Презентация Турнир знатоков русского языка для учащихся 5-7 классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Белбажская основная школа»
Внеклассное мероприятие
по русскому языку
«Турнир знатоков русского языка»
(для 5, 6, 7 классов)
Учитель русского языка и литературы
Догадова Галина Викторовна
с. Белбаж
«Турнир знатоков русского языка»
Цель: формирование положительной мотивации изучения русского языка, повышение культуры речи и чистоты языка.
Задачи:
повторить в занимательной форме разделы науки о языке; закрепить полученные знания, умения, навыки;
активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать их интеллект, внимание, память, воображение, любознательность, речь;
способствовать развитию любви к родному языку, сформировать у учащихся желание самостоятельно заниматься языком;
воспитывать в детях чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Ход внеклассного мероприятия
Учитель: Добрый день, дорогие ребята!
Сегодня мы с вами собрались на «Турнир знатоков русского языка».
Турнир этот не простой, а рыцарский. А что вы знаете о рыцарях?
(В средние века рыцари были высшим классом среди военных в Европе. Рыцари, которые сражались верхом, были аристократами на поле боя.
Рыцари – это люди, обладающие такими необычайными качествами, как вера, отвага, доблесть и благородство, сострадание к слабым и угнетенным. Рыцари – это благородные воины, умевшие владеть оружием и отвагой, которая могла вселить страх в сердца врагов).
Учитель: Итак, я приветствую всех участников турнира – юных рыцарей, а также юных любителей слова, то есть команды:
«Грамотеи» (5,6 классы) и «Лингвисты» (7 класс).
Вам предстоит бороться за звание знатоков русского языка.
Сегодня мы выясним, кто же является сильнейшей командой среди вас, а также попытаемся доказать, что предмет русский язык не просто скучный и порой сложный для написания, но очень даже полезный в нашем с вами человеческом общении.
Как и положено в любой конкурсной игре, нужно выбрать жюри (жюри выбирается из учащихся 8 и 9 классов).
Эпиграф: Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским величавым языком. (С. Данилов)
Девиз: Любите, цените и изучайте великий русский язык!
Приветствие команд
Команда «Грамотеи» Команда «Лингвисты»
Девиз команды: Девиз команды:
Мы отвечаем дружно, И пусть острей кипит борьба,
И здесь сомнений нет: Сильней соревнование:
Сегодня будет дружба Успех решает не судьба,
Владычицей побед. А только наши знания.
Учитель: - Наш турнир будет состоять из семи туров:
Разминочный
Орфоэпический
Лексический
Фразеологический
Фонетический
Морфологический
Грамматический
- За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны.
1-й тур – Разминочный (Вопросы задаются командам по очереди)
Как называются звуки, состоящие только из голоса?
Есть ли буква “фэ” в русском алфавите?
Что ставится перед союзом А?
Как каплю превратить в цаплю?
Как называется часть слова между корнем и окончанием?
Назовите главные члены предложения.
Как проверить безударную гласную в корне слова?
Сколько гласных звуков в русском языке?
- Это были серьёзные вопросы, а теперь шутливые:
Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (кошка)
Когда коня покупают, какой он бывает? (мокрый)
У человека - одно, у вороны - два, у медведя - ни одного. Что это?(буква «о»)
Когда руки бывают местоимениями? (Вы-мы-ты)
Из какого полотна нельзя сшить рубашки? (Из железнодорожного)
Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? (Имя)
2-й тур – Орфоэпический
ПОВТОРИМ: Орфоэпия (от греч. правильная речь) – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах. Орфоэпия – законодатель произносительных норм литературного языка.
(Задание на карточках. Первой отвечает та команда, выполнившая это задание быстрее. Жюри собирают и проверяют работы).Ученик читает стихотворение «Орфоэпия» Ф.Кривина
Не зная орфоэпии во всем великолепии, не ощутишь волшебных чар. Жизнь кажется кошмаром, когда одним ударом Не тo, что нужно ставишь под удар. Ошибка в ударении граничит с преступлением, Пускай запомнит это млад и стар. Ни молодым, ни старым нельзя одним ударом Не то, что нужно, ставить под удар. Возил не шифер, а шофёр, не форфор, а фарфор. Был оглашен не приговор судебный приговор. Строгал не столяр, а столяр, но доску, не доску. И слушал в одиночестве не тоску, а тоску. Задание: поставьте ударение в словах: алфавИт, звонИт, досУг, повторИть, квартАл, магазИн, тОрты, цемЕнт, завИдно, договОр, жалюзИ, мЕльком, щавЕль, кУхонный, красИвее
(Игроки проверяют себя по экрану).
3-й тур – Лексический
(Задание на
· карточках для каждой команды индивидуальное. Выигрывает команда, которая быстрее найдёт в толковом словаре лексические значения слов. Оценивается чистая, правильная речь при чтении вслух).
ПОВТОРИМ: Слово лексика в переводе с греческого «относящийся к слову», изучает словарный состав языка.
Что обозначают данные слова? Укажите их лексические значения:
Регби (от назв. англ. города Регби) спортивная командная игра с мячом овальной формы, цель которой, передавая мяч руками, приземлить его в зачетной площадке («поле») соперника за лицевой линией или забить в ворота.
Видеоклип (от англ. – обрезка, стрижка) – короткий рекламный или музыкальный фильм, преимущественно для показа по телевидению.
Сенсация (лат. – чувство) – сильное ошеломляющее впечатление от какого-либо сообщения, события, а также само такое событие.
Мулине (франц.) – цветные крученые нитки (шелковые, штапельные) для вышивания.
4-й тур – Фразеологический
ПОВТОРИМ: Фразеология (от греч. выражение + учение) – это раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.
- Определите род занятий людей по следующим выражениям:
стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку, вызвать огонь на себя;
войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет;
разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа;
шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку;
через час по чайной ложке, позолотить пилюлю;
стричь под одну гребенку;
сбоку припеку;
мертвая хватка.
(военный, актер, столяр, портной, аптекарь, парикмахер, пекарь, охотник)
- А теперь ответьте на шуточные вопросы:
Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше (со всех ног)
В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (знать как дважды два)
Есть ли у земли лицо? (стереть с лица земли)
Говорят «искать по горячим следам». Может ли след быть холодным? (и след простыл)
Может ли горе быть в жидком состоянии? (хлебнуть горя, испить горя)
Есть ли глаза у опасности, смерти, правды? (смотреть опасности, смерти, правде в глаза)
В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (делать из мухи слона)
Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (за словом в карман не полезет).
(Выигрывает команда, набравшая большее количество правильных ответов)
5-й тур – Фонетический (Кто быстрее даст правильный ответ)
ПОВТОРИМ: Слово фонетика образовано от греческого слова «фонетикос» - звуковой. «Фон» - звук. Таким образом фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка.
- Сколько звуков в названии второго месяца весны? (апрель – 5 звуков)
- Определите количество звуков в ответе на загадку: «Зимой и летом одним цветом» (ель – 3 звука)
6-й тур – Морфологический (Вопросы задаются командам по очереди)
ПОВТОРИМ: Слово морфология образовано от греческого «морфе» - форма и логия - наука, таким образом морфология – это раздел грамматики, изучающий слова, как части речи
- Вспомните пословицы и поговорки по их началу. Определите, какая часть речи повторяется в каждой из них:
Что посеешь, ; У кого что болит, (Что посеешь, то и пожнешь; У кого что болит, тот о том и говорит) - местоимение.
Ум хорошо,; Семь бед, (Ум хорошо, а два лучше; Семь бед, один ответ) – числительное.
Снявши голову,; Лёжа на боку, (Снявши голову, по волосам не плачут; Лёжа на боку, не заработаешь и понюшки табаку) – деепричастие.
Сам пропадай,; Нет друга, ищи, (Сам пропадай, а товарища выручай; Нет друга, ищи, а нашёл, береги) – глагол в повелительном наклонении.
Без дела жить,; Горя бояться, Мы пахать, (Без дела жить, только небо коптить; Горя бояться, счастья не видать; Мы пахать, а он руками махать) – неопределённая форма глагола.
7-й тур – Грамматический
(Командам раздаются карточки с текстами. Задание: исправить речевые ошибки, помня правила грамматики и выразительно прочитать текст в исправленном виде)
Команде «Грамотеи»:
И тогда решил я пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересные. Потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я причесался, сделал свои уроки и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошел, она сказала, чтобы я не разувался. Мне это тоже нравится. В гостиной на столе стоял шикарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У них мне очень понравилося, и я решил почаще приходить сюда.
Команде «Лингвисты»:
Что-то там на доске написанное? У скольки учеников ни спросишь, все не знают. И как с ими разговаривать? И чему их учит ихние родители? Просто смешно. Вот, значит, подошел я к Сашке и спрашиваю, чего это евонный дед не научил его трудолюбию. А он по-мойму ниче не сображат, не знает даже, как его звать. Это я пошутил. Значит, иду Дале. Глядь-опять че-то написано. А покаковски, неопнятно. Так я и ушел, прямо-таки убег ни с чем.
Учитель: Итак, друзья, пришла пора,
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с желанием трудиться,
Никогда не унывать,
А русский на «отлично» знать!
Подведение итогов турнира. Награждение победителей.
·Рисунок 1915