Конспект урока по теме Виды глагола 5 класс

Конспект урока по теме « Виды глагола» ( 5 класс)

Тема: ВИДЫ ГЛАГОЛОВ
Тип урока: изучение новой темы
Цели:
Обучающие:
- познакомить обучающихся с глаголами совершенного и несовершенного вида, видовыми парами;
- формировать умение владеть способом действия по распознаванию вида глагола;
Коррекционные:
- повышать познавательную активность обучающихся на уроках русского языка;
- развивать внимание;
- развивать мышление;
- развивать устную речь обучающихся;
Воспитательные:
- воспитание любви к русскому языку;
№ этапа
урока
ХОД УРОКА
Время, ФИ обуч-ся

1.




2.









3.











































4.































































5.














6.














7.

























































8.








9.








10.

Организационный момент
Рапорт
Приветствие


Проверка домашнего задания

2 ученика записывают глаголы с ТСЯ, ТЬСЯ
( домашнее задание на карточке: запишите глаголы в 2 столбика с ТСЯ, ТЬСЯ
Пар расстилается, свет разливается, долго купаться, не успела оглянуться, лес улыбается, сильно влюбиться.

Разминка
- Ребята, отгадайте загадку, которая записана на доске:
Что без меня предметы?
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сды
И хле в полях рстёт.

- О какой части речи эта загадка? (о глаголе)

- Запишите в тетрадь слова с пропусками и объясните правописание этих слов.
( в слове САДЫ – безударная гласная А, проверяемая ударением САД,
В слове ХЛЕБ – согласную можно проверить поставив после неё гласную ХЛЕБА,
В слове РАСТЁТ корень с чередующимися гласными О/А в корнях РАСТ, РАЩ, РОС, перед СТ и Щ пишется буква А)

- А сейчас давайте поиграем (фонетическая разминка). На доске записаны слова. В каждом слове нам нужно найти звук по его характеристике.
Первое слово «ВАРИТЬ». Запишите букву, которая обозначает звонкий согласный звук (В).
Второе слово «ПРИДЁТ». Запишите букву, которая обозначает безударный гласный звук (И).
Третье слово «ДАТЬ». Запишите букву, которая обозначает звонкий согласный звук (Д).

- Какое слово у нас получилось? (вид)

- Вот мы и подошли к теме нашего урока.

Напишите в тетрадях число, классная работа и тема урока «Виды глагола».

Изучение нового материала

Работа с учебником

- Откройте учебник на стр. 253. -Прочитаем задание под звездочкой. Итак, перед нами две предложения
« Дети решали задачу», « Дети решили задачу».

- Как вы думаете к какой картинке относится предложение «Решили задачу»?

- Как вы это поняли? ( ребята радуются от того, что сделали задачу).

- На какой вопрос отвечает глагол РЕШИЛИ ? ( что сделали?)

- Глаголы, которые отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАЛИ? Обозначают законченное (сделанное) действие – это глаголы совершенного вида.

- На какой картинке дети РЕШАЛИ
ЗАДАЧУ?

- Как вы догадались? (дети делают задачу)

- На какой вопрос отвечает глагол РЕШАЛИ (что делали?).

- Глаголы, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЛИ? Обозначающие незавершенное действие – это глаголы несовершенного вида.

Наблюдение ( презентация)
Ребята, сегодня нам прислали видеописьмо два братца глагола.
Давайте его посмотрим.

А) ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ СЛАЙД
- Знакомьтесь, первый брат (учитель читает стихотворение о глаголе совершенного вида).

Б) ТРЕТИЙ СЛАЙД
- Обратите внимание, на какие вопросы отвечает глагол совершенного вида? С какой буквы начинается вопрос ( с буквы С).

- С глаголом совершенного вида мы познакомились, теперь посмотрим на глагол несовершенного вида.
В) ЧЕТВЕРТЫЙ, ПЯТЫЙ СЛАЙД
- (Учитель читает стихотворение о глаголе несовершенного вида).
Г) ШЕСТОЙ СЛАЙД

- Посмотрите, на какие вопросы отвечает глагол несовершенного вида? (что делать?

- Обратите внимание, что в вопросе нет буквы С.

ВЫВОД: давайте еще раз повторим, с глаголами какого вида мы познакомились сегодня (совершенного и несовершенного).
- На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида? (что сделать?)
- Глаголы несовершенного вида? ( что делать?).

Физическая разминка

- Мы хорошо поработали, теперь немного разомнемся. Вставайте рядом со своими партами.
- Скажите, что обозначает глагол? (действие)
- Я буду называть вам действие, а вы мне его показывать.
«ПЛАВАНЬЕ, БЕГ, БОКС, ШТАНГА»
- Молодцы! Садитесь на свои места и внимательно посмотрите на экран.

Закрепление изученного материала.

Игра «Золушка»
Все вы знаете сказку про Золушку. Для того, что бы попасть на бал, Золушке нужно было перебрать крупу.
- Помните, кто помогал Золушке перебирать крупу ( голуби, фея)
- Мы тоже будем помогать Золушке, только разбирать будем глаголы совершенного и несовершенного вида. Задание будем выполнять по вариантам (1в – 1,3,5 ряд; 2в – 2,4,6 ряд) Из данных на слайде глаголов, первый вариант выписывает глаголы совершенного вида, второй – несовершенного ( на доска записываем «Глаголы сов.в.», «Глаголы несов.в.»)
- Проверим, что у вас получилось.
( 1 ученик зачитывает глаголы сов.в., другой несов.в.)
- Молодец, правильно справился с заданием. Посмотрите, ребята, все правильно выписали глаголы сов.в. (несов.в.).

- Ребята, я не случайно называла глаголы совершенного и несовершенного вида братьями. Дело в том, что глаголы близкие по значению, но разные по виду, могут образовывать видовые пары.

- Например, глагол ПИСАТЬ ( что делать?) Какого он вида? ( несов.в., обозначает действие, которое не закончено).

А глагол СПИСАТЬ ( что сделать?) Какого вида? (сов.в., обозначает законченное действие).
Эти глаголы обозначают одно и то же действие, но один из них совершенное, а другой несовершенное действие – они образуют видовую пару.
- Из записанных вами глаголов, подберите видовую пару к глаголу ИДТИ, БЕЖАТЬ.
Вывод: еще раз вспомните, ребята, какие виды глаголов вы знаете? (сов., несов.)
- На какие вопросы отвечают глаголы сов.в.? несов.в.?
- Правильно, молодцы.

Рефлексия

- А теперь ответьте мне на вопрос, что нового вы узнали на уроке?
( глаголы бывают сов., несов. вида и образуют видовые пары).
- Что понравилось вам на уроке (загадка, стихи, игра).

Домашнее задание

- Прочитайте параграф 111 и выполните упражнение 645. Из текста, выпишите глаголы парами (сов. несов.в.), поставьте к глаголам вопросы, определите их вид.

Подведение итогов, выставление оценок.
Резервные задания:
- Придумайте, к глаголам ЛЕТЕТЬ, СМОТРЕТЬ видовую пару.
- Подумайте и запишите 3 глагола совершенного и 3 глагола несовершенного вида.