Родительское собрание по теме “Что такое дисграфия и как помочь ребёнку – дисграфику?”


Родительское собрание  по теме “Что такое дисграфия и
как помочь ребёнку – дисграфику?”
Дата проведения: 23.03.2017 г.
Место проведения: МКОУ НОШ «Радуга»
Подготовила и провела учитель-логопед Голованова Ю.А.
Уважаемые родители!
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с письменной речью. Дети оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с другими предметами. Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма.
Выделяют 5 форм дисграфии:
1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Другими словами, пишет так, как произносит.
2. Акустическая форма дисграфии.
Эта форма проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие, свистящие – шипящие, а также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки: пропуски букв и слогов, перестановка букв и (или) слогов, недописывание слов, написание лишних букв в слове.
4. Аграмматическая дисграфия.
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
5. Оптическая дисграфия.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Наиболее часто встречающиеся ошибки на письме: недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент, зеркальное написание букв.
Для формирования полноценных навыков письма, необходима систематическая, ежедневная работа. С ребенком необходимо заниматься ежедневно, даже если занятие будет длиться 10-15 мин. Очень важен положительный настрой ребенка на занятие. Убедите его, что такие занятия, необходимы ему для того, чтобы он вырос грамотным и успешным человеком в будущем.
Начните работу дома с 1-2 упражнений. Не перегружайте ребенка. Обязательно хвалите  за правильно выполненные задания, радуйтесь вместе с ним его маленьким победам!
Спасибо за внимание!