Текст:Научно-исследовательская работа по истории на тему: Воскрешение Свято-Михайловского собора. Автор: Ашихмин Данил, ученик 8 Б класса, МБОУ Гимназия № 83г. Ижевск. Руководитель: Балобанова С. А.
Районная научно-практическая конференция
«Я-исследователь»
Секции: История и Обществознание
Исследовательская работа
Тема: «Воскрешение Свято-Михайловского собора»
Работу выполнил:
Ашихмин Данил Иванович
ученик 8б класса
МБОУ «Гимназии №83»
Научный руководитель:
Балобанова Светлана Александровна
Учитель истории и обществознания
Категория: высшая
Ижевск, 2016г.
Содержание.
1. Введение_______________________________________________________3
2. План исследования______________________________________________3
3. История собора_________________________________________________4
1. Создание Свято-Михайловского собора_____________________________4
2. Расширение_____________________________________________________4
3. Пожертвования рабочих и Чарушин________________________________5
4. Освящение. Расширение__________________________________________5
5. Собор-крепость рабочих__________________________________________6
6. Падение стен храма______________________________________________6
7. Начало разрушений______________________________________________7
8. Следующее разрушение__________________________________________8
9. Воссоздание____________________________________________________9
10. Освящение____________________________________________________9
4. Современность________________________________________________10
1. Конверты с собором_____________________________________________10
2. Службы в соборе и его посещение_________________________________11
3. Вопросы интервью______________________________________________11
4. Интервью______________________________________________________11
5. Социологический опрос__________________________________________12
6. Результат опроса________________________________________________12
5. Вывод________________________________________________________13
6. Список литературы____________________________________________14
7. Приложение___________________________________________________15
Введение.
Гипотеза: Свято-михайловский собор — это памятник истории и место пережившее множество событий.Цель: узнать о истории Свято-михайловского собора.
Задачи: посетить архив, собор и узнать из интернета о истории Свято-михайловского собора.Место проведения исследования: Свято-михайловский собор, дом, архив.Предмет исследования: Свято-михайловский собор.Методы исследования: наблюдение, эксперимент, опрос, поиск и систематизация материала по теме (источники: энциклопедии, справочники, Интернет).Практическая значимость работы : работа поможет узнать детям о Свято-михайловском соборе как о памятнике культуры и его истории.
План исследования:
1. Посетить с семьёй Свято-Михайловский собор.
2. Узнать историю создания Свято-Михайловского собора на основе архивных данных и материалов Интернета.
3. Провести социологический опрос.
4. Сделать вывод.
История собора.
Создание Свято-Михайловского собора.
В 1765 году, когда уже полным ходом шло строительство Ижевского оружейного завода и плотины, было устроено первое заводское кладбище. Выбрали самое высокое место. Построили деревянную Свято-Троицкую часовню, которая относилась к первому Ижевскому храму — Пророка Илии. На созданном кладбище около 40 лет хоронили ижевчан. А место это рабочие стали почитать как святое. Затем решили часовню перестроить в храм, что и было сделано впоследствии. В 1784 году храм освятили в честь Святой Троицы.
В 1810 году церковь сгорела во время большого ижевского пожара.
По православной традиции на месте алтаря сгоревшего храма установлен крест под двускатным навесом и с иконкой. Часть могильных плит сохранялась еще до самой революции.
В 1852-м заводские и духовные власти выразили пожелания своих подчиненных о том, чтобы выстроить на Горе, на святом месте бывшего погоста, большую каменную часовню. А перед Александро-Невским собором, который уже был построен и освящен в 1823 году, был поставлен единственный в России памятник великому князю, генерал-фельдцейхмейстеру Михаилу Павловичу Романову (уменьшенную копию Александрийского столпа, памятника его старшему брату, Императору Александру). Площадь Александро-Невского собора стали официально именовать Михайловской, а примыкающую улицу (нынешнюю ул. Ленина) — Нижне-Михайловским проспектом. Идущую кварталом выше улицу (нынешнюю Красно геройскую) стали именовать Верхне-Михайловским проспектом.
Расширение.
Среди ижевчан укрепилось почитание Архангела Михаила — святого покровителя прежнего и нового (Михаила Николаевича) генерал-фельдцейхмейстера — начальника всех оружейных заводов России. В 1855 году на месте прежней Троицкой церкви выстроена в византийском стиле большая каменная часовня 30-метровой высоты. Часовня освящена в честь Архангела Михаила.
В 1876 году духовенство и власти решили строить на месте Михайловской часовни новый храм. Начали сбор средств.
В 1892-м духовенство Александро-Невского собора решило расширить храм, который к тому времени не вмещал всех прихожан. Протоиерей Василий Успенский подписал воззвание к прихожанам о сборе средств на расширение собора. Но расширение Александро-Невского собора так и не было сделано. Решили построить новый собор — на месте Михайловской часовни.
Пожертвования рабочих и Чарушин.
В 1893 году рабочие Ижевского завода приняли решение перечислять на строительство Свято-Михайловского храма 1% от зарплаты. В 1896-м избран строительный комитет храма Михаила Архангела. Проектирование храма решили поручить вятскому архитектору И.А. Чарушину, выпускнику Академии художеств (своих архитекторов к тому времени в Ижевске еще не было).
Архитектор И. А. Чарушин
И. А. Чарушин письменно изъявил «полнейшую готовность принять на себя столь интересный труд» и, вспоминая о предложенном месте закладки, заявил: «Тут прямо просится величавое, художественное, парящее к небу сооружение». Архитектор убедил членов строительного комитета в том, что храм должен быть не византийского стиля, а русского, «в стиле храма Василия Блаженного».
Нужно отметить интересный факт. Строительный комитет 1896 года принял решение о том, что новый собор не должен быть больше Александро-Невского храма. И действительно, Свято-Михайловский собор, несмотря на его внешний размах и величие, вмещал в себя меньше людей, чем Александро-Невский собор. С 1896 по 1897 год были проделаны проектные работы, а в 1897 году торжественно заложено строительство собора. На вершине Горы для этого сошлись крестные ходы из всех ижевских церквей во главе с их духовенством, заводское начальство, члены строительного комитета и тысячи рабочих.
Освящение. Расширение.
Основное строительство здания собора было закончено в 1901 – 1907 годах. Но еще предстояла масса работы по благоустройству храма.
В эти годы Россию стало тревожить революционное безумие. Революционная зараза докатилась и до Ижевска. Под влиянием социалистической пропаганды начались массовые отказы рабочих проводить дальнейшие жертвования на Михайловский храм, его завершение и украшение.
Торжественное освящение главного престола храма Михаила Архангела состоялось 4 ноября 1915. Он открылся в качестве бес приходной церкви Ижевского завода, приписанной к Александро-Невскому собору. Освящение совершил протоиерей Василий Успенский. Открытие и освящение собора приурочили к 100-летию Ижевского оружия.
Собор-крепость рабочих.
Полноценная жизнь собора была очень недолгой. По архивным данным, — всего девять лет, с 1908 по 1917 год. Начались годы кровавого революционного лихолетья. В марте 1917 года, после отречения Императора Николая II, в ходе второй русской революции некоторые представители заводской администрации заключены рабочими под арест в подвалы Михайловского храма. Часть духовенства одобрила свержение самодержавия.
8 августа 1918 года ночью у стен Михайловского храма прошел бой между большевиками и восставшими рабочими. Рабочие победили и держались 90 дней, получив безоговорочную поддержку духовенства и большинства окрестных крестьян, особенно удмуртов. В соборе все эти дни совершались богослужения.
Падение стен храма.
7 ноября 1918 года по настоятельному требованию Ленина восставший Ижевск взят штурмом силами двух красных дивизий (Азинской и Особой Вятской). В полдень отчаянную попытку ижевцев удержаться, бросившись в «психическую» атаку, поддержал звон всех колоколов Михайловского храма. Затем у его стен, по слухам, красные расстреляли несколько сот ижевских рабочих. Расстрелы шли, но не столь кучно и стихийно, а по имевшим видимость «революционной законности» приговорам мест-ной ЧК, причем в более скрытых местах, а не у храма.
10 ноября у Михайловского храма прошел митинг в честь годовщины Октябрьского переворота. С паперти выступали В. М. Азин и другие. Одновременно на церковной территории, более того, демонстративно у главного входа в храм, были захоронены погибшие от рук восставших рабочих и крестьян 19 «красных» (большевиков, максималистов, беспартийных), в том числе продотрядовцы, грабившие удмуртских крестьян. Такой подчеркнуто возвышенный характер захоронения безбожных «красных» приравнял их к особо почитаемым священнослужителям и епископам, что было воспринято верующими как кощунство.
Начало разрушений.
Во время воссоздания собора памятник решили оставить на прежнем месте. В 1919 году в Ижевске побывали белые войска. Под колокольный звон в брошенный большевиками Ижевск вошли воинские части адмирала А. В. Колчака. В. М. Азин, командир одной из штурмовавших Ижевск красных дивизий, лично бил в колокола Михайловского собора, подавая знак для красной артиллерии. Позже, в 1922 году, на стенах храма члены ревизионной комиссии от епархии отметят «следы от снарядов». Кампания по уничтожению собора началась в 1921 году. Подготовку «общественного мнения» начала большевистская газета «Ижевская правда». В эти же дни, в соответствии с программой «красного террора», ижевские большевики расстреляли без суда священников Аркадия Скарданицкого и Михаила Кибардина, диакона Михаила Пикулева, а также многих прихожан Михайловского храма.
В 1922 году под видом «борьбы с голодом» комиссия под руководством И. А. Наговицына (памятник которому стоит в Ижевске и имя которого носит одна из улиц города) произвела изъятие золотой и серебряной утвари из алтаря собора. Вес серебра составил 20 фунтов 61 золотник. В этом же году перед собором Михаила Архангела торжественно похоронен один из главных воинствующих безбожников —бывший руководитель ижевских большевиков и редактор «Ижевской правды» В. А. Шумайлов. Православному Ижевску он был известен тем, что 24 января 1912 года хладнокровно, будучи трезвым, зарезал свою родную мать Дарью Шумайлову. Затем над захоронением В. А. Шумайлова и других безбожников был открыт мемориал. Захоронения здесь продолжались до 1939 года. Всего у собора оказалось 34 захоронения большевиков, могилы же священнослужителей были уничтожены полностью.
В 1926 году по распоряжению митрополита Сергия (Страгородского) будущего Патриарха Московского и всея Руси (с 1943 года), создана Ижевская и Удмуртская епархия. Михайловский собор стал первым кафедральным в ее истории. Свято-Александро-Невский собор с конца 1922 года стал принадлежать обновленческой «Живой Церкви», сотрудничавшей с большевиками.
В 1929 году усиливается кампания по закрытию и уничтожению Михайловского собора и других храмов города. К этой кампании присоединился Союз воинствующих безбожников Удмуртии. Так на Пасху, вечером перед Михайловским собором прошло антирелигиозное карнавальное факельное шествие с участием членов ВЛКСМ, Союза воинствующих безбожников и профсоюзов. Перед собором сжигались иконы и чучела православных священнослужителей. Руководил шествием тов. Куликов. В этом же году начато кощунственное строительство сооружения для нужд городского водопровода. Здесь же построена в 1930 году лаборатория. В 1929–1930 годах рядом с собором было построено также полукруглое здание насосной станции водоканала (ныне Центральная диспетчерская), обращенное главным фасадом на улицу Красноармейскую. Все строительство на данном участке велось без археологического надзора, с разрушением захоронений древнейшего в Ижевске Троицкого кладбища, уже полностью скрытых под культурным слоем. Эти сооружения с водохранилищем до сих пор занимают территорию Свято-Михайловского собора.
В 1929–1930 годах райком ВКП(б) закрывает собор. Ижевчане сильно возмущаются. Из-за страха восстания рабочих власти вновь открывают собор. 24 мая 1931 года арестован епископ Ижевский и Удмуртский Синезий (Зарубин), последний архиерей, которому в 1930–1931 годах несколько раз удалось провести богослужение в Михайловском соборе.
В 1932 году, весной, с Михайловского собора сброшены и отправлены в переплавку все колокола. Сняты также девять больших крестов с глав и восемь малых – с небольших шатров над круговой папертью. По ижевской легенде, человек, спиливавший главный крест, был зарезан после этого в пьяной драке на улице Баранова. По некоторым сведениям, главный крест был продан прорабом какому-то священнику и был поставлен последним на одну из могил Северного кладбища.
Следующее разрушение.
Собор в 1933 году превращен в музей, вокруг этого здания стали насаждать ботанический сад. В апреле 1936 года уничтожен последний приют православной Михайловской общины — храм Илии Пророка на улице Советской, по меридиональной оси, спускающейся от Михайловского собора. Община окончательно распалась, а Михайловский собор утратил композиционную поддержку на средокрестии ижевского «градостроительного креста». Храм снесен якобы ради строительства библиотеки, но на самом деле ее построили значительно севернее и восточнее.
В 1937 году по решению Совнаркома УАССР начато разрушение Свято-Михайловского собора. Кирпичи из разбираемого собора пошли на строительство мединститута. Кстати, изъятие кирпичей обходилось гораздо дороже, чем изготовление новых. При строительстве мединститута перерасход на кирпичи составил 36 409 рублей. В народе этот обычай называли «заготовка кирпича по заветам Ильича». Остальные кирпичи из собора частично были проданы на сторону, частично использованы для достройки здания пединститута (корпус № 2 УдГУ).
В 1938 году доламывается подвальная часть собора. Одновременно были ликвидированы внутри храмовые захоронения священнослужителей. В этом же году в Ижевске расстрелян Архиепископ Сарапульский Алексий (Кузнецов), один из тех, кто в 1920-е годы пытался спасти собор от разграбления и закрытия.
В 1937 году местный архитектор Израиль Геймансон разработал генплан Ижевска, в котором запланировал разрушение собора и возведение на его месте театра.
В декабре 1938 года Совнарком УАССР запросил у Госплана РСФСР разрешение включить в план строительства 1939 года возведение театра на месте собора. Через месяц был получен ответ Госплана: «… не представляется возможным по лимитным соображениям». В послевоенные годы подверглись разрушению остатки цокольного этажа и фундамент собора. На расчищенном месте и по периметру площади собора был разбит сквер.
В 1965 году на месте предполагавшегося театра, в сквере, силами мотозавода (ныне ОАО «Ижевский мота-завод «Аксион-холдинг») был возведен фонтан. Он расположился на месте алтаря придела во имя Святителя и Чудотворца Николая…
Воссоздание.
К началу 1990 года в обществе всё-таки назрела идея восстановления Свято-Михайловского Собора. Деньги на строительство, как и сто лет назад, собирали «всем миром». В 2003 году был заложен первый камень и с этого момента начался кропотливый труд над созданием Свято-Михайловского Собора в его первозданном виде, на историческом месте, то есть все там же, на самой высокой точке города. Строители проводят на своих рабочих местах по 14 часов, темпы работы невиданные. Через три года кропотливой работы здание Собора возведено. В июне 2007 года происходит освящение креста на главном куполе Собора и установка иконостаса.
Освящение.
5 августа 2007 года в Ижевске было совершено освящение главного престола и всего собора в честь святого Архистратига Божиего Михаила. Чин освящения совершил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент в со служении митрополита Ижевского и Удмуртского Николая, и других архиереев, прибывших на торжество освящения Свято-Михайловского собора. После освящения собора архиереи и духовенство, а также первые лица Удмуртской Республики встретили Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который возглавил первую Божественную литургию в освященном соборе.После литургии на ступенях собора при большом стечении народа Патриарх Алексий II в своей приветственной речи обратился к собравшимся. «Сегодняшнее историческое событие — освящение собора, воссозданного на месте разрушенного во времена лихолетий его предшественника, является исцелением многолетней раны, нанесенной богоборческой властью, и открывает новую страницу возрождения Православия на удмуртской земле», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви, отмечая непреходящее значение события.
Выразив благодарность за труды митрополиту Ижевскому и Удмуртскому Николаю, и председателю Попечительского совета по восстановлению Свято-Михайловского собора Президенту УдмуртииА. А. Волкову, Святейший Патриарх вручил в дар возрожденному храму набор Евхаристических сосудов, а также удостоил митрополита Ижевского и Удмуртского Николая панагии и креста с памятной надписью. После этого Святейший Патриарх вручил ордена Русской Православной Церкви А. А. Волкову, прославленному конструктору оружия М. Т. Калашникову, начальнику ФГУП «УССТ № 8 при Спецстрое России» А. М. Прасолову и митрофорному протоиерею Виктору Костенкову, как наиболее потрудившимся в деле строительства и благо украшения собора.
С того памятного дня в Свято-Михайловском соборе началась полноценная литургическая жизнь.
Большинство великих православных праздников, таких как Рождество Христово, Пасха, совершаются архиерейским чином. В соборе также осуществляется и активно развивается благотворительная, социальная и миссионерская деятельность. Воссоздание Свято-Михайловского собора — это не просто факт восстановления исторической справедливости, а несравнимо большее — это обретение надежды и веры для многих и многих людей!
Современность собора.
Конверты с собором.
В 2010 году жители Удмуртской республики отметили юбилей - 250-летие столицы республики, города Ижевска. ФГУП «Почта России» к такому событию выпустило юбилейные конверты с изображением Свято-Михайловского собора. Этот грандиозный храм был когда-то главным сооружением города, строился в течение десяти лет «всем миром» - по решению общего собрания рабочих завода на строительство храма отчислялось по одной копейке с каждого заработанного рубля. После революции собор был разрушен, но спустя 58 лет отстроен заново.
Конверты с изображением Свято – Михайловского собора были освящены отцом Виктором, священнослужителем Свято-Михайловского собора.
В моей филателистической коллекции есть такой освященный конверт.
Службы в соборе и его посещение.
В Свято-Михайловском соборе проводят службы по многим православным праздникам, например, «Архипастырское служение в праздник Богоявления», «Новый год» и т. д.
В Свято-Михайловский собор ежедневно приходят около 250 человек.
Вопросы интервью.
1. Кто писал иконы собора?
2. Есть сегодня благотворители современные, кто вносит лепту в развитие храма?
3. Есть ли в храме хор?
4. Были ли в старину служители храма ушедшие на фронт. Где это можно найти?
5. Участвует ли собор в молодёжном движении?
Интервью.
1. Иван Лебедев, Александра Лебедева и их команда.
2. Сегодня собор в основном развивается на прибыли от продаж, пожертвований прихожан, удмурт Энерго, Почта России и другие.
3. В соборе есть хор.
4. Не было, ведь служителей ссылали, убивали и им нельзя было воевать.
5. Собор поддерживает ДОД «Юность», при соборе есть Воскресная школа.
Социологический опрос.
1. Вы знаете что в Ижевске находится Свято-михайловский собор?
2. Вы посещали Свято-михайловский собор?
3. Вы знали, что Свято-михайловский собор был разрушен в 20 веке, а восстановлен в 21 веке?
4.Считаете ли вы, что Свято-михайловский собор является важной достопримечательностью города Ижевска?
5. Нужно ли восстанавливать духовные памятники культуры в России и почему?
Результат опроса.
95,5% опрошенных знают где находится Свято-Михайловский собор.
73% опрошенных посещали Свято-Михайловский собор.
75,5% опрошенных знают когда был разрушен и восстановлен Свято-Михайловский собор.
91% опрошенных считают, что Свято-Михайловский собор является важной достопримечательностью города Ижевска и архитектурным памятником.
80% опрошенных считают, что нужно восстанавливать духовные памятники культуры в России.
Выводы.
Свято-Михайловский собор был, есть и будет местом истории. О нём можно рассказывать долгое время и это не менее интересно слушать с каждым разом. О нём помнят сейчас, и он является культурной достопримечательностью Ижевска. Я уверен, о нём не забудут. Этот храм наверняка переживёт новые события.
Возрождение памятников культуры и религии всегда будет нравственно воспитывать новое поколение людей. С помощью них живёт истории (старые обычаи, порядки, вещи и многое другое). Такие памятники помогают продвигаться новому поколению и не сбиваться с верного пути.
Список литературы.
1. «Свято-Михайловский Собор. История и современность: Иллюстрированный путеводитель по храму» / Автор-составитель М.Ю. Кузьмин — Ижевск, 2014.
2. Севрюков О.В. Ижевск. Краеведческий очерк. - Ижевск: Удмуртия, 1972, 271с.
3. Шумилов Е.Ф. Христианство в Удмуртии. - Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет, 2001. - 434 с
4. Журнал "Православные вести Ижица", архив 2001-2009.
5. Сайт ЦМДБ Им. Горького, статья Свято-Михайловский собор.
6. Сайт Свято-Михайловского Собора г. Ижевска
Приложение.
Социологический опрос.
1. Вы знаете что в Ижевске находится Свято-михайловский собор?
2. Вы посещали Свято-михайловский собор?
3. Вы знали, что Свято-михайловский собор был разрушен в 20 веке, а восстановлен в 21 веке?
4.Считаете ли вы, что Свято-михайловский собор является важной достопримечательностью города Ижевска?
5. Нужно ли восстанавливать духовные памятники культуры в России и почему?
Результаты опроса:
Благотворители собора:
О воскресной и христианской школах собора.
Более 10 лет при Свято-Михайловском соборе г. Ижевска работает Воскресная школа для детей разного возраста. Занятия проходят в учебном классе собора по воскресеньям. В зависимости от возраста и подготовки детей открыто четыре группы, в которых занимаются около 80 детей. Кроме учебных занятий проводятся праздники, организуются паломнические поездки.
На занятиях ребята изучают «Закон Божий», церковнославянский язык, Ветхий и Новый Завет. Проводятся занятия по ручному труду. При соборе работает хоровая студия и иконописная мастерская. На Рождество и Пасху ребята готовят выступления, проводятся праздники.
В конце года организуются паломнические поездки с родителями. Ребята побывали как в дальних местах: Дивеево, Троице-Сергиева Лавра, Киров, Белогорье, так и в близлежащих монастырях.
Такая работа позволяет ребятам не только получать новые знания, но и общаться со сверстниками. Поездки и совместная деятельность с родителями помогает укреплять отношения в семье. Некоторые выпускники Воскресной школы поступили в православные учебные заведения, в семинарии.
На территории собора расположен «Мемориал павшим революционерам» на братской могиле большевиков. 13 декабря 1918 года- на холме соборы были захоронены останки большевиков. В 1922 году на могиле появился белый обелиск по проекту Г. Ф. Сенатова.