Консультация для родителей на тему Как помочь ребенку стать учеником?
Конспект консультации для родителей с элементами тренинга «Как помочь ребенку стать учеником?» Цель: • Привлечение внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе. • Определение, что входит в понятие «Психологическая готовность к школе». • Ознакомление с играми, направленными на развитие познавательных процессов. Ход консультации Приветствие (цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу) : Чтобы размяться, поднять настроение, предлагаю поиграть в одну игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. У вас есть ровно пять секунд, чтобы выбрать партнера и крепко пожать ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам будет нужно очень быстро «поздороваться» друг с другом: - правая рука к правой руке! - спина к спине! А теперь быстро – быстро найдите себе нового партнера и пожмите ему руку. «Поздоровайтесь» следующими частями тела: - левая рука к левой руке! - бедро к бедру! - плечо к плечу! Обсуждение: Понравилась ли вам? Педагог-психолог раздает родителям конверты с цветными карточками. Уважаемые родители, сегодня мы обсудим очень важную тему – предстоящее обучение в школе наших детей. Педагог-психолог раздает конверты с цветными карточками. Предлагаю определить степень Вашего беспокойства по поводу приближающегося школьного обучения ребенка: карточка синего цвета – сильное беспокойство; карточка жёлтого цвета – проявляется иногда; карточка зелёного цвета – отсутствует вообще. «В чем вы видите проблему вашего беспокойства? », «Чего вы именно боитесь? ». Итог : Утрата веры в себя, возникшее чувство неуверенности, недостаточный багаж знаний, завышенные требования к ребёнку или наоборот чрезмерная любовь к нему и является причиной беспокойств родителей. Как вы думаете, из каких источников ребенок может получить информацию о школе? (цель: помощь в осознании родителями собственного воспитательного влияния; профилактика деструктивных родительских установок.) • Информация, получаемая из СМИ, фильмов, мультфильмов, литературы; • Информация, получаемая от различных взрослых, других детей; • Информация, получаемая от значимых взрослых, от их отношения к школе, веры в успех своего ребенка (Мама: «Даже не знаю, как она будет учиться! ») Давайте определим, каким может быть внушающий эффект родительских фраз для ребенка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания. 1. Ты, наверное, будешь двоечником! (может вызвать чувство тревоги, неверие в свои силы, утрату желания идти в школу). 2. Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником! (родительские притязания и завышенные требования основаны не на признании реальных возможностей ребенка, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе). 3. Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! (взрослый испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребенка. Бремя двойной нагрузки: веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу). 4. Ты обещаешь мне в школе не драться и не бегать, а вести себя тихо и спокойно? (постановка перед ребенком невыполнимых целей, толчок его на путь заведомого обмана). 5. Попробуй мне только еще сделать ошибки в работе! (ребенок под постоянной тяжестью угрозы наказания за свою «плохость», могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиться комплекс неполноценности) . Итог: Провожая ребёнка из дома, не следует читать нотации, угрожать, ругать, а лучше всего доверительно, с любовью и верой сказать ему : «Я очень жду тебя, встретимся вечером, за ужином. Я уверена, ты справишься, ты молодчина! ». Очень часто родители задают следующие вопросы по подготовке к обучению в школе: «Какие пособия лучше выбрать для подготовки к школе? » В настоящее время существует множество пособий, я советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи, с весёлыми задачами, головоломками, прописи. На выполнение каждого задания давайте ребёнку определённое время. Научите его контролировать время с помощью песочных часов. Поощряйте правильно выполненные задания, тактично указывайте на ошибки и помогайте их исправить. «Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома? » Не более 20-30 минут. Если вы видите, что ребёнок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребёнку заниматься самостоятельно. «Если ребёнок категорически отказывается заниматься дома, что делать? ». Предлагайте ребёнку небольшой объём занятий – не более 5 минут. Все занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям. Обязательно отвечайте на них печатными буквами, стимулируя ребёнка читать. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление ребёнка. Помогайте правильно держать карандаш, ручку. «Если ребёнок постоянно требует новых заданий и готов заниматься много, стоит ли его ограничивать? » Если ребёнок не проявляет признаков усталости, не расстраивается из-за того, что какое-то задание не получается, воспринимает учёбу как привлекательную деятельность – строгих границ для занятий ставить не стоит. Старайтесь переключать ребёнка с одного вида деятельности на другой, предлагайте разобрать ситуации, которые могут случиться в школе, спрашивайте, как он поступит, если: -он кого-то обидит; -его кто-то обидит; -у него что-то заболит; -он потеряет какую-то вещь; -он не поймёт, как выполнить задание и т. д. Выделяют следующие виды готовности к обучению в школе: - мотивационная готовность; - интеллектуальная готовность; - физическая. Мотивационная готовность включает в себя желание ребенка идти в школу, желание получать знания. Умение слушать и выполнять задания учителя, даже если они не интересны. Интеллектуальная готовность включает в себя необходимый уровень развития памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия, речи. А также включает необходимый уровень сформированности математических представлений. Существует много игр и упражнений по развитию всех этих психических процессов, которые педагоги используют на занятиях, в свободной деятельности, на прогулках. А вы родители можете выполнять, возвращаясь из детского сада. Они так и называются «По дороге домой». Это простые игры, не требующие материальных затрат, но очень эффективные в развитии детей. Например : «Назови 5 предметов одежды, обуви, транспорта; 5 цветов, овощей» и т. д. Вы сразу увидите готовность ребёнка и процесс его мыслительных операций. В дальнейшем можно увеличить количество предметов. А также ввести элемент соревнования. «Ты назови 5 грибов, а я 5 ягод». Ребёнок должен видеть заинтересованность взрослого в ходе игр, живое участие. Вам очень понравится реакция детей на предложенные задания, на совместную игру. Также играем по аналогии в образовании новых слов от существительных : «Это из чего сделано? », «Из чего сделан стол? », «Стол из дерева? », «Какой? » и т. д. Животное – детёныш. Профессии взрослых. Антонимы. Математические игры : счёт прямой и обратный, какое число больше или меньше. Дорога пройдёт быстро и с пользой для ребёнка. Также будущему первокласснику необходимо знать своё полное имя и фамилию, возраст, день рождения, домашний адрес, номер телефона, имя и отчество своих родителей, возраст братьев и сестёр. Различать времена года, месяца, дни недели. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Этому требованию соответствует много развивающего материала, а также тетради на развитие пространственной ориентации и мелкой моторики рук, что также значима для старшего дошкольника. Эти тетради можно приобрести в любом специализированном магазине. Сейчас очень широкий выбор. Необходимо, чтобы ребёнок правильно называл имена существительные во множественном числе. Порой мамы сами смеются, слыша, как ребёнок вместо «ведра» говорит «вёдры (ведров) » и неправильно ставит ударения в простых словах. Проверьте, могут ли дети объяснить разницу понятий «над-под», «впереди-сзади», «уже-шире». Первоклассник должен различать основные геометрические фигуры, классифицировать предметы и растения, т. е. называть, чем они являются, давать одно обобщающее слово (мебель, одежда, посуда и т. д.) . Необходимо также читать книги детям, обсуждать содержание, отвечать на вопросы по тексту, пересказывать короткие сюжеты. Любой учитель начальной школы уверенно назовет детей своего класса, которым читали и читают вслух книжки. У этих ребят хорошо развита речь, они и сами будут любить читать. Физическая готовность. В настоящее время не все родители уделяют внимание физическому развитию ребёнка. А это очень важный аспект. Неподготовленному физически ребёнку труднее в школе. Дети получают низкие физические нагрузки, мало кто занимается спортом. Необходимо пересмотреть режим для ребёнка, выходные по возможности посвятите сезонным спортивным играм. Желаю Вам удачи!