить выставку изделий народных промыслов, фотоколлаж об экскурсии в музей, карту географии промыслов, выставку рефератов.
Предварительная работа с детьми:
предложить детям найти в своем доме изделия народных промыслов, попытаться определить их категорию (хохлома, гжель, палех, дымковская игрушка, матрешки и т.п.);
шестеро детей сыграют роли мастеров; каждый “мастер” должен представить народный промысел (хохлома, жостово, гжель, палехская миниатюра, городецкая роспись, посадские платки), пользуясь дополнительными материалами к классному часу или иной информацией, “мастера” должны будут ответить на вопросы “покупателей”;
остальные дети будут играть роли покупателей поделок; эти дети должны заготовить вопросы “мастерам”.
Ход мероприятия.
Вводное слово.
Каждый народ должен знать историю своей культуры, свои корни. Только так можно сохранить свое национальное достоинство.
Русская земля богата талантами. В каждой семье можно найти мебель, платки, матрешки, изготовленные народными художниками. Изделия русских народных промыслов можно увидеть в крупнейших музеях мира. Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики – на весь мир прославили свои маленькие города и села, где зародились их уникальные промыслы.
Сегодня мы с вами попадем на ярмарку в Город мастеров. Сюда прибыли представители шести русских промыслов. На этой карте мы видим, где расположены центры этих всемирно известных русских ремесел: Павловский Посад, Гжель, Жостово находятся недалеко от Москвы, Палех – в Ивановской области, а Городец и Хохлома – недалеко от Нижнего Новгорода. Мастера покажут нам свои изделия, расскажут о своих промыслах, ответят на наши вопросы.
Реклама художественных промыслов.
Звучит плясовая музыка. Возле классной доски выстраиваются “мастера”. Они держат в руках свои изделия, по очереди рекламируя свое искусство.
Группа “Хохлома”
Кубки, чашки, ложки,Русские матрешки,Вся посуда расписнаяИ почти как золотая!Знает это целый мир:Это – русский сувенир.Вся – старинного письма – Золотая хохлома!
Группа “Палех”
Выходи-ка на прогулкуПокупай у нас шкатулку.Палехская миниатюраДля тех, у кого губа не дура!
Группа “Городец”
Удаль молодецкая –Роспись городецкая!Подходи, торопись,Покупай живопись!
Группа “Жостово”
Хотите подарок?Примите решение:Купите для дома украшение!Пользуются постоянным спросомНаши жостовские подносы!
Да, уважаемые мастера,Слушали мы вас очень внимательно,Ваши изделия замечательные!И нашим ребятам, скажем вам честно,Побольше о них узнать интересно! (Обращается к классу)А вы, ребята, не отставайте,Мастерам вопросы задавайте!Может, взяли товар за границей?Где же делают эти вещицы?
Дети по очереди поднимают руки, задают с места вопросы “мастерам”.
Вопросы детей:
Мне понравилась хохлома. Где изготавливают такую красивую посуду? (Хохлому делают в Хохломе. Это деревня такая, под Нижним Новгородом.)А шкатулки палехские где делают? (И шкатулки, и украшения делают в селе Палех. На карте вы его не найдете, это небольшое село в Ивановской области. Но его знают во всем мире.)А мне понравилась роспись городецкая. А где ваш Городец находится? (Город Городец там же, где и хохлома, тоже в Нижегородской области.)
Жостовские подносы, наверное, из города Жостово? Где его искать? (Это не город, а деревня под Москвой. Там давно научились подносы такие делать!)Ну, а Гжель ваша где находится? Где же посуду такую делают? (Гжель – это деревня под Москвой. Там уже 200 лет такую посуду делают.)Не зря мы вопросы задавали,Всю географию промыслов узнали!А теперь вопросы не для газеты – Мастера открывают свои секреты.Ну-ка, ребята, времени не теряйте,Вопросы свои мастерам задавайте!
Вопросы детей:
У меня вопрос к мастеру хохломы. Посуда у вас деревянная, а выглядит как золотая. Как это у вас получается? (У хохломских мастеров – свой способ “золочения”. Посуду натирали оловянным порошком, покрывали олифой и нагревали в печах. Олифа от высокой температуры желтела, а олово, которое просвечивало сквозь нее, становилось похожим на золото.)В хохломской росписи я вижу только три цвета. Используют мастера другие цвета? (Хохломские мастера используют четыре цвета: красный, черный, золотой и иногда зеленый. Эти цвета хорошо передают особый хохломской травяной узор.)У меня вопрос к Городецким мастерам. Хохлома очень похожа на Городецкую роспись. Как их отличить? (На изделиях из Хохломы можно увидеть только травяной или цветочный узоры из четырех цветов: красного, черного, зеленого и золотистого, а на Городецкой росписи встречаются люди, животные, птицы, используются синий и желтый цвета, но вот этого особого хохломского золотистого цвета нет.)
Я видела раньше несколько игрушек и тарелок из Гжели. Они все расписаны только синей краской. (Правильно. Это специальный стиль Гжели – роспись кобальтом по белому фаянсу. Кобальт – это синяя краска. По такой росписи все сразу узнают гжельскую посуду или игрушку. Недаром нашу посуду называют бело-голубым чудом.)Как гончарам из Гжели удалось сделать такую белую посуду? (Гжельские гончары добавляют в глину известь – так получился белоснежный гжельский фаянс.)
Палехские шкатулки известны всему миру. Делают ли в Палехе что-то другое кроме шкатулок? (Мастера Палеха делают обложки для книг, табакерки, картины.)
Из чего сделаны палехские шкатулки: из дерева, глины или из металла? (Палехские изделия лепят из папье-маше – это такая кашица из бумаги.)
Чем отличаются узоры на палехских миниатюрах? (Это сказочные сценки, щенки из реальной жизни, но все фигуры на них вытянутые, утонченные.)
Какой промысел среди перечисленных самый древний? (Самая древняя – хохлома. Этому промыслу 700 лет.)Кто из мастеров делает роспись по металлу? (Это жостовские мастера. Кузнецы делают подносы, а художники расписывают шлаком и красками.)(Идет защита рефератов)
Брейн-ринг.
Наш брейн-ринг по старинке мы начинаем с разминки. Первое задание – найти у пословицы окончание! (по 4 вопроса каждой команде).
Деревья смотри в плодах, а людей смотри… (в делах).
Терпение и труд все… (перетрут).
Маленькое дело лучше большого… (безделья).
Не везде сила, где нужно умение, а где и… (терпение).
Не за свое дело не берись, а за своим делом не… (ленись).
Под лежачий камень и вода… (не течет).
Где умному горе, там дураку… (веселье).
На полатях лежать, так и ломтя не… (видать).
Разминка закончилась. Начинаем блицтурнир – читает вопросы (по 4 вопроса каждой команде).
Какое изделие изготавливают из металла? (подносы)
Какую посуду называют “бело-синее чудо”? (посуду из Гжели)
Где делают самые красивые подносы? (в Жостово)
Сундучки и прялки, досточки, посуда – где делают такое чудо? (в Городце)
Где родилась русская лаковая миниатюра? (в Палехе)
На какой росписи не встретишь синего цвета? (на хохломской)Почему посуда из Гжели белая? (в глину добавлена известь)
Где лепят изделия из папье-маше? (в Палехе).
А теперь каждой команде – по одному вопросу. Но вопросики эти труднее! Чтобы вы приняли правильное решение, даем вам минуту на обсуждение!
Как в Хохломе дерево превращают в золото?
Какой узор на дымковской игрушке?
А теперь – не пустячок,А волшебный сундучок (Показывает первую коробочку.)Слушайте вопрос внимательноИ ответ обдумайте тщательно.Это вам не кот в мешке.Что в волшебном сундучке?
Это добро валяется под ногами,Кто его поднимаетИ к нему труд свой добавляет,У того получаются здания,Посуда, игрушки, изваяния!А кто не хочет пачкаться и мараться,Тому лучше за это добро не браться. (Глина)
Из этого материала
Тоже можно сделать немало,Если его размочить,А потом проварить,А потом можно лепить шкатулки,Игрушки и разные безделушки.В Палехе нашли этому материалу такое применение,Всему миру на удивление! (Бумага)
Закончился наш турнир, ребята,А теперь пора объявить результаты.А за победу вручить вам радыМы наши скромные награды!
Ребята, вы получили задание, найти в своем доме образцы народных промыслов. Расскажите о своей коллекции. Рассказы детей о произведениях народного искусства, которые есть у них в семьях.
Рефлексия.
Понравился ли вам, ребята, наш классный час? Какое настроение, какие чувства возникли у вас от соприкосновения с искусством народных мастеров?
Заключительное слово.
Классный руководитель: Вы сегодня узнали о русских народных промыслах, увидели образцы изделий народных мастеров, образцы народного искусства поражают нас особой красотой, гармонией и совершенством. Только хорошие и добрые люди на земле могли сделать такую красоту и прославить на весь мир свою землю, свой родной город.