Родительское собрание «Мир «особого» ребенка. Как помочь ребенку-инвалиду преодолеть трудности социализации?»
Тема родительского собрания:
«Мир «особого» ребенка. Как помочь ребенку-инвалиду преодолеть трудности социализации?»
Подготовила педагог-психолог: Миленко Елена Анатольевна
Цель: Социализация детей-инвалидов в условиях образовательной школы, через создание ситуации успеха и благоприятного психологического климата.
Форма проведения: групповое занятие с применением психолого-педагогических технологий.
Предполагаемый психологический результат: оптимистический взгляд родителей на жизнь, сменил пессимистические установки, связанные с заболеванием ребенка на жизнеутверждающие.
Дети – это чудо природы и работая с ними, мы приносим радость, счастье, открытие нового. Очень важно заложить в них ростки будущих побед, успехов и открытий.
Семья – это первый социальный институт в жизни ребенка. Именно здесь складываются его первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества, но не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить эти потребности ребенка. Это бывает в том случае, когда в семье рождается ребенок-инвалид.
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития “особого” ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто семьи распадаются (70%), мама одна взваливает всю тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи. В нашей школе 90% полных семей детей-инвалидов.
Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния родителей, когда в семье появляется особый ребенок.
1-я фаза – шок, растерянность, беспомощность, страх, возникновение чувства собственной неполноценности.
2-я фаза – “неадекватное” отношение к дефекту ребенка, характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, это является своеобразной защитной реакцией.
3-я фаза – “частичное осознание дефекта ребенка”, сопровождаемое чувством “хронической печали”, депрессивное состояние, которое является следствием постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, отсутствием у него положительных изменений в развитии.
4-я фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванного принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и следование их рекомендациям.
Семьи с такими детьми переживают страх, неуверенность, пессимистичные взгляды на будущее ребенка довольно долгое время. Чтобы выйти из длительной психотравмирующей ситуации, семье имеющей ребенка-инвалида, необходимо специальная помощь специалистов, поддержка родных, близких и окружающих. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизирующий фактор. Если ребенок обучается в школе, семья взаимодействует с педагогами, социальными работниками, психологом, детским коллективом в хотя бы небольшом размере.
В нашем обществе инвалиду трудно войти в социум, а социуму трудно принять инвалида. Но вместе с тем развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Дети-инвалиды также нуждаются в общении, как и здоровые дети. Родители часто стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык. В будущем это может стать причиной, развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить контакт, построить дружеские отношения.
Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребенок ходит учиться. Это еще и особый мир детства, в котором ребенок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует свое мнение, отношение к кому-либо или чему-либо.
Наша школа обучает 7 детей-инвалидов, каждый из них имеет разный диагноз, поэтому нужен индивидуальный подход к каждому ребенку, но есть и общее это общение с одноклассниками и педагогами, дети, у которых повышенная утомляемость, слабость предложено посещать 1 раз в неделю комнату психологической разгрузки каждый четверг. Из них 5 детей посещают школу. Каждому ребенку-инвалиду приходиться адаптироваться в школьном коллективе. Для этого проводится анкетирование, чтобы узнать благоприятный климат класса. Ситуация успеха, созданная в классе, позволяет детям-инвалидам настроиться на плодотворную работу. Ребенок уверен в том, что все у него получится. Пусть не сразу, но получится. Это позволяет сохранить психическое здоровье. С новыми душевными силами взяться за трудное дело учения. Индивидуальные занятия, тренинги, групповые упражнения проводятся с ребенком – инвалидом в классе по мере необходимости. Школьные страхи, неуверенность в собственных силах, присутствующие у некоторых детей-инвалидов, постепенно уходят. Ведь рядом понимающие взрослые, доброжелательные одноклассники.
Два ребенка-инвалида посещают и обучают педагоги школы. Один раз в месяц посещают социальный педагог и психолог или дети посещают комнату психологической разгрузки последний четверг месяца. Это позволяет целенаправленно вести наблюдение за психическим здоровьем детей, гибко реагировать на различные его изменения. Проводить индивидуальные занятия, тренинги, упражнения.
Важной формой взаимодействия семьи в нашей школе является индивидуальная работа с каждым родителем. Изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми мы намечаем конкретные пути совместного воздействия на ребенка.
Наша школа изучает семейную микросреду ребенка-инвалида. Для этого проводим диагностико-аналитическую работу с взрослыми. Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями, уровень воспитательного потенциала родителей, сведения о ребенке, характер заболевания ребенка. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье. Поэтому важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В разговоре ребенка с родителями можно узнать много нужной информации, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Посещение позволяет педагогу-психологу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Кроме того, такая форма работы дает возможность общаться не только с матерью, отцом, самим ребенком, но и с другими членами семьи, которые принимают участие в его воспитании.
Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями и детьми в нашей школе являются консультации. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Давая консультации, педагог отвечает на вопросы родителей и детей, стремится дать им квалифицированный совет.
Групповые родительские собрания в нашей школе – это действенная форма работы педагогов, психолога с коллективом родителей, организованного для ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста. Если собрания проводятся в удобное для родителей время и организованы интересно, то его участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Повышает активность родителей на собраниях участие детей. Это может быть развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности. Если собрания проводятся в удобное для родителей время и организованы интересно, то его участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом.
Работа с родителями и детьми-инвалидами – одно из важных и актуальных направлений деятельности нашей школы. Это помогает нам решать цели и задачи социализации и адаптации детей в обществе. Взаимодействуя с педагогами, психологом, родители пополняют свои психолого-педагогические знания, меняют свои взгляды на воспитание детей, гармонизируют их душевное состояние. Наш опыт работы показывает, что у многих родителей появились довольно оптимистические взгляды на жизнь, сменились пессимистические установки, связанные с заболеванием ребенка на жизнеутверждающие.