Конспект внеклассного мероприятия для родителей Помоги ребенку выбрать профессию
Помоги ребенку выбрать профессию (практическое занятие для родителей)
Подготовила
классный руководитель
5»В» класса
Власова Е.С.
Приветствие (слайд 1)
Добрый день, уважаемые родители!
Я рада приветствовать вас на нашем сегодняшнем мероприятии, которое называется "Помоги ребенку выбрать профессию"
Я искренне надеюсь, что информация, полученная на занятии, окажется для вас полезной.
Описание идеи мероприятия
Рано или поздно в жизни каждого наступает момент, когда нужно выбрать профессию и определиться с родом деятельности.
Но подавляющее большинство людей оказываются абсолютно неготовыми к данной ситуации, несмотря на очевидность того, что она наступит.
С какого же момента нужно задумываться о выборе?
Кто-то считает, что нужно начинать с раннего детства, кто-то, наоборот, уверен, что ребенок сам, когда понадобится, сделает правильный выбор. Но и те и другие чаще ошибаются, чем оказываются правыми.
Так как же быть? Как помочь ребенку определиться с профессией?
Переход к основной части
Я предлагаю использовать научный подход ( слайд 2)
Во - первых: когда нужно начинать?
Я считаю, что сейчас самое время.
В данный момент у наших детей идет переходный возраст, в процессе которого они учатся доминировать и управлять (9-13 лет)
Дети в этот период могут стать грубее, могут врать, что-то скрывать.
Это происходит, потому что в этом возрасте они тестируют границы возможного и учат правила жизни:
что можно делать, что нельзя;
что можно говорить, что нельзя;
до какой границы можно дойти в обмане и грубости.
Это называют тестирующим поведением.
И в каждом моменте жизни они сталкиваются с правилами, которые мы, родители, должны им объяснить.
Следующий переходный возраст будет связан с развитием навыков достижения целей (13-17 лет)
Профессия в наших реалиях неразрывно связана с достижением целей и успеха.
Соответственно наши дети уже в одном шаге от того момента, когда нужно начинать определяться с профессией.
А это означает, что сейчас самое время начать подготовительную работу к этому жизнеопределяющему выбору.
Во- вторых: как это правильно делать?
За основу возьмем разработку американского маркетолога Бена Ханта "Лестница узнавания"
«При чем тут маркетинг?» - спросите вы.
Мы должны заинтересовать ребенка.
А чтобы заинтересовать, мы должны грамотно предложить (прорекламировать) профессию. А реклама - это маркетинг.
Теперь пара слов о концепции «Лестницы узнавания» Бена Ханта.
Я эту концепцию для удобства буду называть этапами формирования потребностей и переформатирую её на выбор профессии.
Хант подметил, что потребности формируются постепенно и поэтапно.
Потребность от отсутствия до осознанного выбора формируется за пять этапов, а именно:
Безразличие
Осведомленность
Совмещение
Выбор
Реализация
Ну а теперь перейдем от теории к практике.
Давайте попробуем пройти по лестнице Ханта от безразличия до реализации. Попутно я буду объяснять суть каждого этапа.
Основная часть
Безразличие
Несомненно, большинство детей в данный момент, находится именно на этом уровне.
Они понятия не имеют о том, кем они будут работать, кем бы они хотели работать и где они могут работать.
Наша задача - перевести их на уровень осведомленности, вызвать интерес.
Как это сделать?
Например,
смотреть совместно или советовать фильмы про то, как люди чего-то добились;
советовать книги, в которых по сюжетной лини описываются те или иные профессии;
использовать пословицы и поговорки о труде.
В процессе жизни, ненавязчиво, в удобный момент говорите ребенку пословицы и поговорки. Например, ребенок обращается к Вам с просьбой что-нибудь ему купить, а Вы ему в ответ: «Да, конечно, но помни: « Без труда не выловишь и рыбку из пруда» или «Под лежачий камень вода не потечет».
Задание для родителей:
предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки о труде (слайд 3,4).
Еще Л.Н. Толстой отметил, что интерес – одно из трех основных условий движения куда-либо. Интерес очень просто развить и поддерживать игрой.
Можно поиграть с ребенком, например:
Вспомни как можно больше названий профессий на определенную букву.
Задание для родителей:
вспомнить как можно больше профессий на букву «П» (слайд 5, 6).
В итоге наш ребенок должен получить четкое понимание, что в будущем он должен и будет кем-то работать.
Это и есть осведомленность.
Осведомленность
Когда ребенок осведомлен о предстоящем выборе, мы должны сделать так, чтобы он осознал свои способности.
Как это сделать?
Наблюдая за ребенком, отмечайте его склонности и способности.
Для начала вы сами должны понять, к чему ваш ребенок предрасположен (слайд 7)
Когда вы осознали предрасположенности ребенка, ваша задача донести до него эту информацию.
Отмечайте похвалой то, что ребенок делает ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хорошо.
Заполняйте время и пространство ребенка только тем, что связано с его предрасположенностями.
Делайте это ненавязчиво, по запросу ребенка. Если будете навязывать, возникнет отторжение, потому что то, что нравится, навязывать не нужно.
В итоге вашими стараниями, жизнь ребенка наполнится всем необходимым для развития его способностей.
Когда такое случится, когда мы увидим ярко выраженный интерес ребенка в выбранном направлении, мы можем считать второй уровень пройденным.
Переходим на третий уровень.
Совмещение способностей с направлениями деятельности
Этим вы будете заниматься, когда ваш ребенок станет немного старше, лет с 14-ти, с момента начала следующего переходного возраста.
Теперь нам нужно подобрать направление деятельности, соответствующее проявленным способностям.
Каждую способность можно реализовать многими способами в разных направлениях деятельности.
Я предлагаю вам список возможных направлений для выбора будущей профессии вашего ребенка (слайд 8).
Задание для родителей:
сделайте предварительный выбор направления.
В итоге у нас возникает понимание, в каких видах деятельности наш ребенок может себя проявить.
Сделанный выбор переводит нас на четвертый уровень.
Выбор профессии
Выбором нужно заниматься ближе к окончанию школы.
Внутри направлений много профессий, осознанно выбираем подходящую.
Ту, которая приведет к успеху.
Задание для родителей:
Выберите любую профессию, которая подошла бы вашему ребенку, и сделайте ее презентацию (слайд 9).
Итог: ребенку понравился ваш рассказ о профессии.
Реализация
Это мы начинаем делать в процессе профессионального обучения.
Выбираем место, где конкретно будет работать по специальности.
Конкретные предприятия, куда подавать резюме.
Ошибаются те, кто полагает, что искать место работы нужно после окончания профессионального обучения. Ведь не секрет, что часто случаются ситуации, когда молодой человек отучился, но нигде не востребован, работу найти не может. ВАЖНО: место работы можно и нужно искать еще во время обучения.
В заключении я хотела бы визуализировать принцип формирования выбора профессии (слайд 10).На сегодняшнем занятии я постаралась дать вам стратегию действий на ближайшие несколько лет, которая поможет Вашему ребенку добиться успеха в жизни, занимаясь ЛЮБИМЫМ делом (слайд 11).