Родительское собрание Как общаться с ребенком с нарушением слуха

Дата проведения
Форма работы с родителями
Мероприятие
Цель

Сентябрь
1 неделя

.  Родительское собрание

Как общаться с ребенком с нарушением слуха
ознакомить родителей с особенностями детей с нарушениями слуха, организацией занятий дома с детьми раннего и дошкольного детства.


Октябрь
1 неделя


Консультация для родителей
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха раннего детства.
формирование у родителей понятия о нарушении слуха; содействие родителям в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха

Октябрь
3 неделя

Консультация для родителей

. Роль игровой деятельности в обучении детей с нарушениями слуха
ознакомить родителей с ролью игровой деятельности в обучении дошкольников с нарушениями слуха.


Ноябрь
1 неделя
Консультация для родителей.

.


Домашняя игротека.
раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, она имеет особое значение во всестороннем развитии и воспитании при целенаправленном и умелом руководстве взрослого.


Декабрь
2 неделя
Беседа с родителями.

Нарушения эмоционально-волевой сферы.
раскрыть причины нарушения эмоционально-волевой сферы.


Январь
3 неделя

Консультация для родителей.


Обучение ребенка общению с незнакомыми людьми. Дети и безопасность.
предоставить родителям информацию о безопасном общении детей с незнакомыми на улице. Предложить несколько правил «Если ребенок потерялся».


Март
1 неделя
Родительское собрание.


Развитие речи детей раннего возраста с нарушениями слуха.
предоставить родителям информацию о проблемах развития речи детей с нарушениями слуха. Раскрыть педагогическое значение развития речи. Предложить упражнения для развития речи.


Апрель
1 неделя
Консультация для родителей

«Здоровье ребенка в наших руках».
дать информацию о профилактике психического и физического здоровья ребенка.


Апрель
4 неделя

Обучающий тренинг для родителей

«Я и моя семья».
создать коллектив понимающих [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], живущих интересами ребенка, не подавляющего его инициативы.


Май
2 неделя

Обучающий тренинг для родителей

«Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей»
создать психологически комфортную обстановку в семье ребенка с нарушениями слуха
































Родительское собрание
Тема: Как общаться с ребенком с нарушением слуха
Как общаться с ребенком с нарушением слуха

Цель: ознакомить родителей с особенностями детей с нарушениями слуха, организацией занятий дома с детьми раннего и дошкольного детства.

Повестка дня
1. Правила общения со слабослышащим ребенком
2. Организация занятий с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха дома
3. Занятия с ребенком младенческого и раннего возраста с нарушением слуха в семье
4. Занятия с глухим ребенком в семье
5. Советы сурдопедагога Что делать, если.


1.Вот несколько основных правил вашего общения с ребенком:
Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова.
Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ.
Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко. Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко это чисто слуховое восприятие, губы это слухо-зрительное восприятие.
Нельзя внезапно появляться перед плохослышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.
Более конкретные указания дадут врач-сурдолог, а также специалисты по обучению слабослышащих детей.

2. Организация занятий с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха дома

После выявления нарушений слуховой функции у ребёнка, оказывается, недостаточно просто установить слуховой аппарат или вставить имплант в ухо, нужно сразу же приступить к коррекции отклонений в развитии.
Дома с ребенком необходимо проводить систематическое занятия, в содержание которых включается работа по общему развитию, а также специальные игры и упражнения по развитию речи, слухового восприятия.
Длительность занятий и их количество зависят от возраста ребенка, его психофизического состояния. Занятия проводятся в течение дня несколько раз, в периоды бодрствования ребенка. Специалисты рекомендуют с детьми до года проводить три занятия по 3-5 мин; до двух лет - 2-3 занятия по 10 мин; от двух до трех лет - 15-20 мин. Занятия, как правило, проводятся в первой половине дня и после дневного сна. Занятия по различным направлениям работы чередуются. Нужно определить места проведения занятий: на ковре, в игровом уголке, некоторые -за столом.
Подробно проконсультировать родителей по вопросам организации занятий в семье с не слышащим ребенком должен сурдопедагог.

3. Занятия с ребенком младенческого и раннего возраста с нарушением слуха в семье

Важнейшим условием развития слуха ребенка является раннее использование слуховых аппаратов, пользуясь которыми ребенок будет воспринимать некоторые громкие бытовые звуки, особенно при привлечении взрослым внимания к ним. Ношение аппарата будет улучшать гуление, лепет ребенка в процессе общения взрослых с ним. С малышами начинают проводить и специальные упражнения, направленные на умение реагировать на свое имя, на звучание игрушек, определять направление звучания (поворачивать голову на звук), слушать лепетные слова.
Занятия с ребенком младенческого возраста направлены на развитие зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого, его речи, предметах. В процессе занятий у ребенка формируется потребность в общении со взрослым, развивается способность подражать предметным и речевым действиям взрослого. У ребенка должны появляться голосовые реакции, лепет, понимание значений некоторых лепетных и полных слов. Обязательно должны включаться упражнения по развитию движений, действия с предметами и игрушками, игры и упражнения по развитию восприятия (зрительного, тактильно-двигательного), вибрационной чувствительности, ознакомление с окружающими предметами.
Целесообразно с первого года жизни вести и систематическую работу по музыкальному воспитанию ребенка с нарушенным слухом.
Более систематическая работа начинается на втором году жизни ребенка. Его надо учить различать лепетные и полные слова, обозначающие знакомые предметы. Малыша учат слушать с аппаратом и без аппарата. Постепенно следует увеличивать расстояние, на котором звучат слова. Работа по развитию слухового восприятия тесно связана с формированием прозносительной стороны речи: малыша побуждают повторять услышанные слова. Постепенно увеличивается число слов и фраз, предъявляемых на слух. Параллельно дети знакомятся с музыкальными игрушками, учатся различать их звучание.
Одновременно со специальными занятиями по развитию слухового восприятия детей учат реагировать и понимать значение различных бытовых шумов, звуков природы, сигналов транспорта. Развитию слухового восприятия способствует прослушивание грампластинок или аудиозаписей с исполнением детских песенок, музыкальных пьес. Взрослый вместе с ребенком двигается в такт музыке, побуждает его самого выполнять танцевальные движения.


4.Занятия с глухим ребенком в семье

Многие родители не делают попыток разговаривать с глухим ребенком, оправдывают себя тем, что он не слышит, и говорить с ним бесполезно. «Все равно он ничего не поймет», - думают родители. Это неверно. Глухие дети могут с раннего детства приобретать навык понимания речи путем чтения с губ. Чем раньше ребенок привыкает смотреть на губы и узнавать по ним знакомые слова и фразы, тем прочнее будет этот навык в старшем возрасте, тем легче для него станет общение с окружающими, тем лучше будет развиваться его речь, т. к. прежде чем научиться говорить, он должен понимать речь.
Маленькому ребенку нельзя давать слова, фразы, оторванные от связанного с ним действия или предмета. Необходимо закреплять эти слова в игровой деятельности.
Если слышащие родители сами занимаются и общаются с глухим ребенком, - правильно и активно, - то результаты будут отличными. Особенно, если это делается в содружестве с квалифицированным сурдопедагогом.
Родители должны понимать, что только слуховых аппаратов (или КИ) недостаточно для полноценного развития глухого ребенка. Слуховые аппараты (или КИ) не превращают глухого ребенка в нормально слышащего. Глухого ребенка надо знакомить с окружающим миром и со словами, обозначающими то или иное в окружающем мире, надо его учить слышать и говорить.
Задача родителей глухого ребенка использовать все жесты для того, чтобы дать словесное обозначение просьбы, желания и мысли ребенка. Нужно приучить глухого ребенка смотреть в лицо, губы говорящего с ним человека. Никогда словесная речь не будет развиваться у глухого ребенка, если он не считывает ее с губ окружающих.
5. Советы сурдопедагога Что делать, если.
 Если врач-отоларинголог установил точный диагноз – глухота или тугоухость – нужно брать себя в руки и немедленно начинать действовать. Безусловно, это трагично. Но не смертельно.
Не слышащие люди живут, получают образование, адаптируются в социуме и заводят семьи точно так же, как и все прочие. А ваша задача – сделать все, чтобы эту адаптацию к звучащему миру максимально облегчить.
Во-первых, нужно как можно раньше подобрать ребенку слуховой аппарат. Абсолютная глухота встречается очень редко, часто дети обладают остаточным слухом, который можно усилить при помощи сурдопротезирования.
Основная проблема не слышащего ребенка – в неспособности нормально воспринимать и понимать речь а, значит, и говорить самому. На помощь придут сурдопедагоги. Но и самим родителям надо усиленно заниматься с малышом дома. Необходимо постоянно эмоционально общаться с ребенком, создать у него привычку к общению.
Чтобы сформировать понятийный аппарат, постоянно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с игрушками и другими предметами обихода. Подносите игрушку близко к губам и несколько раз называйте ее так, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию. Создавайте игровые ситуации, в которых малыш мог бы сам вычленять отдельные действия и называйте их: спать, кормить, бежать, мыть и т.п. Добивайтесь того, чтобы ребенок произносил слова сам. Не столь важно, что произносить он их будет неверно, с ошибками, с необычными интонациями. Важно, чтобы у ребенка формировались понимание речи и навык ее использования. Далее начинайте осваивать фразовую речь, слова в связках с другими: папа пришел, мама готовит, мячик лежит и т.п.
Обязательно включайте ребенка в детский коллектив. Объясните детям и их родителям, что ваш малыш не слышит, но зато умеет хорошо рисовать, быстро бегать, лазить, клеить и т.п. Принимайте участие в играх, налаживайте отношения между детьми, учите вашего ребенка понимать происходящее по жестам, выражению лиц, объясняйте правила игр.
Своевременная помощь не слышащему ребенку отчасти компенсирует этот недостаток и закладывает фундамент полноценной жизни в будущем.

Заголовок 1 Заголовок 415