Материал к родительскому собранию Как общаться с ребенком

Чувства родителей. Как с ними быть?
Тезисы к собранию
Существуют 2 вида ситуаций: там, где больше переживает родитель, ребенок особенно не переживает, или больше переживает ребенок, родитель относительно спокоен.( примеры ситуаций).
Что чувствует ребенок ?
Что чувствует родитель?
Чьи чувства более сильные?
Что делать, если эмоции переполняют вас?(правило №5)
Чувства, особенно если они отрицательные и сильные, ни в коем случае нельзя держать в себе: не следует, молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Обмануть такими усилиями никого нельзя (90% информации передаются через «несловесные» сигналы).
Как сказать о своих чувствах ребенку, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас?( правило №6)
«Я – сообщение» содержит личные местоимения я, мне, меня.
«Ты – сообщение» содержит местоимения ты, тебя, тебе. Содержит выпад, обвинение, критику ребенка. В ответ на них ребенок обижается, защищается, дерзит.»А что я такого сказал/сделал?»
Преимущества «Я – сообщение»:
Позволяет выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме. Нельзя подавлять вспышки гнева. Раздражения, что бы избежать конфликтов. Ребенок все равно понимает, какие чувства мы испытываем в данный момент. Он в свою очередь может обидеться, замкнуться или пойти на открытую ссору.
«Я – сообщение» дает детям ближе узнать нас взрослых. Мы закрываемся от детей своим авторитетом, и дети поражаются узнав, что мы можем вообще что то чувствовать.
Когда взрослые искренне выражают свои чувства, дети искренне выражают свои. Таким путем взрослым гораздо легче узнать о чувствах и потребностях ребенка.
Высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность выбора. И тогда дети начинают учитывать наши желания и переживани
·я

Ошибки.
1.Нельзя начиная«Я – сообщение» заканчивать « Ты - сообщением»
«Мне не нравится, что ты такая неряха.» « Меня раздражает это твое хныканье»
Надо использовать безличные предложения.
«Мне не нравится, когда за стол садятся с грязными руками» «Меня раздражает, когда дети хнычут»
2. Боязнь выразить чувства истинной силы.
3. Необходимо называть исходные чувства.
Если вы почувствовали гнев, подождите и постарайтесь понять исходное чувство. Его и называйте в разговоре с ребенком.
Если нагрубил – обида.«Мне больно и обидно»
Слышите много нелестных слов – горечь.«Я очень огорчен тем, что услышал»
Сильно опоздал – переволновались. «Слава богу! Ты цел! Я так волновалась!»
Ситуации.

Ваши чувства
Ваши слова

Вы который раз зовете ребенка за стол. Он отвечает «Сейчас», - и продолжает заниматься своими делами

Да сколько же раз тебе надо говорить!
Я начинаю сердиться. Когда приходится несколько раз говорить одно и тоже.
Меня сердит, когда ты не слушаешься.

У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает

Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.
Не мешай разговаривать.
Ты не можешь заняться чем – нибудь другим, пока я разговариваю?

Вы приходите усталая. У ребенка гости, музыка, веселье. На столе грязная посуда.

Тебе не приходило в голову, что я могу быть усталой?
Уберите за собой посуду.
Меня обижает и сердит, когда я прихожу домой усталая и застаю дома беспорядок.

Вы входите в комнату(9 этаж) и видите своего ребенка сидящим на подоконнике открытого окна.






Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщайте о себе, о своем переживании. А не о нем. Не о его поведении.