Рабочая программа кружка Экзамены? Экзамены! Экзамены… (8 касс)


РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО
к утверждению на заседании МО учителей
гуманитарного цикла
Протокол №1
от «27» августа 2016г.
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ
с. Мокрое
__________Кирсанова И. А./
ФИО
«31» августа 2016г.
УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ СОШ
с. Мокрое № 256
от «31» августа 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Шовского филиала
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы села МокроеЛебедянского муниципального района Липецкой области
Манузиной Антонины Ильиничны
(I квалификационная категория)
КРУЖОК
«Экзамены? Экзамены… Экзамены!
в 8 КЛАССЕ

2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа от 05 марта 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов» с изменениями от 31. 01. 2012г. № 69;
- учебного плана МБОУ СОШ с. Мокрое на 2016-2017 учебный год;
- календарного учебного графика МБОУ СОШ с. Мокрое на 2016-2017 учебный год;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ с. Мокрое, реализующего образовательные программы общего образования.
Рабочая программа предназначена для подготовки восьмиклассников к сдаче экзамена по русскому языку в формате ОГЭ. Вид программы – предпрофильная. Тип программы – межпредметная. Программа состоит из 3 разделов - взаимосвязанных, но законченных модулей. Изучение каждого модуля подготовлено знаниями базовых курсов.
Модуль 1. Интенсивный курс обучения правописанию. В основу положена методика Т. Я. Фроловой, позволяющая при изучении русского языка сосредоточить усилия на ускоренном формировании и удержании навыков грамотного письма. На метод выдано авторское свидетельство №105 Международным центром педагогических изобретательств.
Методика Т. Я. Фроловой помогает преодолевать психологическую интерференцию при выполнении письменных работ, руководствуясь рациональными способами и приемами применения проверки орфограмм и пунктограмм в виде схем, таблиц, алгоритмов рассуждения. Учебное пособие «Мы пишем без ошибок» в 3 частях, автор Т. Я. Фролова, Симферополь, «Таврида», 2000г.
Модуль 2. Приемы сжатия текста. Повторяются и закрепляются понятия текст, тема и основная мысль текста, типы речи, стили речи, приемы и способы сжатия текста.
Модуль 3. Рассуждать – значит доказывать. Типичная схема рассуждения. Нетипичные по композиции рассуждения. Аргументы и примеры. Языковые средства логической связи.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в рамках подготовки к сдаче ОГЭ. Содержательной основой является более глубокое осмысление речевой деятельности, культуры речи, обогащение речи изобразительно-выразительными средствами, овладение рациональными приемами и способами решения орфографических и пунктуационных задач.
Данный курс поможет учащимся в развитии функциональной грамотности, в овладении нормами русского литературного языка
Программа представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, содержание учебного курса, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько ученик подготовлен к этому экзамену. Задача данного курса – помочь ученику, творчески овладевая русским языком, расширить и углубить знания о законах языка, совершенствовать лингвистическую компетенцию школьника. Ближайшая цель – помочь сориентироваться для успешной сдачи экзамена в формате ОГЭ, помочь определиться с профилем для обучения в старших классах.
Данный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (русский язык и литература), рассчитан на 35 часов. Курс направлен на углубление и расширение знаний учащихся о тексте, на формирование речетворческих способностей (создание собственного текста), на совершенствование орфографических и пунктуационных навыков на уровне компетенции.
Основными задачами курса являются:
• совершенствование речевой культуры;
• воспитание культурно-ценностного отношения к русской речи;
• привитие желания осознанного владения системой норм русского литературного языка;
• помощь с целью успешной сдачи экзамена по русскому языку в формате ОГЭ.
Основные виды деятельности по освоению курса и формы организации учебного процесса:
- осознанное, творческое чтение текстов разных стилей;
-анализ и интерпретация текстов
- различные виды изложений (подробное, сжатое, выборочное, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание изложений с элементами сочинения;
-написание сочинений-рассуждений по литературным произведениям, на лингвистические темы и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Содержание тем учебного курса.
Введение -1ч
Занятие 1. Вводное. Знакомство со спецификой экзаменационной работы по русскому языку для выпускников 9 классов, критериями оценки каждой части работы. Сообщение целей и задач работы кружка.
Модуль 1: «10 из 39». Ускоренное развитие навыков грамотного письма, 17 часов. (Модифицированная программа Т. Я. Фроловой).
Части речи. Орфография и пунктуация русского языка.
Требования к знаниям: знать морфологию, орфографию, пунктуацию, словообразование, лексику, фонетику, синтаксис.Требования к умениям и навыкам: уметь преодолевать психологическую интерференцию при выполнении письменных работ, руководствуясь рациональными способами и приемами применения проверки орфограмм и пунктограмм в виде схем, таблиц, алгоритмов образцов рассуждения.
Модуль 2: « 7 из 39». Приёмы сжатия текста, 7 часов
Тема и основная мысль текста. Типы речи. Стили речи. Приёмы сжатия текста.
Требования к знаниям: знать типы речи и стили речи, приёмы и способы сжатия текста.
Требования к умениям: владеть навыками и умениями в определении темы и основной мысли текста, в обосновании его стилистической принадлежности и типа речи, знать приёмы сжатия текста, владеть способами сжатия текста.
Модуль 3: «9 из 39». Рассуждать - значит доказывать, 9 часов.
Типичная схема рассуждения. Нетипичные по композиции рассуждения. Аргументы и примеры. Языковые средства логической связи.
Требования к знаниям: знать особенности композиции сочинения-рассуждения, языковые средства логической связи.
Требования к умениям: уметь делить текст на абзацы, составлять план текста, формулировать тезис, грамотно выстраивать аргументацию, различать аргументы и примеры, делать вывод; уметь использовать языковые средства логической связи, средства выразительности.
Обобщение изученного – 1 час
Учебно-тематический план
№ Тема раздела Кол-во часов
1 Введение 1
2 Модуль 1: «10 из 39». Ускоренное развитие навыков грамотного письма.
17
3 Модуль 2: « 7 из 39». Приёмы сжатия текста.
7
4 Модуль 3: «9 из 39». Рассуждать - значит доказывать. 9
5 Обобщение изученного1
Итого 35
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
В результате изучения курса ученик должен:
знать/понимать:
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
активное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Список литературы и средства обучения.
1. Фролова Т. Я Мы пишем без ошибок Интенсивный курс обучения правописанию, части 1-3 для 7-9 классов, Симферополь, «Таврида», 2000г.
2 Цыбулько И. П. ОГЭ, русский язык. Типовые экзаменационные варианты, Москва, Национальное образование, 2017г
Образовательные электронные ресурсы:
http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор». Информация для школьников, абитуриентов и родителей: учебные программы по русскому языку и литературе; методика написания сочинений и различные учебные материалы; полезная справочная информация.
http://www.philolog.ru/ Филолог.ру. Сайт кафедры русской литературы Петрозаводского университета. Сайт предлагает научно подготовленные тексты русской классики, востребованной в университетском и школьном образовании.
http://asa.my1.ru/ Сайт Акимовой С.А. или Филологический калейдоскоп содержит богатую аудиотеку и электронные авторские тесты и презентации.
Календарно – тематическое планирование

п/п Тема занятия Тип занятия Виды и формы контроля Дата Дата
план. факт.
Введение – 1 час
1 Введение. Знакомство со спецификой экзаменационной работы по русскому языку (ОГЭ) урок - лекция анализ демоверсии 05.09 Модуль 1: «10 из 39». Ускоренное развитие навыков грамотного письма - 17 часов
2
Части речи повторит.-обобщающ. распределит. списывание 12.09 3
Ь после шипящих повторит.-обобщающ. выборочн. списывание 19.09 4 О-Ё после шипящих и Цповторит.-обобщающ. письмо с комментированием, тесты 26.09 5
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи повторит.-обобщающ. тестовые задания 03.10 6
Н и НН в прилагательных и причастиях повторит.-обобщающ. тестовые задания № 5 10.10 7 Правописание приставок повторит.-обобщающ. тестовые задания № 4 17.10 8 Корни с чередованием
повторит.-обобщающтестовые задания 24.10 9
Орфограммы на стыке морфем повторит.-обобщающморфемный разбор 31.10 10 Орфограммы в окончаниях обобщение изученногопрактическая работа 14.11 11 Правописание суффиксов повторит.-обобщающтестовые задания 21.11 12
Дефисное написание слов повторит.-обобщающтестовые задания 28.11 13
Отличай от других частей речи повторит.-обобщающпрактическая работа 05.12 14
Отрицательные местоимения и наречия
повторит.-обобщающанализ текстов 12.12
15
Краткие формы повторит.-обобщающтестовые задания 19.12
16
Выделительные знаки препинания (ПО и ДО) повторит.-обобщающтестовые задания № 9 26.12 17
Выделительные знаки препинания (обращения и вводные слова) повторит.-обобщающ тестовые задания № 10 16.01 18
Прямая речь, цитирование. повторит.-обобщающЧасть 15.1 15.2 15.3 23.01 Модуль 2: « 7 из 39». Приёмы сжатия текста - 7 часов
19 Тема и основная мысль текста развитие речи анализ текстов 30.01 20 Типы речи исследован. анализ текстов 06.02 21 Стили речи обобщение изученногоанализ текстов 13.02 22 Приёмы сжатия текста: исключение подробностей, деталей исследован практическая работа 20.02 23 Приёмы сжатия текста: обобщение конкретных, единичных явлений комбинированн. практическая работа. 27.02 24
Приёмы сжатия текста: сочетание исключения и обобщения. развитие речи сжатое изложение 06.03 25
Способы сжатия материала:
- сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
- образование сложного предложения путём слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
- сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
- разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
- перевод прямой речи в косвенную;
- пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
- пропуск предложений с описаниями и рассуждениями. исследован. практическая работа 13.03 Модуль 3: «9 из 39». Рассуждать – значит доказывать - 9 часов.
26
Типичная схема рассуждения повторит - обобщающсочинение-рассуждение 20.03 27
-28
Нетипичные по композиции рассуждения.
изучение нового материала анализ текстов 03.04
10.04 29
Аргументы и примеры изучение нового материала сочинение-рассуждение 17.04 30
31 Языковые средства логической связи комбинированн. анализ текстов 24.04
01.05 32 Сочинение на лингвистическую тему ( 15.1) развитие речи сочинение-рассуждение 08.05 33 Сочинение – объяснение смысла фразы (15.2) развитие речи сочинение - рассуждение 29.1215.05 34
Сочинение – определение понятия (15.3) развитие речи сочинение - рассуждение 22.05 Обобщение изученного – 1 час
35
Обобщение изученного. повторит – обобщающ дискуссия 29.05