ГЛАГОЛ Виды глагола Спряжение глагола


Краткосрочный план урока русского языка в 6 классе
Тема урока
ГЛАГОЛ Виды глагола Спряжение глагола
ссылкиУчебная программа МОН РК, ИМП, календарно-тематическое планирование.
Цели Знать определение глагола,уметь выделять глагол из других частей речи, определять спряжения, знать признаки,по каким определяют спряжение глагола, разделять глаголы на виды, определять время глагола, развивать коммуникативные способности, работая в группах и парах, развивать устную речь
Ключевые идеи Участие в диалоге способствует развитию коммуникативных способностей, взаимообмену информации, способствует обучению и когнитивному развитию (Мерсер и Литлтон), развитие мышления и речи в результате социального взаимодействия…, имеющими конкретные цели; способности принимать решение , способность к совместной деятельности
Конкретный результат обучения Знают и определяют глагол, выделяют глагол из других частей речи, определяют спряжения, знают признаки, по каким определяют спряжение глагола, определяют морфологические и синтаксические признаки глагола, развивать коммуникативные способности, работая в группах и парах, развивать устную речь
ресурсыУчебник,, текст рассказа, флипчарт, словари, фломастеры, ИКТ.
Результаты обучения А Знают и определяют глагол, выделяют глагол из других частей речи, определяют спряжения, знают признаки, по каким определяют спряжение глагола, определяют морфологические и синтаксические признаки глагола, развивать коммуникативные способности, работая в группах и парах, развивать устную речь,. Выполняют тест
Результаты обучения Б Знают и определяют глагол, выделяют глагол из других частей речи, определяют спряжения, знают признаки, по каким определяют спряжение глагола, определяют морфологические и синтаксические признаки глагола, развивать коммуникативные способности, работая в группах и парах, развивать устную речь, выполняют тест
Результаты обучения С Дают определение глаголу, умеют пользоваться алгоритмом для определения морфологический и синтаксических признаков глагола, находят способы правильного решения теста через коммуникации
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность ученика
I. Организационный момент.
Психологический настрой на урок.
Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.
Формула удачи: Улыбка - настроение - вера в себя - результат.
Настраиваются на урок
Проверка домашнего задания Взаимопроверка домашней работы(работа в парах)
II. Распределение по группам.
На столах у вас карточки, выберите любую и правильно выполните задание (задания разные).
Варианты заданий:
Ве . т, стел . шь, бор . тся, помога .т, срыва . т, руб . т, кле . т.
Или: слитно или раздельно?
(Не) был, (не) навидеть, (не) хотел, (не) бросит, (не) увидишь, (не) домогать,
(не) жила.
И т.д.
(Учащиеся выполняют задания и сдают учителю).
Затем учащиеся должны сесть за тот стол с табличкой, на котором указана тема выполненной карточки.
Темы:
Не с глаголами.
Правописание -тся и -ться в глаголах.
Гласная перед суффиксом Л в прошедшем времени.
Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения.
Обсудите в группе правило на вашу тему, а затем представитель каждой команды должен проговорить правило всему классу.
4. Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения.
Если у глагола безударное личное окончание, нужно:
1) поставить глагол в неопределенную форму.
2) Определить какая гласная стоит перед –ТЬ.
а) ко II спряжению относятся все глаголы на ить (кроме брить, стелить)
б) 7 глаголов на –ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;
в) 4 глагола на –АТЬ: держать, слышать, дышать, гнать.
Все остальные глаголы (на -ЕТЬ, -АТЬ, -ЯТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ЫТЬ относятся к Iспряжению).
Глаголы I спряжения имеют окончания – -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют;
II спряжение - -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.
Защищают работы, приводят примеры, записывают в тетради
VI. Определение темы, цели урока.
Как вы думаете, какова будет тема урока, и чем мы будем заниматься, исходя из проделанной работы?
(учащиеся записывают в тетради число, классная работа, повторение).
Глагол – это весенняя часть речи,Она заставит действовать нас всех,Читать, писать, играть – и обеспечитВ конце урока непременно нас успех.
Эпиграф нашего урока - слова Л.Н. Толстого:
“Глагол является основой языка.Найти верный глагол для фразы -значит, дать движение фразе”.
Русский язык чрезвычайно богат глаголами. В русском языке 40% слов существительные, 35% глаголы.
V. Игра “ Не прерви цепочку”.
Итак, основные правила, в которых мы часто делаем ошибки – повторили, а сейчас систематизируем материал по теме “Глагол” при помощи игры “Не прерви цепочку”:
Встали ровненько, красиво; отвечаем быстро, чётко и ясно.
1. Что обозначает глагол? (действие)
2. На какие вопросы отвечает? (что делать? что сделать?)
3. Как изменяется глаголы? (по временам)
4. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются … (по лицам и числам)
5. В Прошедшем времени … (по родам (в ед.ч.) и числам)
6. В предложении глагол обычно бывает … (сказуемым)
7. Назови вопросы совершенного и несовершенного вида? (что сделать? …, что делать?)
8. Как пишется глагол ненавидеть с НЕ? (слитно)
9. Пишется или нет в Н.Ф. после буквы Ч – мягкий знак? (да)
10. Какие окончания имеет глагол в неопределенной форме? (-ТЬ, -ТИ, и нулевое окончание в глаголах на -ЧЬ)
11. Какая буква пишется в корне слова расстилать и почему? (и - суффикс -а)
12. Назови суффикс глагола прошедшего времени? (суффикс -л)
13. Изменение глагола по лицам и числам – это … (спряжение)
14. Какое окончание у глагола зависит? (ит) бреет? (ет) стелешь? (-ешь)
15. Во 2 лице единственного числа пишется мягкий знак? (да) Приведи пример.
16. Продолжите цепочку: -Бер- - -бир-…(-пер-пир, дер-дир, тер-тир, мер-мир, стел- стил, блест-блист). Объясните данную орфограмму.
Записывают информацию в тетрадь, слушают стихотворение. Определяют тему урока: закрепление данных о глаголе
Отвечают на вопросы, играют в игру ЦЕПОЧКА
Подведение итогов игры: Ребята, с какой целью мы проводили данную игру? (обобщить и систематизировать знания по теме “Глагол”) Заполнение рефлексивной таблицы
IX. Тест по теме “Глагол”. Учащиеся работают самостоятельно.
1. Продолжите фразу. Глагол – это часть речи, которая обозначает:
а) действие;
б) признак действия;
в) предмет;
г) признак предмета.
2. Глаголы отвечают на вопросы:
а) Кто? Что?;б) Какой? Какая? Какое?;в) Что делать? Что сделать?;г) Что делать? Как сделать?
3. Глаголы изменяются:
а) по падежам;
б) по временам;
в) по месяцам;
г) по часам.
4. Глаголы изменяются по лицам и числам:
а) в прошедшем, будущем и настоящем времени;
б) в прошедшем и будущем времени;
в) в настоящем и будущем времени;
г) в прошедшем и настоящем времени.
5. Глаголы изменяются по родам (в единственном числе) и числам:
а) в прошедшем, будущем и настоящем времени;
б) в прошедшем времени;
в) в будущем времени;
г) в настоящем времени.
6. В предложении глагол обычно бывает:
а) подлежащим;
б) сказуемым;
в) дополнением;
г) обстоятельством.
7. Изменение глаголов по лицам и числам называется:
а) склонением;
б) спряжением.
8. Найдите строку, где написаны глаголы только I спряжения:
а) работать, стелить, открыть;
б) умывать, терпеть, дышать;
в) купить, летать, темнеть;
г) писать, горевать, догнать.
9. Найдите строку, где написаны глаголы только II спряжения:
а) присесть, ловить, задержать;
б) брить, видеть, вечереть;
в) обидеть, услышать, заплатить;
г) подпрыгнуть, краснеть; встречать.
 10. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
За один раз дерева (не) сруб..ш..
Наперед (не) знаешь, где найдеш.., где потеря..ш..
За двумя зайцами погон..ш..ся, ни одного не пойма..ш..
Грамоте учит..ся – всегда пригодит..ся.
Лодырю всегда (не)здоров..т..ся.