Практикум для педагогов «Синдром эмоционального выгорания»
МДОУ «Детский сад №14»
Профилактика
синдрома профессионального выгорания
Практикум для воспитателей
подготовила и провела
педагог-психолог
Крутякова О.В.
2013 г.
Цель: формирование у воспитателей знаний о профессиональном выгорании, симптомах и факторах, способствующих его появлению ; проведение тренинга на предупреждение синдрома выгорания; создание условий для личностного роста участников тренинга и актуализация их личностных ресурсов стрессоустойчивости.
Задачи:
1.Принять себя, свои достоинства и недостатки, осознать собственную ценность и уникальность.
2.Научиться спокойно относиться к стрессам как возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста, выработать способность в сложной ситуации находить для себя смысл.
3.Научиться вырабатывать активную жизненную позицию.
4.Развивать рефлексию, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков.
5.Развивать способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуаций, позитивность и рациональность мышления.
6.Научить эффективно использовать способы снятия внутреннего напряжения и саморегуляции.
Содержание:1.Введение понятия «синдром профессионального выгорания». Его признаки и факторы.
2.Самодиагностика «Выгорание»
3.Проведение игр и упражнений на сплочение педагогического коллектива.
4.Проведение техник на снятие психоэмоционального напряжения.
Понятие «Синдром профессионального выгорания»
Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму , творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.
Эмоциональное «выгорание»-это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это вы выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействие. «Выгорание»-это ответ на хроническое эмоциональное напряжение.
Е.Малер выделяет 12 основных и факультативных признаков эмоционального «выгорания»:
Истощение, усталость;
Психосоматические осложнения;
Бессонница
Негативные установки по отношению к окружающим людям, детям;
Негативные установки по отношению к своей работе;
Пренебрежение исполнением своих обязанностей;
Увеличение объема психостимуляторов (табак, алкоголь, кофе, лекарства);
Уменьшение аппетита или переедание;
Негативная самооценка;
Усиление агрессивности(раздражительности);
Усиление пассивности (цинизм, пессимизм, апатия);
Чувство вины.
Факторы , вызывающие синдром профессионального выгорания.
Монотонность работы;
Вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
Строгая регламентация времени работы;
Напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег;
Нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда подавляются экспериментирование и инновации;
Неразрешенные личностные конфликты пр.
Личностные факторы риска «выгорания»
Склонность к самокопанию;
Социальная несмелость;
Низкая или чрезмерно высокая эмпатия;
Жесткость и авторитарность по отношению к другим;
Направленность интересов на внутренний мир.
Все эти факторы отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии педагога, так и на исполнение профессиональных обязанностей и ухудшают отношения с окружающими.
Чтобы определить, грозит ли Вам синдром «профессионального выгорания» заполним экспресс-анкету «выгорания»
На следующие предложения отвечайте «да» или «нет», количество положительных ответов подсчитайте.
1
Да
Нет
Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен.
2
Если бы у меня была возможность уйти на пенсию по-раньше , я сделала бы это без промедления
3
Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
4
То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как меня выводят из равновесия дети и их родители.
5
На протяжении последних трех месяцев я отказалась от курсов повышения квалификации, от участия в конкурсах
6
Детям и коллегам я придумала обидные прозвища, которые использую мысленно.
7
С делами по работе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня своей новизной.
8
О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
9
Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее подальше.
10
За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга. Из которой я почерпнула бы что-нибудь новенькое.
Оценка результатов.
балл-синдром выгорания Вам не грозит
2-6 баллов- Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов- пришло время решать: либо сменить работу, либо лучше, переменить стиль жизни.
10-баллов-положение весьма серьезное, но. возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.
А чтобы действительно этот огонек не погас, предлагаю Вам некоторые приемы снятия психоэмоционального выгорания.
Игра-фантазия «Магия нашего имени»(10 минут)
Цель: Знакомство участников тренинга друг с другом, умение презентовать себя и других участников тренинга.
Участники делятся на пары. Партнеры представляются по имени и обсуждают:
От кого я получил свое имя?
Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя?
Есть ли мои тезки среди известных людей?
Знаю ли я литературных или кино-героев, носящих то же имя?
Как имя влияет на мое поведение в жизни?
Нравится ли мне мое имя?
Знаю ли я, что означает мое имя?
Хотел бы я, чтобы меня называли другим именем (если да, то каким)?
Игра «Молекулы»
Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.
Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т.д. в конце упражнения объединяется вся группа
Игра «Самолетик»( 5 минут)
4 пары: от каждой группы по паре участников – остальные поддерживают. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.
Вывод: Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.
Упражнение «Перекинь мяч» ( 5 минут)
Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.
Материалы: мяч.
Время: 2-5 минут
Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!
Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.
Вопросы для обсуждения:
Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?
Упражнение «Островки» (5 минут)
Цель: всем участникам разместится на газете. (на всей, на половине газеты, на трети).
Материалы: газеты.
Время: 5-10 минут
Процедура: Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.
Смысл упражнения: Создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.
Медитация «Горная вершина» ( под спокойную музыку)
Горная вершина
Задача приводимой медитации-визуализации – помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника "Горная вершина" способствует повышению уверенности в себе.
Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...
Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...
Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Пауза.
Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...
Вы снова здесь, в этой комнате
Литература:
Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие Пер. с нем. – 4-е изд. – М. Генезис, 2006.
Хрящева Н.Ю. Психодиагностика в тренинге. – СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2000.
О.И.Бабич « Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов».Волгоград. Учитель. 2009 г.
Е.В.Шитова Практические семинары и тренинги для педагогов. Волгоград. Учитель 2009 г.
Заголовок 1Заголовок 415