Внеклассное мероприятие Турнир знатоков русского языка 
Турнир знатоков русского языка
Цели: 
- развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку;                                  - прививать интерес к русскому языку; развивать речь детей;                                                                       - знакомить с фразеологическими оборотами, образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками;                                                                                                                     - совершенствовать навыки коллективной работы;                                                                                       - воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: 
Стенд с высказываниями известных людей о русском языке; таблицы с ребусами и занимательным материалом; дипломы и грамоты для победителей и участников игры; компьютер, проектор, презентация игры; чистые листы бумаги, ручки, фломастеры; музыкальное сопровождение (песня Б. Окуджавы  «Давайте говорить друг другу комплименты!»Ход турнира
 Организационный момент и сообщение целей. 
Вед.№ 1. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые наши гости!  Сегодня мы собрались с Вами на главном мероприятии «Турнире знатоков русского языка», который проходит в рамках недели русского языка и литературы,  чтобы  вы  продемонстрировали свои интеллектуальные способности в области русского языка, в соревновательной форме. 
Вед.№2. Главный гость сегодня у нас  - его величество Русский язык. С самого раннего детства и до глубокой старости жизнь человека связана с языком. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, то есть саму жизнь.
Вед.№ 1. Он живет и развивается  по свом законам, отражая при этом мельчайшие нюансы нашего бытия. Меняет одежку мораль, приходит и уходит мода, рождаются новые понятия и умирают старые… Остается только накопленный поколениями опыт, облеченный в форму слов.
Вед.№ 2. Поэты и писатели играют словами, чтобы донести до нас свои мысли, без конца шлифуют образы, и прячут их снова же за буквами. Наша задача- почувствовать и оценить всю прелесть этой игры. Как это сделать?
Вед.№ 1. Проще простого - принять в ней  непосредственное участие! 
 Великий,  могучий, правдивый,
                                  свободный,
Народной живительной силы 
                                   родник!
Тебе посвящаем мы праздник сегодня,
Вед.№ 2. Ты - светоч и звон,
Ты - цветенье народа,
Ты в бурях кровавых возник.
В тебе - справедливость, протест 
                            и свобода,
О громкий могучий, великий 
                                язык!
Вед.№ 1. Турнир знатоков русского языка объявляю открытым! Дорогие зрители!  Разрешите  мне представить вашему вниманию  сборную  команду №1 Это команда «Предложение».
 Капитан команды:                                                                                                                  Наша команда:  «Предложенье»                                                                                                               Наш девиз: «Мы команда «Предложенье». Пусть нам сопутствует везенье»               Приветствие соперникам: «У нас приветствие готово
                                                Ребятам из команды «Слово».
                                                Соперник наш, не позабудь!
                                                К победе очень труден путь»!  
Вед.№ 2. А я, в свою очередь,  с удовольствием  представлю Вам команду №2. Это команда «Слово».
 Капитан команды:                                                                                                                Наша команда: «Слово»                                                                                                                               Наш девиз:   «К бою честному готовы ребята из команды «Слово»!                                       Приветствие соперникам: «Победу, а не пораженье  мы вам желаем, «Предложенье»!
В Счетную комиссию  мы пригласили уважаемых преподавателей, которые будут честными и беспристрастными судьями на протяжении всего турнира, а в конце мероприятия подведут итоги и назовут команду – победительницу и вручат призы!
                    Конкурс №1  Разминка  «Кто больше и лучше?!»
Вед.№ 1.Итак, команды,  готовы?  Мы  начинаем наш турнир с разминки,  с несколько необычного действия. А именно…, пока звучит отрывок из песни известного барда, поэта, музыканта 20 века Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты», вы , слушая его , придумываете комплименты команде –сопернице,  кто больше и  изящнее  придумает их, тот и  будет победитель!
Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»
                              Конкурс №2  «Пословицы»
  Вед.№ 2. Как  известно, русский  язык  велик  и  могуч. Множество  русских  выражений, делающих  русский  язык красочным  и  живым, создали русские  пословицы  и  поговорки. Недаром  говорится: Без  угла дом  не  строится, без  пословицы  речь  не  молвится.       Пословицы для  нас – своеобразный  учебник  жизни. Они  учат, каким  должен быть человек  в  труде, дружбе, любви, в  отношениях  с  другими людьми. Предлагаем  вам  вспомнить   некоторые  пословицы и поговорки.  Конкурс называется  «Продолжи  пословицу».  Я  произношу  начало  пословицы, а  вы  её  продолжаете.
Начинает  команда №1.
1) Мир  освещается  солнцем, а  человек… (знанием)   2) Нет друга – ищи….(а  нашёл – береги) 3) Не  давши  слово – крепись…(а давши – держись)  4) Одежда лучше  новая, а друзья…(лучше старые)  4) Семь  раз  отмерь…(один  раз  отрежь)     5) Береги одежку снову… (а честь — смолоду)  6) Готовь сани летом… (а телегу — зимой). 7) Грамоте учиться… (всегда пригодится)  8) Для милого дружка … (и сережка из ушка.) 9) Жизнь прожить …. (не поле перейти).10) За двумя зайцами погонишься… (ни одного не поймаешь)Команда  №2.
1)Лучше горькая правда… (чем сладкая ложь).2) Лучше один раз увидеть.. (чем сто раз услышать).3) Лучше поздно…(чем никогда).4)Лучше синица в руках…(чем журавль в небе). 5)Любишь кататься …(люби и саночки возить). 6)Назвался груздем…( полезай в кузов).7) Не все то золото…(что блестит).8) Не зная броду…(не лезь в воду). 9)Не имей сто рублей… (а имей сто друзей). 10)Не плюй в колодец …( пригодится воды напиться).
Теперь каждая  команда  получает карточку, на  которой  вы  должны  дополнить  пословицы  и  поговорки. Подсказка: недостающие слова – названия  зверей  и  птиц.
Команда №1                                                               Команда №2
Покупать … в  мешке.                               …. на  ухо  наступил.….ноги  кормят.                                         Умирающий…
Всяк … своё  болото хвалит.                    Брать… за  рога.
…. не  клюют.                                             Носиться как … с  яйцом.…. носа  не  подточит.                               Упрям как ….
Когда … на  горе свиснет.                         Надуться как … на  крупу
Подложить …                                              Труслив как …
А пока  команды  выполняют  задания, в  работу  включаются  болельщики, которым  я  предлагаю  разгадать  загадки  и  принести дополнительное  очко  своим командам.
Вот так дом - одно окно: каждый день в окне кино. [Телевизор]
Ходит весь век, а не человек. [Часы]
Не ест, не пьет, а говорит и поет. [Радио]
Четыре брата под одной шляпой стоят, одним кушаком обвязаны. [Стол]
Книги читают, а грамоты не знают. Своих глаз нет, а видеть помогают свет. [Очки]
Два брата друг на друга глядят, а вместе не сойдутся никак. [Пол и потолок]
Всем, кто придет, и всем, кто уйдет, она ручку подает. [Дверь]
                             Конкурс №3 « Фразеологизмы»
Вед.№ 1. Русский язык по запасу слов и фразеологизмов является одним из богатейших в мире. Фразеологизмы русского языка отражают жизнь нашего народа, его обычаи и традиции. 
Изучает образные выражения фразеология – особый раздел лингвистической науки.
Слово фразеология происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение».
Фразеологизмы делают нашу речь точной, яркой, образной, они убеждают нас в богатстве русского языка. Так, только со словом «рука» их больше 50.
«Набить руку» - выработать навык, приобрести сноровку.
«На широкую руку» -  не скупясь, щедро.
Ходить «руки в брюки» - ходить без дела.
«Руки коротки» - нет права, возможности, силы что-то сделать.
«Руки опускаются»- пропадает желание, охота действовать.
«Рукой подать» - довольно близко, не так далеко. И  т.д.   
Многие из них имеют оценочное значение, поэтому наша задача – учиться умело пользоваться фразеологическими оборотами в повседневной речи и помнить о том, что «острый язык – дарование, длинный язык – наказание».
Знание фразеологии помогает повысить культуру речи, обогатить словарный запас образными выражениями, что мы  и сделаем .Задание: Сейчас команды получают конверты с 3 заданиями по фразеологии. Пока они готовят ответы, будет проведен конкурс капитанов.
                                     Конкурс №4  «Капитаны»
Вед.№ 2.  Закончите строку:
У  Лукоморья дуб зелёный…
Да, были  люди  в  наше  время…
Я  к  вам пишу…
Однажды  в  студёную зимнюю  пору… 
Во глубине сибирских руд...
Скажи-ка, дядя, ведь недаром...
Играют волны, ветер свищет...
Вороне  где-то бог послал кусочек сыру…
Я  памятник  воздвиг себе нерукотворный…
Белеет парус одинокий…
Белая берёза под моим окном…
Вед. № 1. Однажды известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитку, он сказал: 
- Предоставляю Вам право выбора оружия.
- Превосходно, -  ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты!
Мы тоже вызываем наши команды  на дуэль, только дуэль фразеологическую. Посмотрим выступление команды «Предложение».  Выступление команды №1
Мы благодарим команду «Предложение» за выступление, а сейчас выступает команда «Слово».  Выступление команды №2
Итоги: Наша фразеологическая дуэль закончилась, а кто в ней вышел победитель огласит счетная комиссия.  Выступление счетной комиссии 
                                           Конкурс №5  «Гол»
Вед. №2  Следующий  конкурс носит название «Гол». Каждой  команде  предоставляется  возможность  забить гол  в  ворота  противника. Для  этого надо  придумать  имена  существительные  единственного  числа  именительного  падежа, в  состав  которых  входит  ГОЛ.  Заполните  на  листах  недостающие  клетки  и  забейте  как  можно  больше  ГОЛОВ   в  ворота соперника.Пока  команды  справляются  с  заданием,  болельщики   продолжают отгадывать  загадки.
Два рога - не бык, шесть ног без копыт, летит так воет, сядет - землю роет. [Жук]
Его мы изредка встречаем на дороге, безглазый ходит он, безрукий и безногий, боится не лис и не волков, а кур да петухов. [Червяк]
Сер, да не волк, длинноух, да не заяц. С копытами, да не лошадь. [Осёл)Стоят в поле сестрицы, платьица белые, шапочки зелены. [Березы]
Золотое решето черных домиков полно, сколько черненьких домков, столько беленьких жильцов. [Подсолнечник]
Стоит в саду кудряшка - белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? [Ромашка]
                                            Конкурс №6 «Блицопрос»
Вед.№1 А сейчас очень быстро,  за короткое время , время на раздумье не  дается , нужно поочередно ответить  каждой команде на 10 вопросов. Поскольку русский язык и литература идут рядом, то вопросы будут по обоим предметам и не только. Готовы?
Что стоит в слове перед  корнем? (приставка)
Сколько падежей в русском языке? (6)
Какой писатель родился 31 февраля 1040 года?  (Никакой)
Кто был третьим  от кого ушел колобок? ( Медведь, заяц, лиса)
На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже?
Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно?
Продолжите крылатую фразу «А  Васька слушает,…. да ест».
Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (Синонимы)
Как называются слова противоположные  по значению? (Антонимы)
Назовите главного героя сказки «по щучьему велению?» (Емеля)
Как  звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях?  (Маугли)
Кто написал стихотворении «Бородино»? Пушкин, Лермонтов, Некрасов?
Являются ли однокоренными слова «подводный»,  и « водитель»? (Нет)
Кто автор произведения «Преступление и наказание»? (Достоевский)
Кто написал роман «Обломов»? (Гончаров)
Как  называется  сильный ветер  со снегом? (Метель, буран, вьюга)
В какой сказке девочку увозят в лес, а возвращается она богатой невестой? (Морозко)
Сколько лет рыбачил старик у синего моря?  (33 года)
Напиток  белого цвета, полезный и детям и взрослым? (Молоко)
Чем заканчивается день и ночь? (ь знаком)
Вед.№2   Подведение итогов. Награждение команд.
Язык, великолепный наш язык.Речное и степное в нем раздолье.В нем клекоты орла и волчий рык,Напев, и звон, и ладан богомолья.В нем воркованье голубя весной,Взлет жаворонка к солнцу выше, выше.Березовая роща, свет сквозной.Небесный дождь, просыпанный по крыше…
Вед.№1 Всем спасибо за вниманье                                                                                                              За задор и звонкий смех                                                                                                                             За азарт соревнованья                                                                                                                    Обеспечивший успех.                                                                                                                               Вот настал момент прощанья                                                                                                                 Будет краткой моя речь:                                                                                                                        Говорю я: до свиданья                                                                                                                      До счастливых новых встреч!