Материалы по теме: Жемчужины русского языка.
Снежнянская специальная общеобразовательная школа – интернат № 42
Подготовила:
учитель русского языка и чтения
Заватина А.С.
2016 – 2017 у. г.
Название проекта: «Жемчужины русского языка».
Цель:
1) Воспитывать через пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, фразеологизмы и т.д. любовь к русскому языку, к своему народу; прививать интерес к их изучению;
2) Научить правильно употреблять пословицы и поговорки в различных жизненных ситуациях, правильно определять смысл пословиц и поговорок.
3)Изучить особенность фразеологических сочетаний, углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, учить правильно употреблять фразеологизмы в речи, пользоваться различными фразеологическими словарями;
4)Развивать речевые умения, познавательный интерес к изучению русского языка, совершенствовать коммуникативные умения обучающихся;
5)Развивать творческие способности, фантазию, ассоциативное мышление;
6)Способствовать более прочному и осознанному усвоению изученного языкового материала, обогащению словарного запаса обучающихся, повышению культуры речи;
формировать патриотические чувства, любовь и интерес к народному творчеству.
Тип проекта: информационный, творческий.
Приоритетный вид деяльности: поисковый.
Предмет: Русский язык и чтение.
Предметно - содержательная сфера интересов: информационная.
Участие в разработке: коллективнаяМасштаб: в пределах школыКлас: 6 – 9 классыТермин выполнения: 2 месяца (январь, февраль 2017 г. )
Характер партнерских взаимодействий между участниками проектной деятельности: кооперативные.Обучающиеся научатся:
- Получать информацию из разных источников, систематизировать и представлять полученную информацию.
Разовьют:
Умение выражать свои желания, интересы, проблемы и согласовывать их с другими в процессе совместной деятельности;
Творческие способности;
Инициативность и самостоятельность при планировании деятельности;
Готовность к общению, доброжелательность в отношениях с другими людьми.
Этапы:
Организационный ( третья неделя января )
Сообщение темы, формы проекта, заданий, плана работы;
Обсуждение в классах, внесение предложений учеников.
Подготовительный ( четвертая неделя января )
Сбор материала, исследовательская, поисковая работа.
Проектная работа ( февраль )
Переработка собранной информации, ее корректировка.
Презентация проекта ( конец февраля )
- Проведение внеклассного соревновательного мероприятия с учащимися 6 – 9 классов.
Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Определение «фольклор» ввел английский ученый Уильям Томс в 1846 году. Фольклор – это пословицы, песни, сказки, частушки, загадки. Современная литература уходит своими корнями в фольклор, многие произведения которого похожи даже в совершенно разных культурах.
Главная особенность фольклора – это отсутствие известного автора, потому что любое фольклорное произведение существует очень давно и множество раз было преобразовано новыми и новыми рассказчиками. Со временем литераторы заимствовали многие сюжеты из фольклорных произведений и подписывали эти произведения своим именем. Вот почему во многих литературах мира встречаются похожие сюжеты, персонажи и произведения. При этом фольклор постоянно развивается и меняется вместе с жизнью людей.
Тем не менее, именно фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других. Благодаря народным песням, сказкам и другому фольклору ученые-историки могут узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время. Нельзя забывать, что такое важное значение фольклора как источника информации о культуре народа просто неоценимо для науки.
Фольклор — устное народное творчество, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь. Фольклор возник до появления письменности. Самая важная его черта в том, что фольклор является искусством устного слова. Именно это отличает его от литературы и других видов искусства. Еще одна важная характеристика — коллективность творчества.
В фольклоре существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. Эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму (в литературе эпический род представлен только прозаическими произведениями). В русском фольклоре к эпическим жанрам относятся былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, пословицы, поговорки, сказы.
Лирические фольклорные жанры — это обрядовые, колыбельные, семейные и любовные песни, причитания, частушки.
К драматическим жанрам относятся народные драмы. Многие фольклорные жанры вошли в литературу: песня, сказка, легенда (например, легенды М. Горького и сказки А. С. Пушкина).
Малые жанры фольклора:
Колыбельные;
Поговорки;
Заклички;
Пестушки;
Загадки;
Частушки;
Скороговорки;
Сказки;
Потешки;
Пословицы;
Дразнилки;
Считалки.
Краткое описание некоторых жанров фольклора
Жанр Определение Примеры
Сказка Древнейший жанр устного народнопоэтического творчества. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера. Большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира
Волшебная сказка Повествует о том, как главный герой сталкивается с какой-то бедой или трудностями и как он их преодолевает. Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир « Царевна-лягушка»,
«Марья Моревна», « Иван-царевич и серый волк»
Сказка о животных В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного «Волк и Лиса», «Рукавичка», «Лиса и Журавль»
Бытовая сказка Воспроизводит обыденную жизнь. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоят тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть) «Мудрая дева», «Каша из топора», «Хитрый мужик»
Народная песня Небольшое словесно-музыкальное фольклорное произведение, которое отражает национальный характер народа, обычаи, исторические события; своеобразна по жанровой структуре и языку.
Народные песни делятся на обрядовые и необрядовые. Календарные обряды сопровождали колядки, масленичные песни, веснянки, жатвенные песни. Главное назначение календарных песен — оказать желаемое воздействие на природу, вызвать хороший урожай. Необрядовые песни исполнялись в самых различных условиях, в любое время года «Во поле береза стояла...», «Дубинушка», «Два веселых гуся»,
«Черный ворон»
Былина Жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси.
От песен былины отличаются торжественностью, а от сказок — грандиозностью сюжетного действия «Илья Муромец и Соловей-разбойник» ,«Вольга и Микула», «Добрыня и Змей», «Садко»
Предание Созданный устно, имеющий установку на достоверность рассказ об исторических событиях и деяниях реальных лиц, а также о происхождении тех или иных названий Предания
«Повести временных лет»: «О белгородском киселе», «О мести княгини Ольги древлянам »;
предания о Петре Первом
Сказ Жанр фольклора, повествование о современных событиях или недавнем прошлом; в отличие от легенды, обычно не содержит фантастического элемента. Форма эпического повествования, основанная на имитации речевой манеры обособленного от автора персонажа — рассказчика; лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь «Еремеево слово», «Артемов ключ»
Пословица Фольклорный жанр, афористически сжатое, образное, ритмически организованное изречение с поучительным смыслом Что посеешь, то и пожнешь.
Бодливой корове бог рог не дает.
После драки кулаками не машут.
Лес рубят — щепки летят.
Поговорка Фольклорный жанр, вошедшее в повседневную речь образное выражение, определяющее какое-либо явление жизни.
В отличие от пословицы, в поговорке нет законченного суждения, она лишь часть его. «Поговорка — это складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» (В. И. Даль) Семь пятниц на неделе. Положить зубы на полку. Свалился как снег на голову.
Надоел хуже горькой редьки.
Колыбельная песня — песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка; особый лирический жанр, популярный в народной поэзии.
Один из древнейших жанров фольклора. В основном колыбельную поёт мать своему ребёнку. У всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.
В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание.
В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.
Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Баю-баюшки, баю,Не ложися на краю,Придёт серенький волчок,И ухватит за бочок,И утащит во лесок,Под ракитовый кустокТам пташки поюттебе спать не дадут.
— А. С. Королёв
Часто в колыбельных возникает образ невидимого, но могущественного существа — Дрёмы или Сна.
Сидит Дрёма,Сидит Дрёма,Сидит Дрёма, сама дремлет,Сидит Дрёма, сама дремлет.Взгляни Дрёма,Взгляни Дрёма,Взгляни Дрёма на народ,Взгляни Дрёма на народБери Дрёма,Бери Дрёма,Бери Дрёма кого хошь,Бери Дрёма кого хошь.Сидит Дрёма,Сидит Дрёма,Сидит Дрёма, сама дремлет,Сидит Дрёма, сама дремлет.
Целый цикл колыбельных связан с образом домашнего кота.
Вы коты, коты, коты,У вас жёлтые хвосты.Вы коты, коты, коты,Принесите дремоты.
Поговорка — словосочетание, отражающее какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.
Из простейших поэтических произведений, каковы басня и пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь элементы, в которых сгущают их содержание; это — не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем (например, «свинья под дубом», или «собака на сене», или «он выносит сор из избы»).
Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл и не является законченным предложением.
Определение Даля «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки — ходячее выражение, недоразвившееся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово (например, «лыку не вяжет» вместо «пьян», «пороха не выдумал» вместо «дурак», «тяну лямку», «всей одёжи две рогожи, да куль праздничный»). Пословицы здесь нет, как нет ещё произведения искусства в эмблеме, имеющей лишь одно раз навсегда данное значение.
Примеры поговорок:
«когда рак на горе свистнет»
«собака на сене»
«лыку не вяжет»
«(остаться) у разбитого корыта»
Некоторые пословицы и поговорки могут иметь схожее звучание, но разный смысл. Так например наравне с общеизвестной пословицей «Бьёт — значит любит» существует и поговорка, отражающая народную мудрость «Гладит, значит любит».
Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
Жаворонки, жавороночки!Прилетите к нам,Принесите нам лето теплое,Унесите от нас зиму холодную.Нам холодная зима надоскучила,Руки, ноги отморозила.
Потешки и пестушки - это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка - потягивание со сна, одевание и т. д. Пестушка – это еще один жанр устного народного творчества, предназначенный для самых маленьких детей. Пестушка – небольшой стишок или песенка, понятная и интересная для ребенка. От этого слова и произошло понятие «пестовать», но им сегодня уже никто не пользуется. Да и пестушками стишки не называют, хотя они остались, и их постоянно используют родители. В старину считалось, что пестушка не только развивает ребенка, но и укрепляет его здоровье, синхронизирует биоритм ребенка с биоритмом матери и самой Природы.
Потягуни-потягушечки,От носочков до макушечки!Мы потянемся-потянемся,Маленькими не останемся!Вот уже растем, растем, растем!Вот как выросли!
Потягушеньки, порастушеньки,(поглаживаем от головы до пяточек)Поперек толстунюшеньки,(гладим бока)А в ножки – ходунюшеньки,(двигаем ножками)А в ручки – хватунюшеньки,(сжимаем и разжимаем кулачки)А в ушки — слышунюшеньки,(показываем ушки)А в глазки — глядунюшеньки,(показываем глазки)А в носик — сопунюшеньки,(показываем носик)А в ротик — говорок,(показываем ротик)А в головку — разумок!(трогаем лобик)Большие ногиШли по дороге:Топ, топ, топ,Топ, топ, топ!Маленькие ножкиБежали по дорожке:Топ, топ, топ, топ,Топ, топ, топ, топ!
Ручки-ручки — потягушкиИ ладошки — похлопушки.Ножки-ножки — топотушки,Побегушки, попрыгушки.С добрым утром, ручки,Ладошки и ножки,Щёчки-цветочки — Чмок!
Ой качи, качи, качи!В головае-то калачи,В ручках прянички,В ножках яблочки,По бокам конфеточки,Золотые веточки!
Потягушки-порастушки:В рученьки — хватушки,В ноженьки — ходушки,В роток — говорок,А в головку — разумок!
Дыбок, дыбок,Завтра годок!Дыбок, дыбок,Целый годок!
Тяги, тяги, потягушеньки,На детку порастушеньки!Расти, деточка, здоровая,Как яблонька садовая!На кота потягушеньки,На дитя порастушеньки,А в ручки хватушки,А в ротик говорунок,А в головку разумок!
Потягуси, потягуси,Пролетали низко гуси.Потягуси, потягушечки,Перья мягкие в подушечке.Эти перья-потягушенькиПодарили гуси Нюшеньке.
Вот проснулись! Потянулись!С боку на бок повернулись!Потягушечки! Потягушечки!Где игрушечки, погремушечки?Ты, игрушка, погреми,Нашу детку подними!
Загадка - это фольклорный жанр малой формы, известный у всех народов. Загадка состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа). В загадке тем или иным способом «зашифрована» отгадка. Это может быть метафора или другое иносказание; не случайно народ сложил загадки о загадке: «Без лица в личине». Аристотель называл загадку хорошо составленной метафорой. Однако они встречаются и в форме прямого вопроса: «Что с земли не подымешь?» (тень). Поэтому более точно определение загадки как «поэтического замысловатого описания какого-либо предмета или явления, сделанного с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность». Истоки загадки восходят к тайной речи первобытного общества (в обрядах инициации посвящаемый испытывался с помощью загадки). Загадки были способом раскрытия религиозной тайны: не случайно они встречаются в Ведах, Библии, мифологическом эпосе разных народов мира. Русские загадки по происхождению также связаны с условной магической речью — зашифрованным языком, направленным на обеспечение урожая, успеха в охоте, скотоводстве, земледелии. У русских отзвуки загадок древнего периода сохранились в календарных и семейных обрядах, былинах, сказках, песнях. С течением времени древняя функция загадки постепенно угасла, но их поэтическая форма оказалась продуктивной. К загадкам начали относиться как к способу испытания сообразительности, появились новые загадки о предметах и явлениях. Так сложился фольклорный жанр, который не имел ни каких иных целей, кроме художественных и развлекательных. Загадки содействовали активизации познания окружающего мира, формировали навыки логического мышления, развивали наблюдательность.
Часту́шка (припевка, коротушка) — жанр русского фольклора, сложившийся к 1870-м годам. Термин «частушка» был введён писателем Г. И. Успенским в очерке «Новые народные песни» (1889 г.) при характеристике народных стишков. Истоки частушки — игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки» и городские песни. Частушке свойственны злободневность тематики, афористичность, неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм. Частушки создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон — мажорный. Тематика главным образом любовно-бытовая. Текст частушки — обычно это четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. Музыкальной основой частушки являются короткие одночастные, реже — двухчастные, мелодии, исполняемые полу говорком или напевно.
Типы частушек:
Лирические частушки (припевки) — 4-х строчная частушка на разные темы.
Плясовые — 4-х строчные припевки, они отличаются от лирических особым ритмом, удобным для сопровождения плясок, строчки короче, чем в лирической частушке. К ним относятся частушки типа «Яблочко».
Страдания — как правило, двухстрочные частушки о любви — поются медленно, протяжно. Их пели на Волге и в средней полосе России. На Севере России, Урале, Сибири они не были известны.
Скороговорка – это краткое произведение устного народного поэтического творчества, обязательно построенное на аллитерациях. Состоит из подбора слов, трудно произносимых при быстром и многократном повторении всей фразы или поэтически оформленной строфы.
Содержание скороговорки, как правило, носит юмористический характер; этот жанр является частью художественного мира ребенка.
Упражнение «Скороговорки» очень удобно выполнять по утрам. Во-первых, это речевая гимнастика, которая помогает организму проснуться. Во-вторых, быстрый темп скороговорки создает общий бодрый ритм. В-третьих, утренние скороговорки помогают весь день изъясняться чисто и красиво.Можно выбирать скороговорки с определенными сочетаниями звуков, если именно эти звуки вызывают затруднения при произношении. Если же таких особенностей речи нет – лучше произносить скороговорки на разные звуковые сочетания.
Примеры скороговорок
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.
На дворе трава, на траве дрова,
Не руби дрова на траве двора.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
У быка бела губа была тупа.
Сшит колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, да не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать,
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
Шапка в подвыподвертом.
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Надел кукушонок капюшон – как в капюшоне он смешон.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»). Русская сказка — один из самых популярных и любимых жанров фольклора. Потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Народные сказки — это уникальная энциклопедия истории, общественного строя, быта и мировоззрения нашего народа. За много веков наши предки придумали тысячи сказок. Словно на крыльях они перелатали из века в век и передавали мудрость одного поколения другому.
Каждая эпоха создала свои сказки. В них запечатлелось все многообразие человеческих отношений. Именно в народных сказках к нам дошли смех и слезы, радость и страдание, любовь и гнев, правда и кривда, вера и безверие, трудолюбие и лень, честность и обман.
Известные русские поэты и писатели восхищались народными сказками. А.С. Пушкин, говорил, что каждая из них является настоящей поэмой. В.Г. Белинский назвал их драгоценными историческими документами и подчеркивал их социальное значение. А.М. Горький писал о такой важной особенности русской сказки, как способность «заглядывать наперед».
Народные сказки — это уникальное творение искусства. Ведь в простых выдуманных историях, как кажется на первый взгляд, скрыт острый социальный смысл и вся мудрость жизненных наблюдений русского народа. Сказки сохранили всю красоту и богатство народной разговорной речи, которая своим многообразием, тонкостью смысла и обилием оттенков удивляет даже самых взыскательных ценителей народного творчества.
Как только ребенок начинает говорить, он вступает в волшебный мир сказок. С ними он встречается и в школьном возрасте: в букваре, первых книгах для чтения и во время изучения литературы в старших классах. Именно сказки могут убедить ребенка, что без труда и стойкости нравственных принципов не будет в жизни счастья.
Во всех народных сказках осуждается разбой, насилие, плохие деяния и коварство. Сказочные истории дают ребенку понятия о том, как нужно жить. Основная идея всех, без исключения, народных сказок — это преобразование окружающего мира на началах красоты и человечности. Характерной чертой сказок является вымысел. Но он не простой, а сознательный. В нем заложен многовековой опыт нашего народа, его мудрость и послание новому поколению.
Народные сказки прошли долгий путь своего создания. Народ оттачивал форму и содержание каждой из них, пока они не достигали своего идеального состояния. Именно такими народные сказки дошли к нам. Они являются не произведением отдельного писателя-сказочника. Народная сказка — это уникальное творение многих поколений нашего народа.
Народные сказки бывают разными:
волшебными,
фантастическими,
бытовыми,
о животных.
В волшебных и фантастических главными героями являются Кощей Бессметрный и Баба Яга. Таки сказки не обходятся и без чудесных предметов (скатерть-самобранка, дубинка-самобойка, гусли-самоигры и другие).
В бытовых сказках речь, чаще всего, идет о жизни в России до 1917 года: о поповом работнике, о барине, о попе, о ловком солдате, о бедном мужике и других. В роли главных героев здесь выступают реальные люди. Эти сказки являются самыми молодыми, так как им всего лишь по несколько веков.
Сложно сказать, когда появилась первая сказка. Наверное, это не возможно «ни в сказке сказать, ни пером описать». Но известно, что первые сказки были посвящены явлениям природы и их главными персонажами были Солнце, Ветер и Месяц.
Немного позже они приняли относительно человеческий облик. Например, хозяин воды — это дедушка Водяной, а Баба Яга — это не просто злая ведьма, а хозяйка леса и лесных зверей. Именно эти образы говорят о том, что народные сказки создавались еще в то время, когда люди очеловечивали и одушевляли все стихии и силы природы.
Еще одним важным аспектом верований первобытных людей, который нашел отражение в народных сказках, является почитание птиц и зверей. Наши предки верили, что каждый род и племя происходит от конкретного животного, которое было покровителем рода (тотемом). Именно поэтому часто в русских сказках действуют Ворон Воронович, Сокол или Орел.
Также в народных сказках нашли свое выражение и древние обряды (например, посвящения мальчика в охотники и воины). Удивительно, что именно с помощью сказок они дошли до нас в почти первозданной форме. Поэтому народные сказки очень интересны для историков.
О древнем происхождении народных сказок говорит и тот факт, что действие большинства из них происходит в диком, дремучем лесу, где герою нужно пройти целый ряд препятствий.
Народные сказки — это фантастика, созданная коллективными творческими усилиями многих поколений нашего народа. В них, как в зеркале, отразился весь характер наших предков и образ их жизни. Через народную сказку мы открываем для себя и своих детей тысячелетнюю историю нашего народа. Каждая русская народная сказка имеет реальное основание. Однажды возникнув, на протяжении столетий она менялась вместе с народом. Складываясь веками, народная сказка стала настоящей энциклопедией народного быта и всей жизни наших предков.
Пословица – это самый интересный жанр фольклора, который до сих пор остается загадочным, а часто и непонятным.
Пословицы выражают народный ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о ценностях того или иного народа, также в них отображается самые разные стороны жизни людей.
Поговорка – образное выражение, которое метко отображает какое-либо жизненное явление. В них чаще всего нет смысла, и ограничиваются они различными иносказательными выражениями – это их главное отличие от пословиц.
Пословицы являются одним из самых древних жанров народного творчества. Их возникновение произошло еще во времена первобытнообщинного строя, когда еще не было литературных произведений.
Пословицы никуда не записывались, а передавались из уст в уста, поэтому их главной особенностью является лаконичность и точность передаваемой информации.
Большинство пословиц состоят из двух частей. В первой части есть описание предмета или явления, а вот второй части идет выразительная оценка данного предмета или явления.
Пример русских пословиц:
А воз и ныне там.
А вот дурню на орехи.
А вы нашу-то речь послушайте: приневольтесь, скушайте!
А где наши саночки? Либо пропали, либо их не бывало.
А где тот хлеб, что вчера съели?
А где щи, тут и нас ищи.
А дело бывало - и коза волка съедала.
А его б распазить, да навоз возить.
А знаешь ли, чем это пахнет.
А как худ князь, так и в грязь.
А когда досуг-то будет? - А когда нас не будет.
Счита́лки — жанр детского фольклора. Как правило, это небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания (обычно одного) участника из множества. Неслучайным выбором (классификацией) может быть самая простая считалка типа «на первый, второй», результатом которой является разделение первоначального множества объектов на 2.
Распространено мнение, что считалки являются прикладным литературным жанром, так как она имеет практическую жизненную задачу, помогая распределять работу.
Считается, что люди верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию. Они изобретали тайные слова, понятные только им самим, для решения разных проблем. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся бессмысленными. Позже, когда человеческая жизнь изменилась и считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре. Изменение роли считалки привело к появлению новых, «детских» считалок.
Известные считалки
Вышел месяц из тумана,Вынул ножик из кармана,Буду резать, буду бить,Всё равно тебе водить.
Эники, беники ели вареники,Эники, беники съели вареники,Эники, беники, хоп!Вышел зелёный сироп.Эни, бени, рики, таки,Турба, урба, синтибряки,Эус, бэус, краснобэус, Бац!
На золотом крыльце сидели:Царь, царевич,Король, королевич,Сапожник, портной.Кто ты будешь такой?Говори по-скорей —Не задерживай добрых и честных людей!
Ехала машина тёмным лесом —За каким-то интересом.Инти-инти-интерес —Выходи на букву «с»!
Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором – потешками, считалками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности. Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные, бурно веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения, даже ненависти и злости. Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах – в дразнилках.
Конечно, назойливое преследование с помощью дразнилок взрослого или маленького, привычка всех и вся передразнивать всегда встречала сопротивление («Дразнило – собачье рыло»). Но наличие дразнилок, их разнообразие и цензурный характер – показатель здоровых отношений в детском коллективе, умеющем постоять за себя без помощи взрослых и кулачной расправы. Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поседении, привычках, во внешнем виде. Без дразнилки игра в жизнь ребенка утрачивает вкус, справедливость. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.
Из детского фольклораОбманули простака – На четыре кулака, На щелбан и на подушку, На зеленую лягушку. Плакса, вакса, Гуталин, Проглотил Горелый блин. Шла собака через мост, Четыре лапы, пятый хвост. Если мост обвалится, То собака свалится. - Рева-корова, Дай молочка! Сколько стоит? - Три пятачка! Федорóк с вершок, Голова с горшок, Шапка колышком, Ножки бревнышком. Андрей-воробей, Не гоняй голубей. Голуби боятся, На крышу не садятся. Антошка-картошка, Соломенная ножка, Сам с ноготок, Голова с локоток. Борис-барбарис На веревочке повис. Как веревка оборвется, Так Борис перевернется. Ваня, Ваня, простота! Купил лошадь без хвоста! Сел задом наперед И поехал в огород. Едет Ваня на быке, Балалаечка в руке, Балалаечка упала, Быку ноженьку сломала. Вова, Вовка-карапуз Съел у бабушки арбуз. Бабушка ругается, Вова отпирается! - Это, бабушка, не я! Это – кошечка твоя.