Внеклассное мероприятие Турнир знатоков русского языка 5-6 класс


Ведущий:
- Добрый день уважаемые родители, учителя и ребята. Мы собрались сегодня с вами для того чтобы поговорить о прелестях великого и могучего русского языка. Для начала давайте посмотрим, что нам приготовили учащиеся 5 и 6 класса. Сценка «Загадочный сундук». Приглашаются … и …, ученицы 5 класса.
Надя (выходит на сцену, держит ящик с посылкой и кричит). Откройся! Откройся!
Лера: Ты чего это, Вася кричишь?
Надя: Я не кричу, я слово подбираю.
Лера: Какое слово?
Надя: Какое, какое… Нужное!
Лера: А зачем оно тебе?
Надя: Зачем, зачем… Чтобы сундук открыть. Он без этого слова не откроется!
Лера: А почему?
Надя: Почему, почему… Потому что сундук – то заколдованный! Мне его дедушка прислал. Я тебе разве не говорил?
Лера: Ничего ты мне не говорил.
Надя: У меня дедушка на Кавказе живёт. Работает в большом – пребольшом фруктовом саду. И вот он мне прислал сундук с фруктами. И письмо, а в письме вот что написано. Послушай!
Достаёт письмо, читает:
«Посылаю тебе, внук, замечательный сундук,
В нём найдёшь ты апельсины, яблоки и мандарины.
Но висит на нём замок. Чтоб открыть его ты смог,
Нужно знать простое слово, только скажешь – и готово!
В памяти поройся – может быть, припомнится,
Только скажешь ты его, и сундук откроется! »
Лера: Вот в чём дело! И ты не можешь этого одного единственного слова припомнить?
Надя: Да я ему ж, наверное, тысячу слов говорил.
Лера: И не открывается?
Надя: ни в какую!
Лера: А ты попробуй ещё раз!
Надя: Попробую! (Сундуку) Сундук, сундук откройся быстро! Сундук, сундук, откройся немедленно, сию же минуту! Откройся, а то как дам!
Ударяет по сундуку кулаком, ушибает руку.
Ой, ой, ой!.. Ах ты, деревяшка, негодная!
Лера: А я, кажется, знаю, какое слово нужно сказать, чтобы сундук открылся.
Надя:  Что же ты молчишь! Говори!
Лера: Я тебе на ушко скажу.  (Шепчет)
Надя: Не может быть! Неужели я этого слова не говорил? Я же миллион слов сказал.
Лера: А этого не говорил. Попробуй!
Надя: Попробовать? Слово – то для меня какое – то непривычное. Я его никому не говорил. Ну что же, попробую, была не была… (к сундуку) Сундучок, откройся… пожалуйста, откройся! Ой, смотри, - яблоки, апельсины, мандарины!
Лера: Вот видишь, как всё просто!
Надя: Спасибо тебе, Маша, угощайся!
Лера: Спасибо.
Ведущий: слово может быть волшебным, слово может быть ласковым, добрым, а может быть злым и холодным. Иванова Ирина прочитает для нас стихотворение Владимира Алексеевича Солоухина «Слово о словах».
«Слово о словах»
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не  взвесишь,
Не отправляй его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Ведущий: Русский язык. Россия. Русь. Сколько глубины в этих понятиях! Сколько признаний в любви им посвящено! Вот одно из них.
Миниатюра «Русь» в исполнении учащихся 6 класса … и …
Художественная миниатюра «РУСЬ»
Русь. Короткое – в один слог всего!  - а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из учёных прав, а кто нет, я не знаю. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова «Русь» много значений, как много притоков у великой реки.
Русь.  Русские.  Россия.  Россияне.
Не мне одному представляется, что эти слова родственны слову «русло» (ложе реки по которому она течёт).
«Русалка» - сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.
«Роса» и производное от неё слово «росяница» - обильная, «толстая» роса, лежащая поутру на травах или деревьях.
Иными словами, Русь – это страна, где много рек, озёр, а русский – это человек, живущий у воды.
Есть у слова «Русь» ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал их первых уст, от живого человека. На  севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по – старинному, почти так же, как тысячу лет назад.Тихо – смирно я жил в такой деревне и «ловил» старинные слова.
Моя хозяйка Анна Ивановна как – то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.
- Цветочек – то погибал. Я его вынесла на русь – он и зацвёл.
- На русь? – ахнул я.
- На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.
Осторожно спрашиваю:
- Анна Ивановна, а что такое русь?
- Русью светлое место зовём. Где солнышко.  Да всё светлое, почитай так зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?
Я слова вымолвить не могу.
Русь – светлое место! Русь – страна света.
Милая, светоносная моя Русь, Родина, родительница моя!
Ведущий:
ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,
НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!
ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ турнир МЫ СЕГОДНЯ,
НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!
Ведущий:
Итак, мы начинаем турнир. У нас две команды, сейчас мы узнаем под каким названием и девизом будет выступать каждая команда…
Оценивать нас сегодня будет необычное жюри, а именно, у нас в гостях: королева Грамматика и принцесса Фонетика. Так что имейте в виду, они будут судить очень строго! Мы начинаем, всем ни пуха, ни пера!
1 конкурс «Цветок вежливости»
Выносится ромашка, на лепестках которой написано:
1.приветствие
2.прощание
3.просьба
4.благодарность
Задание: Каждая команда берёт по 2 лепестка и выполняет задание: «Вспомнить слова, обороты речи, которые будут уместны в данных ситуациях». Побеждает та команда, которая больше таких оборотов вспомнит. На выполнение вам даётся 2 минуты. (Этот конкурс оценивается максимально – 5 баллов).
2 конкурс «Какого я рода?»
Этот конкурс проверит, насколько хорошо наши команды ориентируются в именах существительных. Каждая команда получает карточку со словами. Ваша задача: за 30 секунд определить род имён существительных, записанных на карточке.
За каждое слово – 1 балл.
Мебель, кофе, тюль, такси, рояль, хрусталь, кенгуру, какао.
3 конкурс «Подруга Математика»
Русский язык очень дружен с другими предметами, например с математикой. Он перенял у неё многое из её словарных запасов. Больше всего ему понравились числа 100 и 3. Попробуйте записать за 3 минуты наибольшее количество имён существительных, где он применил эти числа.  
За каждое слово – 1 балл.Н.р., СТОЛ, ТРИБУНА
4 конкурс «Словарный запас»
Этот конкурс определит, насколько широк ваш словарный запас. Я скажу предложение о человеке. Вам нужно заменить это предложение одним словом. (Команды отвечают по очереди.) За верное слово – 1 балл. Но для начала нам нужно определить какая команда будет отвечать первой (На какие вопросы отвечает Р.п?)Человек, который часто и много кушает. (Обжора.)Человек, любящий лежать на диване, кровати. (Лежебока.)Человек, который рано ложится спать и поздно встаёт. (Соня.)Человек, который любит докладывать о событиях, происходящих рядом. (Ябеда.)
5 конкурс «Морфемика»
Этот конкурс проверит, насколько хорошо наши команды ориентируются в морфемике. Каждая команда получит карточку с заданиями. Ваша задача: за 30 секунд составить слово!
Приставка такая же, как в слове полёт.
Корень такой же, как в слове дарить.
Суффикс такой же, как в слове дружок.
Окончание такое же, как в слове лес. 
За правильно составленное слово – 3 балла.
6 конкурс «Третий лишний»
Этот конкурс потребует от вас внимательности. В каждой тройке слов одно слово не родственное, обнаружьте их за 1 минуту. У каждой команды будут свои слова, поэтому я попрошу капитанов команд выйти и выбрать задание для своей команды. За каждое слово -1 балл.
7 конкурс «Конкурс капитанов»
Пришла пора скрестить шпаги капитанам команд. Им предстоит за 2 минуты из слова «категория» составить имена существительные именительного падежа единственного числа. Буквы в слове не должны повторяться.
За каждое слово – 1 балл.
8 конкурс «Ребусы»
А в это время команды разгадывают ребусы.
За каждое разгаданное слово – 1 балл.
9 конкурс «Собери пословицы»
Сейчас мы выясним, хорошо ли вы знаете русские пословицы. Вам нужно соотнести начало и конец пословиц и приклеить получившееся на лист.
10 конкурс «Необычное предложение»
Придумайте предложение, в котором каждое слово начиналось бы с буквы К.
Чем длиннее предложение, тем выше балл. Помните что слова в предложении должны быть связаны.
11 конкурс «Творческий»
Используя возможности русского языка и изобразительно выразительные средства, составьте небольшой текст (4-5 предложений), который начинается словами «Мы изучаем Русский Язык …». Оцениваться будет оригинальность предложений.
Итог
В течении пару минут жюри посовещаются и мы узнаем кто сегодня был лучшим. (Слово жюри)
- Я поздравляю вас с победой и вручаю всем участникам турнира небольшие сладкие призы.
Всего вам самого доброго и успехов в изучении русского языка!