Урок Жемчужины русской речи 
  Автор работы: Плюснина Анна Сергеевна
Урок русского языка в 5-6 классах
Данный урок проводится после изучения учащимися малых жанров фольклора(пословиц, загадок, скороговорк) и фразеологизмов.
Тема: Жемчужины народной речи.
Тип урока: урок- игра
Цели: образовательные: - повторить пословицы, загадки, скороговорки, фразеологизмы.
Развивающие: - развить умение работать в группе,
                           - развить творческие способности,
                           - развить устную речь,
                          - развить умение объяснять значение пословиц.
Воспитательные:  -воспитать любовь к жемчужинам русской речи (пословицам, фразеологизмам, загадкам, скороговоркам)
Наглядность:  рисунки с пословицами и фразеологизмами
Оборудование: шкатулка с бусинками- жемчужинами, иголки с ниткой, кружочки- жетончики.
       I.            Подготовка к новой теме
Цель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я вам принесла шкатулку, не простую, а волшебную. Волшебство ее  в том, что она хранит жемчужины народной речи. Что же это такое? Мы узнаем на сегодняшнем уроке.
(Разделяем класс на 3 группы) Каждой группе даем по иголке с ниткой, куда они должны нанизывать заработанные бусинки- жемчужины.
    II.            Изучение новой темы.
1.      Первую жемчужину народной речи вы должны угадать сами. В этом вам поможет этот рисунок. 
                                Ответ: Готовь сани летом, а телегу зимой.
1-я жемчужина: пословица
2.      Беседа: Что такое пословица? ( кто даст определение получит еще жемчужину).
Пословица – это поучающее краткое изречение, в котором содержится  мудрость народа.
3.      «Словесная дуэль»
м/ц  Проверим как много вы знаете пословиц про учебу, книги. (Кто больше назовет, того и жемчужина). За каждую названную пословицу жетон. 
4.      «Угадай пословицу»
м/ц: Ученик показывает жестом, мимикой, пантомимой пословицу, его команда должна догадаться. 
               Глядит в книгу, а видит фигу.
               Не плюй в колодец — придётся напиться.
5.      Беседа.
Объяснение значений пословиц:  (жемчужина за правильное объяснение). Рисунки. 
                  Яблоко от яблони недалеко падает, шишка от сосны недалеко откатится. 
                  Сколько дерево не клони, оно все к верху тянется
                   Хочется есть, да не хочется лезть..
                  Море по колено.  (фразеологизм)
6.      Следующая  жемчужина- это уже не пословица, а что?  фразеологизм:
     А что такое фразеологизм?   - это устойчивое сочетание слов…
                                       Мчаться на всех парусах.
                                       Глаза на лоб полезли.
                                       Прикусить язык.  (объяснить)
7.      Угадай фразеологизм по рисункам и картинкам. (жетоны)
8.      3-я жемчужина- загадка.
9.  Отгадаем- ка загадки. 
                           Рассыпался горох на четырнадцать дорог (звезды).
                              На дворе горой, а в избе водой (снег).
                            Дедушка без топора мост мостит (мороз).
                            Маленек, удаленек, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел(гриб).
                               Летит – воет, сядет – землю роет(жук).
                                Всякому мальчику по чуланчику(парчатки).
                                 У двух матерей по пяти сыновей(руки).
                                 Два брата глядятся, а вместе не сойдутся( пол и потолок)
10.  Придумать загадку.
м/ц: Это русские народные загадки, а теперь вы сами попробуйте придумать загадки.
11.  Следующую  жемчужину вы должны угадать. Даю три подсказки:
- она тренирует речь,
- она бывает в рифму, также в ней преобладают отдельные звуки,
12.  Скороговорка.
Кто быстрее и правильней всех прочитает скороговорку?
                     У попа папа кок, у кока папа поп.
                      
 III.            Итог урока.
Итак, мы узнали все жемчужины народной речи. Как вы думаете, почему их так назвали?
Жемчужина- богатство, ценность, красота.
Заслуживают ли они это название?
( Подведение итогов игры) У кого бусы длиннее?
Изучайте, узнавайте и пользуйтесь ими.
Жемчужины народной речи делают нашу речь богатой и красивой
          В непринужденной игровой форме ученикам легче усваивать материал, а командный дух и соревнования мотивируют к активной деятельности. Также можно заинтересовать учащихся какой-нибудь историей или сказкой, как на следующем уроке.