Консультация для родителей «Как помочь своему ребенку учиться».
Консультация для родителей «Как помочь своему ребенку учиться».
Ваш ребенок скоро пойдет в школу . всем в семье хочется чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли мы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.
К пяти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, чётко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.
Но наши дети, посещающие логогруппу, пришли в неё именно из–за речевого отставания как в произношении звуков, так и лексическом и грамматическом. И наша с вами первоочередная задача помочь детям преодолеть эти речевые недостатки.
Поэтому я рекомендую заниматься дома с детьми, выполняя различные задания логопеда: упражнения, игры, которые служат не только для выработки правильного произношения, но и помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова. Благодаря этим упражнениям ребенок научится различать звуки речи (фонемы) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это главное условие не только формирования правильного произношения, но и успешного обучения чтению и письму. Эти игры и упражнения сделают домашние задания интересными, весёлыми и даже азартными. Они помогут ему быстрее привыкнуть к правильному произношению отрабатываемых звуков. Произнести новый для ребёнка звук в слове, использовать его в повседневной речи – дело непростое. А соединить этот процесс с осмыслением значения слова, его грамматического строения, места в фразе – задача очень сложная. Необходимо помнить об этом, помогая ребёнку выполнять упражнения. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.
Как выполнять эти упражнения? Прежде всего, будьте дружелюбны и уважительны к ребёнку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. В упражнениях достаточно и простых и сложных по структуре и значению слов. Конечно, сложно ограничиться знакомыми для ребёнка словами, но лучше объяснить значение незнакомого слова, привести примеры его употребления. Ведь это ещё один способ увеличит словарный запас вашего ребёнка.
Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из двух предложенных вами. Только не в коем случае не предлагайте ребёнку механически повторить за вами готовый ответ! Активная, творческая работа ребёнка со словом – вот цель игр и упражнений.
Что необходимо рассказать ребёнку? Прежде, всего, объясните, что наша речь состоит из слов, а слова – из звуков. Если хотя бы один звук исчезнет в слове, то оно будет обозначать совсем другой предмет (КРОТ – РОТ, СНАРЯД – НАРЯД. КРОЛИК – РОЛИК)
То же произойдёт, если неправильно произносить звуки (РАК – ЛАК). Поэтому нужно хорошо слышать и произносить все звуки!
Легче других произносятся гласные звуки: А, У, О, Ы, И. гласные звуки всегда произносятся с более или менее открытым ртом. Губы, зубы, язык «не мешают» голосу проходить через рот, не преграждают ему путь (как, например, при звуках М, Б, Д). гласный звук можно долг тянуть, петь. Изучив с помощью упражнений гласные звуки и обозначающие их буквы, не спешите переходить к буквам Я, Е, Ё, Ю, так как ими обозначаются двойные звуки (ЙА, ЙЭ, ЙО, ЙУ) – йотированные. Оставьте эту сложную для объяснения тему логопеду и учителю. Просто, выполняя задания, познакомьте ребёнка с тем, как эти звуки звучат и произносятся в слове.
Когда мы произносим согласные звуки, струя воздуха встречает на своём пути преграду: язык, губы, зубы, которые принимают положение, необходимое для определённого звука. Покажите, ребёнку, как произносятся звуки М, Б, Д, Р. Произносите отдельные звуки чётко, с несколько утрированной артикуляцией. Называйте согласные звуки без призвука «Э» - не ЭМ, не МЭ, а чистый звук М, так как он звучит в конце слов ДОМ, СОМ, ДЫМ.
Предложите закончить ребёнку слова: ДО-М, СУ-П, МА-К, и он произнесёт согласный звук без призвука. Такой звук легко слить с гласным А-а-а-М, М-м-м-О, З-з-з-У. научите ребёнка длительно тянуть первый звук(без перерыва, без остановки!), пока он не сольётся со вторым звуком. Таким образом ребёнок поймёт, как звуки сливаются в слоги. Он не будет читать слово СТОЛ как СЭТЭОЛЭ. Выполняя эти простые «заповеди», вы без труда научите ребёнка читать по слогам.
Объясните ребёнку разницу между глухим и звонким звуком: при произнесении звонкого звука голос участвует в его образовании, а при глухом звуке – нет. Сравните звуки К-Г, Т-Д, П-Б, С-З, Ш-Ж, попросите ребёнка приложить к горлу при произнесении звонких звуков и ощутить вибрацию («горло дрожит»), а при глухих звуках этого не будет.
Приступая к изучению нового звука, показывайте ребёнку букву, которой этот звук обозначается. Ребёнок постепенно усвоит, что звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.
Если ребёнок не может правильно произнести тот или иной звук, обратитесь к логопеду. Он объяснит, как управлять речевым дыханием, движениями языка, губ, челюсти, чтобы правильно произнести звук. Помните: часто это очень сложная и трудоёмкая для ребёнка работа. Не требуйте, чтобы он сразу правильно употреблял новый для него звук в повседневной речи. Ребёнок должен многократно, иногда в течение многих дней повторять его отдельно, затем в слогах, словах, фразах, стихах. Только после этого звук появляется в его обиходной речи. Стихи насыщенные изучаемым звуком, нужно прочитать ребёнку целиком, разобраться вместе с ним в их содержании. Даже если ребёнок быстро запоминает стихи, необходимо повторить их в слух несколько раз, чтобы он привык произносить нужный звук в речевом потоке.
Вот, пожалуй, и все основные пожелания, которые я хотела высказать перед началом вашего сотрудничества с ребёнком в совершенствовании его речи. Желаю успеха!
15