Урок Жемчужины русской речи
Автор работы: Плюснина Анна Сергеевна
Урок русского языка в 5-6 классах
Данный урок проводится после изучения учащимися малых жанров фольклора(пословиц, загадок, скороговорк) и фразеологизмов.
Тема: Жемчужины народной речи.
Тип урока: урок- игра
Цели: образовательные: - повторить пословицы, загадки, скороговорки, фразеологизмы.
Развивающие: - развить умение работать в группе,
- развить творческие способности,
- развить устную речь,
- развить умение объяснять значение пословиц.
Воспитательные: -воспитать любовь к жемчужинам русской речи (пословицам, фразеологизмам, загадкам, скороговоркам)
Наглядность: рисунки с пословицами и фразеологизмами
Оборудование: шкатулка с бусинками- жемчужинами, иголки с ниткой, кружочки- жетончики.
I. Подготовка к новой теме
Цель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я вам принесла шкатулку, не простую, а волшебную. Волшебство ее в том, что она хранит жемчужины народной речи. Что же это такое? Мы узнаем на сегодняшнем уроке.
(Разделяем класс на 3 группы) Каждой группе даем по иголке с ниткой, куда они должны нанизывать заработанные бусинки- жемчужины.
II. Изучение новой темы.
1. Первую жемчужину народной речи вы должны угадать сами. В этом вам поможет этот рисунок.
Ответ: Готовь сани летом, а телегу зимой.
1-я жемчужина: пословица
2. Беседа: Что такое пословица? ( кто даст определение получит еще жемчужину).
Пословица – это поучающее краткое изречение, в котором содержится мудрость народа.
3. «Словесная дуэль»
м/ц Проверим как много вы знаете пословиц про учебу, книги. (Кто больше назовет, того и жемчужина). За каждую названную пословицу жетон.
4. «Угадай пословицу»
м/ц: Ученик показывает жестом, мимикой, пантомимой пословицу, его команда должна догадаться.
Глядит в книгу, а видит фигу.
Не плюй в колодец — придётся напиться.
5. Беседа.
Объяснение значений пословиц: (жемчужина за правильное объяснение). Рисунки.
Яблоко от яблони недалеко падает, шишка от сосны недалеко откатится.
Сколько дерево не клони, оно все к верху тянется
Хочется есть, да не хочется лезть..
Море по колено. (фразеологизм)
6. Следующая жемчужина- это уже не пословица, а что? фразеологизм:
А что такое фразеологизм? - это устойчивое сочетание слов…
Мчаться на всех парусах.
Глаза на лоб полезли.
Прикусить язык. (объяснить)
7. Угадай фразеологизм по рисункам и картинкам. (жетоны)
8. 3-я жемчужина- загадка.
9. Отгадаем- ка загадки.
Рассыпался горох на четырнадцать дорог (звезды).
На дворе горой, а в избе водой (снег).
Дедушка без топора мост мостит (мороз).
Маленек, удаленек, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел(гриб).
Летит – воет, сядет – землю роет(жук).
Всякому мальчику по чуланчику(парчатки).
У двух матерей по пяти сыновей(руки).
Два брата глядятся, а вместе не сойдутся( пол и потолок)
10. Придумать загадку.
м/ц: Это русские народные загадки, а теперь вы сами попробуйте придумать загадки.
11. Следующую жемчужину вы должны угадать. Даю три подсказки:
- она тренирует речь,
- она бывает в рифму, также в ней преобладают отдельные звуки,
12. Скороговорка.
Кто быстрее и правильней всех прочитает скороговорку?
У попа папа кок, у кока папа поп.
III. Итог урока.
Итак, мы узнали все жемчужины народной речи. Как вы думаете, почему их так назвали?
Жемчужина- богатство, ценность, красота.
Заслуживают ли они это название?
( Подведение итогов игры) У кого бусы длиннее?
Изучайте, узнавайте и пользуйтесь ими.
Жемчужины народной речи делают нашу речь богатой и красивой
В непринужденной игровой форме ученикам легче усваивать материал, а командный дух и соревнования мотивируют к активной деятельности. Также можно заинтересовать учащихся какой-нибудь историей или сказкой, как на следующем уроке.