«Исследование и разработка цифрового образовательного ресурса для учащихся в рамках системы электронного обучения e-Learning».
«Исследование и разработка цифрового образовательного ресурса для учащихся в рамках системы электронного обучения e-Learning».
А. Ш. Базарбекова
магистрант Инновационного Евразийского Университета,
специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение», г.Павлодара
Н. М. Зайцева
Кандидат технических наук, профессор
Аннотация
Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан – 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении Республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели. Одной из важных задач в достижении поставленной цели является создание цифровых образовательных ресурсов в рамках внедрения e-learning в сферу образования.
Ключевые слова: образование, цифровой образовательный ресурс, e-learning, мультимедиа, электронное обучение
Методические особенности внедрения e-learning для обучения учащихся
Термин e-learning все чаще и чаще пестрит на страницах газет, журналов, в сети Интернет. «На внедрение электронного образования в Казахстане уже выделили почти миллиард долларов. Прежде чем перейти к дальнейшему обсуждению необходимо определиться с контекстом использования данного термина. Согласно материалам международной конференции «MOSCOW Education Online», посвященной перспективам развития электронного обучения, e-learning используется в нескольких определениях:
электронное обучение (е-learning) – обучение с помощью ИКТ;
мобильное обучение (mobile learning) – электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося;
автономное обучение (offline learning) – обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-телекоммуникационной среде;
смешанное обучение (blended learning) – сочетание сетевого обучения с очным или автономным обучением. [2]
На Западе получил широкое распространение термин E-learning, как процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет или Интранет с использованием систем управления обучением. [3]
По материалам Википедии: «E-learning (сокращение от англ. Electronic Learning) система электронного обучения, синоним таких терминов, как электронное обучение, дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных, электронных технологий.
Существует определение, которое дали специалисты ЮНЕСКО: «e-Learning обучение с помощью Интернет и мультимедиа» [4]
Как видно, термин е-learning не имеет четкого значения. Именно поэтому для целей дипломного проекта будет использоваться одно из значений Википедии: самостоятельная работа с электронными материалами, с использованием персонального компьютера, КПК, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора. [4]
Общезначимой целью е-learning является предоставление равного доступа всем участникам образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям, создание условий для автоматизации учебного процесса, что позволит обеспечить качественный рост человеческого капитала в Казахстане, повышение конкурентоспособности образования. Именно это является приоритетной задачей государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы. [1]
Достижение поставленной цели повысит качество обучения, эффективность управления образованием, информационную интеграцию с внешней средой.
Важным элементом успешного развития и внедрения е-learning является разработка учебно-методического обеспечения. Оно структурируется в виде учебно-методического комплекса, в состав которого могут входить следующие элементы:
введение к курсу (автор, аннотация);
рабочая программа курса;
учебная информация (учебник или учебное пособие);
руководство по изучению курса;
академический календарь;
практикум;
сборник тестов;
список литературы;
заключение.
Такие комплексы могут размещаться на CD (DVD), в Интернете, на твердом носителе (бумажный вариант фрагментов учебно-методического комплекса). Разработанный учебно-методический комплекс можно использовать в учебном процессе, реализуя его в различных организационных формах проведения занятий (видов занятий). Их можно назвать традиционными терминами с добавкой «электронные», хотя они мало похожи на традиционные очные варианты лекций, семинаров, консультаций и т.д. таким образом, на сегодня имеется следующий список электронных видов занятий:
лекции (аудио-, видео-, слайд-лекция, текстовая);
консультации (индивидуальные, групповые, по электронной почте);
семинары (аудиоконференция, видеоконференция);
лабораторно- практические занятия;
курсовые проекты (групповые, индивидуальные исследовательские, творческие, информационные);
индивидуальные (домашние) задания (эссе, рефераты, задачи и др.);
тестирование;
экзамены, зачеты;
игровые виды занятий;
ситуационные практикумы (кейсстади);
учебные научно- исследовательские работы;
экскурсии и мастер-классы;
учебное электронное портфолио.
Также подобные учебно-методические комплексы могут быть использованы для самостоятельного или дополнительного образования
Критерий исследования требуемые к цифровому образовательному контенту.
Цифровые образовательные ресурсы получают все большую популярность. Это и не удивительно, так как преимущества электронных носителей информации перед бумажными источниками очевидны. Работа с электронным материалом проста и удобна. Создание цифровых образовательных ресурсов необходимо дошкольникам, школьникам, студентам и аспирантам для упрощения процесса обучения.
Цифровой образовательный ресурс – это тематически завершенный, структурированный автором учебный материал, который через Интернет или на электронных носителях поставляется обучаемому. Цифровой образовательный ресурс предназначен, как правило, для самостоятельного обучения, но, в отличие от учебника или документа, обеспечивает:
мощные иллюстративные возможности - использование картинок, анимаций и мультимедийных материалов (видео - и аудиороликов, Flash-роликов, приложений Java и т.п.);
интерактивность - представление учебного материала может изменяться в зависимости от действий обучаемого;
различные варианты контроля и оценки полученных знаний (тесты, упражнения).
Современные цифровые образовательные ресурсы представляют собой тематически организованные тексты со множеством мультимедийных возможностей, иллюстраций, тестовых заданий.
Достоинствами этих ресурсов, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, соответствие уровню развития современного общества.
Создание цифровых образовательных ресурсов способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи цифровых образовательных ресурсов осуществляется контроль знаний – компьютерное тестирование, закрепление – интерактивные задания.
С другой стороны, цифровые образовательные ресурсы не могут и не должны заменять книгу. Так же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и цифровой образовательный ресурс принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он был поставлен, так и наличие цифрового образовательного ресурса не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника, а напротив, побуждать учащегося взяться за книгу.
Именно поэтому для создания цифровых образовательных ресурсов недостаточно взять хороший текстовый материал, снабдить его навигацией и богатым иллюстративным материалом и воплотить на экране компьютера. Цифровой образовательный ресурс не должен превращаться ни в справочник, ни в текст с картинками, так как его функция принципиально иная.
Цифровой образовательный ресурс должен максимально облегчить понимание и запоминание наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.
Текстовая составляющая должна быть ограничена ведь остаются обычный учебник, бумага и ручка для углубленного изучения уже освоенного на компьютере материала.
В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования: структурированность, удобство в обращении, наглядность изложенного материала. Чтобы удовлетворить вышеперечисленные требования, целесообразно использовать гипертекстовые и гипермедиа технологии.
Цифровые образовательные ресурсы вмещают в себя и средства контроля, так как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении.
Долгое время в отечественной системе образования контроль знаний, как правило, проводилось в устной форме. На современном этапе применяются различные методы тестирования. Многие, конечно, не разделяют этой позиции, считая, что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализирование, сопоставление и т.д.
Таким образом, можно надеяться, что применение новых информационных технологий способствуют повышению эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке обучающегося.
Известно, что для активного овладения конкретной предметной областью необходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки.
Для достижения этой цели в состав цифровых образовательных ресурсов включены интерактивные практические упражнения, которые позволяют не только повысить степень их понимания, но и способствует развитию у обучаемого интуиции и образного мышления.
Цифровой образовательный ресурс необходим для самостоятельной работы учащихся при очном и, особенно, дистанционном обучении потому, что он:
облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;
выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч.
Цифровой образовательный ресурс полезен, поскольку с его использованием он может получить прочные и всесторонние знания и умения по данному предмету.
Цифровой образовательный ресурс полезен на практических занятиях в специализированных аудиториях потому, что он:
позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации;
позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;
позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень сложности контрольного мероприятия.
Цифровой образовательный ресурс удобен для преподавателя потому, что он:
позволяет выносить на лекции и практические занятия материал по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с цифровым образовательным ресурсом то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;
освобождает от утомительной проверки домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру;
позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;
позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.
Требования к структуре и содержимому интерактивного образовательного модуля
Интерактивный образовательный модуль должен быть реализован в виде стандартного дистрибутивного пакета - унифицированной формы компоновки электронного контента, предназначенной для его хранения и распространения в информационно-образовательных средах. Унификация технических решений направлена на обеспечение: условий для эффективной реализации процессов наполнения Интернет-хранилища интерактивного образовательного модуля, а также учета, систематизации и управления электронного образовательного ресурса и Интерактивный образовательный модуль в нем; интероперабельности хранилища с внешними системами (в том числе другими хранилищами и системе управления учебным процессом); переносимости интерактивного образовательного модуля; возможности представления в хранилище интерактивного образовательного модуля, созданных с помощью различных инструментальных средств; условий для широкого применения интерактивного образовательного модуля в разных контекстах и информационно-образовательных средах.
Устанавливаемые требования к дистрибутивному пакету относятся к структуре и общим характеристикам дистрибутивного пакета, форматам файлов, допустимых к использованию в интерактивном образовательном модуле, способу описания дистрибутивного пакета, представляемому в XML-формате в файле манифеста, метаданным интерактивного образовательного модуля и его компонентов, входящих в дистрибутивный пакет.
Интерактивный образовательный модуль должен быть реализован как агрегат контента в соответствии с требованиями SCORM. В манифесте его дистрибутивного пакета определяется логическая организация контента и поддерживающие ее физические ресурсы.
Интерпретация (воспроизведение) контента интерактивного образовательного модуля осуществляется в клиентской вычислительной среде, основой которой служит web-браузер с подключенными к нему программными расширениями.
Интерактивный образовательный модуль может быть запущен на выполнение: SCORM-совместимой системе управления учебным процессом, интерпретирующей его манифест;
иными программными средствами (например, программами-органайзерами, предназначенными для управления интерактивными образовательными модулями, загруженными в пользовательскую вычислительную среду из хранилища) или вручную путем загрузки в web-браузер физического ресурса, служащего точкой входа в интерактивный образовательный модуль.
Литература
[1] «Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы» http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/ru/official_documents /decrees_of_the_president/f
[2] А.А. Андреев, В.А. Леднев, Т.А. Семкина Е-Learning: некоторые направления и особенности применения // Высшее образование в России. 2009, №8.
[3] Бидайбеков Е.Ы., Нурбекова Ж.К., Сагимбаева А.Е. Информационный подход в оценивании качества знаний.//Материалы международной научно-практической конференции «Качество педагогического образования:проблемы и перспективы развития». –Алматы. -2004 г. .816 с.
[4] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]