Урок бинарный (русский язык , музыка) на тему Не молкнет сердце чуткое Шопена.


План-конспектбинарно-комбинированного урока в 4 классе по ФГОС(музыка, русский язык)Тема: «Не молкнет сердце чуткое Шопена»
Тип: бинарный, комбинированный
Форма: урок- путешествие в прошлое, групповая форма, работа в парах
Методы обучения:
-частично –поисковый,
-словесно-наглядный,
Приемы: беседа, выступления, демонстрация слайдов
Оборудование: раздаточный материал, музыкальная запись, ноутбук, проектор, презентация, муз. иИнструмент, разноцветные стикеры, схемы, опорные слова..Метапредметные связи: музыка, руссий язык,. оОкружающий ,мир, ИЗО.
Познавательные УУД:
-расширить знания о танцевальном творчестве Ф. Шопена;
-конкретизировать слуховые представления об особенностях польских танцев.
-учиться на слух узнавать танцы, использовать специальную терминологию;
Коммуникативные:
-участие в коллективном пении;
-умениечится грамотно строить речевые высказывания, их аргументировать,- умение работать в группе.Личностные УУД; -развитиевать ритмическогоий, динамическогоий слуха,;-развитие вокально-хоровых навыков,.-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Регулятивные УУД:
- Поиск и выделение необходимой информации- умение подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, сравнивать их характер, называть названия танцев, динамических оттенков, работа с текстом песни, воплощать характер песни о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.

Ход урока./1. Организационный момент: Музыкальное приветствие.
- Когда вы вошли, мне показалось, что в классе стало теплее, светлее и уютнее от ваших лучистых глаз.
СЛАЙД:1 "Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее».
Д. Б. Кабалевский.
- Вспомните, кКак называется тема раздела, который мы изучаем?
(- Мы изучаем тему «В концертном зале»).
2.Рефлексия пройденного материала:
Прослушивание «Старый замок» М.П.Мусоргского. -(Ддавайте прослушаем музыкальное произведение, которое звучало на прошлом уроке. (Прослушивание произведения «Старый замок» М. П. Мусоргского). )-Что за произведение прозвучало? (Старый замок)
-Кто автор этого произведения? (М.П. Мусоргского.)
-Дома вы выполняли творческую работу. Покажите мне свои работы, (молодцы), а теперь оцените работу в парах, поставьте оценку друг другу.
3.Новый материал-Сегодня мы снова отправляемся в концертный за, будем знакомиться с новой темой.
Учитель: ( учитель русского языка)-А тему урока нам помогут узнать знания, которые мы получили на уроках русского языка.(на доске скрыты карточки со совами «Не» «молкнет» «чуткое» «сердце» «Шопена»)- Давайте вспомним, что мы обозначаем в русском языке следующими знаками: одной чертой, двумя чертами, волнистой линией, пунктирными линиями? -Правильно, так мы выделяем члены предложения при разборе предложений.-Чтобы узнать тему урока, вам необходимо расположить карточки со словами вот в таком порядке:глагол подлежащее определение дополнение(Не молкнет сердце чуткое Шопена)-Какое предложение получилось? (« Не молкнет сердце чуткое Шопена»)- Это и есть тема нашего урока. А что они обозначают? Вы ответите на этот вопрос чуть позже.ТИОСЛАЙД:2
4.Посмотрите на портрет и прочитайте имя известного композитора.а.портрет-Это был выдающийся композитор, великий человек, исполнитель танцевальной музыки, у него был любимый инструмент, а какой вы сейчас угадаете, послушайте загадку.
Форте - громко,
Пиано - тихо.
Кто наигрывает мне?
Без ошибки, без изъяна
Ну, конечно... (фортепиано) Ответы детей (молодцы)
-И для него он сочинял разную музыку, в том числе: вальсы, полонезы, мазурки -(какое Какое слово из этих вам знакомо? , ) (вальс)-) Аа что это?
- А какие слова для вас новые?
- А вы хотите узнать, что они обозначают?
-А может быть кто-то знает, что обозначают эти слова?
- И о полонезе, и о мазурке мы сегодня узнаем.(подробнее узнаем чуть позже)-А что еще вы бы хотели узнать на уроке? (о композиторе, о жизни )5. -Вот сейчас мы с вами познакомимся с биографией композитора…
-Ребята заранее подготовили сообщения. Давайте их послушаем.СЛАЙД:3-
1)Родился Шопен в местечке Желязовой Воле под Варшавой. Музыка окружала его с самого детства. Отец играл на скрипке и флейте, а мать хорошо пела и немного играла на рояле. очень рано проявил свою музыкальную одарённость. При звуках грустной песни, напеваемой матерью, ребенок начинал горько плакать. Малыш смеялся и хлопал от радости, когда мать играла веселые танцы. Он в раннем возрасте научился подбирать мелодии на фортепиано. Никто его этому не учил. - В пять лет композитор уже свободно играл несложные пьесы.,
2)-С 6 лет Фридерик стал заниматься у Войцеха Живного - чешского музыканта. Родители были несказанно рады, когда прекрасный педагог пан Войтех Живный взялся за обучение их сына. Никто, разумеется,я. нНе думал, что в семье растёт гений. Однако именно пан Живный объявил семье Шопенов: «Ваш сын – новый Моцарт!» Сс самого детства мальчика его мать пани Юстину беспокоили постоянные простуды сына. Несмотря на то, что он был по-детски резв и слыл заводилой мальчишеских компаний, сомнений не оставалось – главной проблемой в его жизни будет именно хрупкое здоровье.
-Что вы узнали нового вы узнали из сообщений?
--А какие два новых слова мы узнали в начале урока?
-А вот сейчас мы узнаем о них поподробнее.
-В 7 лет Фредерик сочинил своё первое крупное произведение – полонез.
СЛАЙД:5
---Полонез - это польский танец, но непростой танец, а танец-шествие, которым тогда открывались все танцевальные мероприятия – от императорского бала до провинциально-помещичьей вечеринки. Существует легенда о том, что Шопен, сочиняя полонез, увидел вокруг себя торжественное шествие кавалеров и дам былых времен.
- Сейчас мы услышим знаменитый Полонез ля мажор.
(во время прослушивания я вам предлагаю взять цветные карандаши и выразить свое отношение к музыке в цветемуз. Используя цветные карандаши )
-? Какие чувства вызывает эта музыка?
-? Покажите ваши зарисовки. (молодцы, вы использовали правильные яркие цвета, которые отразили ваши чувства )
6. -Мы узнали все о полонезе, а теперь поговорим о мазурке.
-Ребята, вот вам сколько лет? - Вы представляете, когда Шопену было 14-15 лет, он сочиняет свои первые мазурки.

СЛАЙД:6
Мазурка – любимый танец польского народа. Лирические, нежные пьесы. К этому танцу Шопен обращался на протяжении всей своей жизни.
- КАК вы думаетее , сколько написал мазурок Шопен?
-Оказывается имх написано 60 мазурок.
-Во времена Шопена проводились балы, а в конце бала звучала мазурка. О мазурке.. даже писал даже А.С. Пушкина. И вот что он писал: “Евгений Онегин” а звучат они так:
Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы…
-Послушайте мазурку си-бемоль мажор Ф. Шопена, определите её характер.
-? Что вы можете сказать о мазурке Шопена?
7.С вальсом мы довольно часто встречаемся в жизни. Шопен как композитор-романтик, очень любил этот красивый, изысканный танец и создал немало вальсов.
-А знаете ли вы какое количество вальсов Шопен сочинил? (17)
- А сейчас мы с вами услышим один из самых известных вальсов, который нам исполнит Яша Сикачев. Спасибо, Яша.СЛАЙД:7
-?Ребята вам понравился вальс? А чем? (ответы детей)--В 1848 году Шопен дает последний парижский концерт. Летом 1849 Фридерик делает набросок Мазурки фа минор - своего последнего произведения.
СЛАЙД:8
--- Похоронен Шопен в Париже., Он сделал необычное завещание. Его сердце , как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву,,
СЛАЙД:9 где до сих пор бережно хранится в костеле Святого Креста.
СЛАЙД:10 Сегодня имя Шопена не забыто: по всему миру проводятся конкурсы и фестивали имени Фридерика Шопена.
8 . -Ребята, а теперь мы можем ответить:, почему, не молкнет чуткое сердце Шопена?- Пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь Родине, его сердце не умолкнет!!!Одно из замечательных свойств музыки Шопена – ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”.
9.ТИОУчитель русского языка.
- Пришло время поработать в группах.-Вы сегодня узнали новые слова «полонез, мазурка».- А кто из вас слышал такое слово: КЛАСТЕР ( на доске карточка с словом)-Это слово произошло от англ. слова cluster, что означает в переводе связка, пучок. Поскольку сегодня на уроке ключевым словом было слово «МУЗЫКА», поэтому и кластер будем составлять именно к этому слову. Для этого на листок со словом «Музыка» вам надо подобрать и написать слова той же части речи, что и это слово, слова других частей речи брать нельзя. Разделитесь на 3 группы, разумно организуйте работу и приступайте к выполнению задания, вам дается 1,5 минуты. МУЗЫКАвеселаянотызвучитмузыкантычудеснаяиграеторкестррадостнаярадостьзвукиписателькомпозитор-Поведем итоги. А проверять будет та группа, которой выпадет последнее слово темы урока: Не молкнет сердце чуткое Шопена.- Молодцы, справились с заданием!Музыка, как известно, неразрывно связана с пением, к нему мы и переходим.работа в группа в трех группах
10.Пение:
-ПНу а сейчас мы с вами переходим к пению, подготовим наш голосовой аппарат к пению.
Встали ровненько, спинки выпрямили,
*упражнение на дыхание.
*упражнение на развитие артикуляции.
*
(молодцы)
- А скажите, ребята, какое время года сейчас?
---У Шопена есть замечательное музыкальное произведение «Зима» , которое мы послушаем на следующемий уроке.
- А мы сейчас с вами вспомним песню о зиме, которую мы выучили на прошлом уроке: « Зима - красавица ».
- Молодцы! Хорошо!-?Вспомним в каком характере, настроении исполняется эта песня.
-?В каком жанре, поется данная песня (народном) поем
-Ребята, мы знаем, что музыка у Шопена была волшебная, так как он сам был творцом волшебной музыки.
-А мы с вами знаем волшебную песню?
- Как она называется?
(сл. В. Луговского муз. Г. Гладкова. «Песня о волшебниках»
(поем)

11.Итог
-О произведениях какого комп. мы сегодня говорили ?-Что вы нового узнали на уроке?
-Перед собой вы видите два стикера, если вам урок понравился, то вы приклеите на музыкальный ключ********* стикер *красного цвета, н. е понравился- синего.
12.Выставление оценок: (молодцы, урок я рада, чтовижу вам понравился урок.)
-А теперь мы оценим свою работу:
-Что бы вы поставили . Яше за его исполнение? А почему?
-Чью работу вы бы тоже оценили на 5? А почему?
-Мне так понравилось, к. Как вы сегодня работали, и поэтому вы сегодня ВСЕ получаете 5.
13.А теперь задание на дом: Дома вам предстоит выполнить интересное задание: ответить на вопросы кроссворда на листочке .(переверните ,.посмотрите)
Кроссворд:
“Шопен” - по вертикали.
1.Назовите родину великого композитора Фредерика Шопена. (Польша)
2.О каком танце идет речь: “Торжественный бальный танец – шествие”? (Полонез)
3.Любимый инструмент Шопена. (Фортепьяно)
4.Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена? (танцевальная)
-Наш урок закончен, всем спасибо, и под музыку Шопена вы покидаете класс.

1ПольШ а2ПОЛО НЕЗ3ФОРТЕП ЬЯНО4ТАНЦЕ ЕВАЛЬНАЯН