Памятка для учащихся Как выполнить работу над ошибками
ПАМЯТКА
Как выполнять работу над ошибками
1. СЛОВАРЬ
Напиши слово, в котором сделал ошибку 3 раза, поставь ударение, выдели орфограмму.
Выполняй так: мороз, мороз, мороз.
2. ПРОПУСК, ЗАМЕНА БУКВ
Напиши правильно слово, подчеркни пропущенную букву, напиши это слово ещё 3 раза.
3. ПЕРЕНОС
Напиши слово, в котором сделал ошибку, разделив его для переноса (все случаи). Запиши, разделив для переноса ещё 2 слова.
Выполняй так: ко-ро-ва, уче-ник,ва-си-лёк4. МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СЛОВА
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: ель, тень, пень.
5. МЯГКИЙ ЗНАК В СЕРЕДИНЕ СЛОВА
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: пальто, мальчик, коньки.
37. –ТСЯ и –ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ
Поставь к глаголу вопрос. Если у вопроса на конце мягкого знака нет, то нет его и у глагола, значит, пиши –ТСЯ. Если у вопроса на конце есть мягкий знак, то пиши его и у глагола –ТЬСЯ.
Приведи ещё 2 примера.
Делай так:
Что делать? Что делает?
кататься катается
радоваться радуется
улыбаться улыбается
38. РОДОВЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛА ПРОШЕДШНГО ВРЕМЕНИ
Выпиши глагол с существительным (местоимением), определи род.
Помни:
ж. р. – скользила
м. р. – скользил
ср. р. – скользило
мн. ч. – скользили
39. НАРЕЧИЯ ПИШИ ОДНИМ СЛОВОМ
Как? О
Влево, вправо
Посмотри на гласную перед –ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании единственного и множественного числа.
Делай так:
Пишет – писать, гл.,1спр.,(-е, -ут, -ют)
Ставит – ставить, гл.,2спр.,(-и, -ат, -ят)
35. ВРЕМЕНА ГЛАГОЛА
Выпиши глагол, поставь к нему вопрос, по вопросу определи время глагола.
Помни:
настоящее время – что делает?
прошедшее время – что делал? что сделал?
будущее время – что сделает? что будет делать?
Делай так: засветило – что сделало? – прошедшее время.
36. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА
Выпиши слово. Поставь ударение. Раздели на слоги. Охарактеризуй каждый звук. Укажи, сколько в слове букв и звуков.
Делай так:
Деньки, день-ки.
д(д′) – согласный, парный, звонкий, мягкий
е(э) – гласный, безударный
н (н′) – согласный, непарный, звонкий, мягкий
ь
к (к′) – согласный, парный, глухой, мягкийи (и) – гласный, ударный
----------------------------------------
6 букв, 5 звуков
6. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на это правило. Например: вьюга, листья, соловьи.
Запомни!Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных, перед гласными буквами е, ё, и, ю, я
7. ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН, СТ-НЧ
Напиши слово, в котором сделал ошибку, придумай и запиши ещё 2 примера на это правило, подчеркни орфограмму.
Машина, мыши, ландыши.
8. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ
Напиши слово, в котором сделал ошибку, придумай и запиши ещё 2 примера.Нина, Вова, Катя.
9. БОЛЬШАЯ БУКВА В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ТОЧКА В КОНЦЕ
Напиши предложение, в котором сделал ошибку, подчеркни начало и конец предложения. Придумай ещё одно предложение и запиши его.
Красив лес осенью.
10. ПОСТАНОВКА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
Напиши предложение, в котором сделал ошибку, поставь правильно знаки, подчеркни их.
11. УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ
Напиши слово, в котором сделал ошибку, поставь в нём ударение, придумай и запиши ещё 2 слова, поставь в них ударение.
12. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВАНапиши проверочное слово к слову, в котором сделал ошибку, затем это слово. Поставь ударение, подчеркни гласную, которую проверил. Приведи ещё 2 примера:
водный – водичка
море – морскойполе - полевой
13. ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ
Подбери проверочное слово изменением слова так, чтобы после согласного стоял гласный, запиши его, затем запиши слово, в котором сделал ошибку. Приведи ещё 2 примера. Подчеркни парную согласную.
Выполняй так:
резок – резкийтрава – травка
площади – площадка
14. ПРЕДЛОГИ, ЧАСТИЦЫ, СОЮЗЫ
Напиши предложение, в котором сделал ошибку, подчеркни предлоги, (частицы, союзы). Придумай ещё предложение с31. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Выпиши прилагательное с существительными, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному.
Делай так:
к лесу – (какому?) дальнему – м.р., ед. ч., Д. п.
32. ПРЕДЛОГ ПЕРЕД МЕСТОИМЕНИЕМ
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на это правило.
Например:у нас, ко мне, с тобой.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
33. МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ ГЛАГОЛОВ 2 –го ЛИЦА ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на это правило. Например: пишешь, читаешь, решаешь.
Запомни! На конце глаголов 2 лица единственного числа пишется мягкий знак.
34. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму.
19. ПРИСТАВКА
Напиши слово, в котором сделал ошибку, и ещё 3 слова с этой приставкой.
Побежал, подарил, поменьше, поговорил.
20. СУФФИКСЫ
Напиши слово, в котором сделал ошибку, и ещё 3 слова с этим суффиксом.
Чёрненький, маленький, жёлтенький.
21. «НЕ» С ГЛАГОЛАМИ
Запиши предложение, в котором сделал ошибку, подчеркни НЕ, придумай ещё одно предложение с НЕ, запиши его и подчеркни.
22. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК
Запиши слово, в котором сделал ошибку, и приведи ещё 3 примера, подчеркни разделительный твёрдый знак:
Подъезд, объяснил, объявление.
23. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ СО СЛОВОМ
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, переехал
Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.
24. ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГА СО СЛОВОМ.
(СУЩ. + ПРИЛАГ.)
ИЗ предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно.
Делай так:
к берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом.
Например:Лодка отплыла от берега.
25. МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ (ж. р. – ь; м. р. – ь)
Запиши слово, в котором сделал ошибку, укажи род, приведи ещё 2 примера, запиши.
26. РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЧАСТЯМ РЕЧИ
Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи является каждое слово.
Добрые люди борются за мир.
27. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши.
28. РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Выпиши слова парами с вопросами.
Делай так:
прил. сущ. гл. пред.сущ.
Седые туманы плывут к облакам.
Туманы (какие?) седые, плывут (куда?, к чему?) к облакам.
29. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены и то слово, от которого они зависят. Вспомни о знаках препинания ( и союзах) между однородными членами.
Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.
30. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Выпиши существительное, поставь его в начальную форму. Определи тип склонения и падеж. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
на опушке – опушка, сущ., 1 скл., П. п.
на полянке – полянка, сущ., 1 скл., П. п.
предлогами (частицами, союзами), запиши его, подчеркни снова.
Мышка (за) кошку, кошка (за) Жучку, Жучка (за) внучку, внучка (за) бабку, бабка (за) дедку, дедка (за) репку.Что-то, что-либо, как-нибудь.
15. ЕСЛИ НЕВЕРНО СОСТАВЛЕНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Составь его правильно и запиши.
16. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
Напиши слово, в котором сделал ошибку, ещё 3 слова на это правило, подчеркни двойные согласные
Класс, суббота, аллея.
17. НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ
Напиши слово проверочное, затем слово, в котором сделал ошибку. Запиши ещё 2 примера на это правило. Подчеркни непроизносимую согласную.
Грустить – грустный, солнечный – солнце, сердечный –сердце.
18. СОСТАВ СЛОВА
Напиши слово, в котором сделал ошибку, разбери его по составу. Запиши ещё 2 слова и тоже разбери их по составу.
Поездка, разведчик, придорожный.
ПАМЯТКА
КАК ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ
НАД ОШИБКАМИ