Рабочая программа устная речь. чтение. Программа коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СВЕТЛОВСКАЯ ШКОЛА»
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол № __
от «___» __________ _ 2016 г.
Руководитель ШМО
_________ И.В. Марченко
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МОУ «Светловская школа»
«___» __________ 2016 г.
_________ Н.В. Щербакова УТВЕРЖДЕНО
Приказ №____
от «___»__________ 2016 г.
Директор
МОУ «Светловская школа»
__________В.Н. Никончик
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО «ЧТЕНИЕ», « УСТНАЯ РЕЧЬ»
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2 КЛАСС
2016-2017 учебный год
Программу составила:
Аблялимова Лиля Бекировна,
учитель начальных классов
МОУ «Светловская школа»
Джанкойского района
Республики Крым,
Квалификационная категория –
первая
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная Рабочая программа составлена для организации обучения на дому обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья Ходзинского Евгения на основе коллегиального заключения Центральной психолого-медико-педагогической комиссии «Крымский республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения» №51 от 24 мая 2016 года. В соответствии с данным документом по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования Ходзинскому Евгению подтвержден статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, имеющего стойкое умеренное нарушение познавательной деятельности, обусловленное хромосомным заболеванием; системное недоразвитие речи тяжелой степени. Комиссией рекомендовано обучение во втором классе по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с умственно отсталостью с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей здоровья ребенка. Наиболее оптимальным является обучение на дому (по решению ВКК). Нуждается в создании специальных условий для получения образования.
Данная Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
Письмо Министерства народного образования РСФСР №17-253-6 от 14.11.1988 г. "Об индивидуальном обучении больных детей на дому".
Совместное Письмо Министерства просвещения РСФСР от 8 июля 1980 г. № 281-М и Министерства Здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 г. № 17-13-186 «Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы».
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996г.№ 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей- инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
«Программы для 0 – IV классов специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой, 2011г.
Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида С.Ю.Ильина «Чтение», С.В.Комарова«Устная речь» 2 класс, изд-во «Владос», 2015г
Основной образовательной программы основного общего образования по ФГОС МОУ «Светловская школа»;
Индивидуального учебного плана Ходзинского Евгения учащегося 2 класса МОУ «Светловская школа» на 2016-2017 учебный год.
Русский язык: «Чтение и устная речь»
Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. С учетом индивидуальных возможностей ребенка (говорящие и частично говорящие) овладевают простейшими навыками чтением, а часть – это дети безречевые. Данные дети (безречевые), у которых не формируются предпосылки к овладению чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий.
Основная цель обучения чтению и развитию речи:
научить детей читать доступный их пониманию текста вслух, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы;
содействовать социально адаптации в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
осмысленно воспринимать прочитанное,
формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Развитие устной речи.
обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
Основные задачи обучения чтению и развитию речи:
воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
совершенствование навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;
расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире;
формирование положительных личностных качеств учеников;
развитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в целом;
формирование элементов самостоятельной читательской активности.
развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Рабочая программа разработана в связи с тем, что количество часов в индивидуальном учебном плане МОУ «Светловская школа», не совпадает с количеством часов в государственной учебной программе. Государственная программа отводит на изучение предмета «Чтение. Устня речь» 68 часов, согласно индивидуальному учебному плану МОУ «Светловская школа», количество часов уменьшено с 68 часов до 34 часов. А так же, в связи с тем, что умственный и физический уровень развития данного ребенка отличается от уровня развития учащихся 2 класса, обучающихся непосредственно в учреждении. Ребёнок не умеет читать, не ориентируется во времени, не называет предметы; не может составлять простые нераспространенные предложения участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса.
С большим трудом усваивает программный материал, нуждается в разнообразных видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Каждое задание принимает, как новое. Знания усваиваются механически, быстро забываются. Память кратковременная. Словарный запас значительно ниже возрастной нормы, так как у мальчика системное недоразвитие речи тяжелой степени. В программе даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию, навыков устной речи и объёму внеклассного чтения.
Тематика произведений подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов ребенка, расширения его кругозора, воспитания нравственных качеств.
Из-за неоднородности ребенка с тяжелыми нарушениям интеллекта, материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется.
Обучение чтению умеренно и тяжело умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности воспитанника. Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза
Во втором классе продолжается букварный период (II этап). В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением. Материалом обучения являются звуки и буквы, слоговые структуры. В программе предложена примерная последовательность изучения букв. Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур может быть изменен, т.к необходимо, чтобы он был более доступным и учитывал особенности аналитико-синтетической стороны деятельности умственно отсталых детей. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное отчетливое произнесение, различение в сочетании с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков, последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур.
Буква изучается в определенной последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов их расположения, сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау ,уа), затем обратные слоги (ам ,ум), после этого прямые слоги (ма, му) требующие особого внимания при обучении слитному их чтению.
Большое внимание уделяется чтению по букварю. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстрационным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи.Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учащиеся должны уметь:
различать звуки на слух и в произношении;
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
писать строчные и прописные буквы;
списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
составлять простые не распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов;
использовать предлоги и некоторые наречия.
Учащиеся должны знать:
названия и свойства изученных предметов и их частей;
наизусть 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.
по вопросам учителя и по иллюстрации рассказывать, о чём читали или слушали.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1-й этап (букрный период)в 1 классе: изучение звуков и букв.
II этап букварного периода:
2-й этап (2 класс). Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.
Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).
Чтение предложений из двух-трех слов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.
· Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.
Развитие слухового внимания.
Различение звуков окружающей действительности (шуршание листьев, звуки звонков, топанье детских ножек, хлопанье ладошек и др.).
Кто и как подает голос? (Корова, лошадь, кошка и др.)
Чтение коротких стихотворений, где обыгрываются голоса животных; разучивание коротких отрывков из них.
Игры детей с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи (самолет летит, рокочет мотор: р-р-р).
Выделение первого звука в слове.
Умение слышать нужный звук в слове.
Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения.
Вдох-выдох. На выдохе пропеть гласные звуки.
Поддувание ватных шариков, сделанных из фольги корабликов, самолетиков.
Надувание цветных шаров.
Специальные упражнения для всех артикуляторных органов — губ, щек, языка, нёба (надуть щеки, губы сделать трубочкой (у), овалом (о), улыбнуться (и): язык жалом, лопаткой, вверх, вниз, облизать губы).
Работа над звукопроизношением.
Отработка правильного произношения всех звуков входит в понятие «воспитание звуковой культуры речи». Поэтому в подготовительном классе у детей фронтально отрабатывается правильное произношение всех звуков. Произношение звуков отрабатывается в следующей последовательности.
Произнесение простых по артикуляции согласных — губно-губных (м, б, п);
губно-зубных (в, ф), переднеязычных (н, д, т), заднеязычных (к, г, х) и т. д.
Четкое произнесение гласных и некоторых согласных как опоры для постановки сложных по артикуляции звуков (и — з, с, о, у — м, ж, ч, ш, в, ф — о, з, л, т, д, н — ш, ж, р и др).
Отработка трудных для произношения звуков (шипящих — ж, ш, ч, щ и сонорных л, р) после индивидуальных логопедических занятий по их постановке и автоматизации.
Для формирования правильного звукопроизношения важным является подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения и использование звука в речи (словах, фразах).
Артикуляционная гимнастика на этом этапе работы направлена не столько на развитие артикуляционного аппарата, сколько на уточнение движения или коррекцию органов, которые участвуют в образовании нужных звуков.
Закреплению правильного произношения звуков в речи способствует:
соотнесение звуков с реальным объектом (качаем куклу— а-а-а,еж фыркает ф-ф-ф);
повторение строчек из народных колыбельных песен (баю-баю-баю — куколку качаю);
напевание строчек из знакомых песен (та-та-та, та-та-та — мы везем с собой кота);
повторение четверостиший, в которых встречается данный звук («Воет, воет ветер, воет, завывает, с дерева листочки желтые срывает» — в-в-в);
разучивание коротких стихотворений для детей младшего дошкольного возраста.
Устная речь.
Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).
Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.
Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо — плохо, близко — далеко и др.).
Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2—3 вопроса.
Повторение пройденного за год.
Внеклассное чтение.
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?
Примерная тематика
Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№п/п Тема урока.
Кол-во часов
1 Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р 1
2 Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). 1
3 Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р. 1
4 Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа. 1
5 Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т. 1
6 Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д 1
7 Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил). 1
8 Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик)· Чтение предложений из двух-трех слов. 1
9 Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью. 1
10 Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. 1
11 Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких 1
12 Вставка пропущенной буквы в словах под картинками 1
13 Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э. 1
14 Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле). 1
15 Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью 1
16 Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.. 1
17 Различение звуков окружающей действительности (шуршание листьев, звуки звонков, топанье детских ножек, хлопанье ладошек и др.). Кто и как подает голос? 1
18 Чтение коротких стихотворений, где обыгрываются голоса животных; разучивание коротких отрывков из них. 1
19 Игры с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи (самолет летит, рокочет мотор: р-р-р). 1
20 Четкое произнесение гласных и некоторых согласных как опоры для постановки сложных по артикуляции звуков (и — з, с; о, у — м, ж, ч, ш; в, ф — о, з, л; т, д, н — ш, ж, р и др). 1
21 Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке 1
22 Составление простых нераспространенных предложений добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? 1
23 Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо — плохо, близко — далеко и др.). 1
24 Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов 1
25 Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2—3 вопроса. 1
26 Разучивание коротких стихотворений для детей младшего возраста 1
27 Разучивание коротких стихотворений. 1
28 Повторение пройденного за год 1
29 Е. Трутнева «Земляника» 1
30 Внеклассное чтение « Что такое хорошо, что такое плохо» 1
31 И. Соколов – Микитов «Весна – красна» 1
32 Внеклассное чтение «Мы любим сказки». 1
33 Внеклассное чтение Р. Сеф «Кто любит собак» 1
34 П. Воронько « Лучше нет родного края» 1
Всего: 34