Родительское собрание на тему «Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку учиться» (семинар-практикум)

Родительское собрание   
«Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку учиться»
(семинар-практикум)
5 класс

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.
Задачи:
1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в eго учебной деятельности со стороны родителей.
2.      Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.
3.      Отработка с родителями воспитательных и психологически приемов поддержки учебной деятельности ребенка.
Форма проведения: семинар-практикум.
Этап подготовки.
1. Оформление родительского собрания: на плакате (или на доске) представляется цель, задачи собрания, мудрые мысли:
«Воспитание это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас».
Легуве
«Великая трудность воспитания это держать детей в повиновении, не портя их характера».
Левис
«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, это чересчур торопиться».
Ж. Руссо
«Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью».
А. Чехов
2. Подготовка текстов «Заповедей воспитания» для участников собрания:
Заповеди воспитания:
Найдите в ребенке что-нибудь, достойное похвалы.
У ребенка, уверенного в себе, все получается.
Самоуважение это главное, что вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше вы поможете обрести это чувство, тем лучше.
Не ругайте, а учите!
Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают ребёнка: «У тебя что, мозги не работают?» и т.д. маленький человек может, в конце концов, поверить всем словам, сказанным ему взрослым в порыве гнева. Критиковать надо не ребёнка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоять объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его представить. Всегда давайте понять ребенку, чего Вы от него хотите, а не только Вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то, что слышишь последним. Это последнее должно быть позитивным.
Оцените сильные стороны своих детей.
Мы часто хотим сделать из ребенка то, что нравится нам самим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке, но спросить у ребенка: «Чем тебе нравится заниматься? Что ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» Его ответы могут открыть нам такие способности ребенка, о которых раньше и не подозревали.
Развивайте в ребенке уверенность в себе.
Если ребенок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним все части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь, способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оценивать себя еще выше, что ведет к достижению еще больших успехов.
Научите своего ребенка расслабляться.
Умение расслабиться важно для Вашего успеха. Когда Вы не напряжены, то думаете более четко и Ваше тело функционирует с большей отдачей. Пусть Ваш ребенок думает об этом, пока не успокоится.
Напоминайте ребенку о его успехах.
Можно также предложить ребенку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать.
Идuте к цели постепенно.
Можно нарисовать лестницу с пятерками на верхней ступеньке и повесить ее на видном месте. А на разных ступеньках напишите: вовремя сдавай задания, читай все, что положено грамме и т.д.
Никогда не забывайте, что воспитание это длительный процесс, включающий в себя поддержку, поощрение и упорны!
4.      Подготовка тренинговых упражнений для групповой работы родителей: 
Ситуация первая: ребенок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на Ваши вопросы о ее содержании с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силен в математике?
Ситуация вторая: накануне ребенок долго и упорно учил историю. Но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге лишь тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не тому что «бесполезно». Что делать?
Ситуация третья: придя с работы, застаете ребенка в слезах.. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начать, какова его логика, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен в том, что у него да не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура вратарь. Как помочь ребенку, не сломав его?
5. «Параллельное анкетирование» учащихся и их родителей
Анкета для учащихся
1.     Поддерживают тебя родители в учебе?
2.     Говорят ли с тобой родители «по душам», советуются л проблемам?
3.     Назови твои самый любимый и самый сложный для освоения предметы.
4.     Часто ли ты обсуждаешь с родителями свою учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с учителями)?
5.     Какой предмет был самым любимым
а) у твоей мамы,
б) у твоего папы?
6. Назови, что в течение последней недели читали твои
а) мама,
б) папа?
7.     Что в течение последней недели прочел (или читал) ты?
8.     Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, га просмотренные телепередачи?
9.     Наказывают ли тебя родители за промахи в учебе?
10. Любишь ли ты учиться? Если нет, то почему?
 
Анкета для родителей.
1.Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?
2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?
3. Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребёнка учебные предметы.
4. Часто ли вы обсуждаете с ребенком их учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с
педагогами)?
5. Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа
(жены)?
6. Назовите, что в течение последней недели читали (или прочли вы и ваш муж (жена)?
7. Назовите, что в течение последней недели прочел (или читал) ваш ребенок?
8. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанные книги, газеты, просмотренные
телепередачи?
9. Наказываете ли вы своего ребенка за промахи в учебе?
10. Любит ли ваш ребенок учиться?
Этап проведения.
Учеба наших детей это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли ваши тогда еще малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но, увы, далеко не все из них сбылись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а ее формальный признак оценка увы, часто не радует. Как-то мне попалась очень интересная статья известного ученого, профессора Махмутова, посвященная проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности.
Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.
Слово психологу школы.
В подростковом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственно сознания и значимое место среди сверстников. Именно в подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний. Подросток жадно усваивает житейский опыт значимых людей, что дает ему возможность ориентироваться в обыденной жизни. В то же время подросток впервые начинает искать художественные и научные знания.
Важным стимулом к учению является при этом притязания на признание среди сверстников. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае могут возникать внутренний дискомфорт и даже конфликт. Понятно, что устойчивые учебные мотивы формируются на основе познавательной потребности и познавательных интересов. Познавательные интересы подростков сильно различаются. У одних они характеризуются неопределенностью, изменчивостью и ситуативностью. У других проявляются применительно к узкому кругу учебных предметов, у третьих к большинству из них. При этом учащихся могут интересовать различные стороны предметов: факторологический материал, сущность явлений, использование в практике.
Учебная деятельность имеет свою структуру. Д. Б. Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов:
1)      учебная задача то, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия;
2)  учебные действия то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образец усваиваемого действия и воспроизводить этот образец;
3)  действие контроля сопоставление воспроизведенного действия с образцом;
4) действие оценки определение того, насколько ученик достиг результата, степени изменений, которые произошли в ребенке.
Самое существенное в учебной деятельности это рефлексия самого на самого себя, отслеживание новых достижений и произошедших изменений. «Не умел» «Умею», «Не мог» «Могу», «Был» «Стал» ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений.
 А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе «докопаться» до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности (участники либо до начала собрания разбиваются на группы, либо рассаживаются по иному по сигналу ведущего, имея цветовые символы, относящие их к той или иной команде). Перед вами на доске «дерево проблем». Оно пока без листьев. Я прошу вас обсудить в группах вопрос «Почему у наших детей снижается интерес к учению?» Значимые, на ваш взгляд, причины, записываете на подготовленных на столах «листьях», а по выполнении задания прикрепляете их на доске, кратко комментируя свой выбор. Время на работу 8(10) минут. По звуковому сигналу она завершается, и лидеры групп комментируют выбор, а помощники из групп прикрепляют «листья».
Возможные причины участники групповой работы могут представить, например, следующим образом:
Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.
Недостаточное умение читать и понимать текст.
Недостаточные словарный запас, начитанность и умение выражать мысль.
Несформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности.
Неумение сравнивать, находить аналогии.
Отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника.
Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.
Авторитарная позиция взрослых в побуждении к учебной деятельности.
Низкая самооценка школьника.
Этап ролевой игры. 
Сейчас, уважаемые участники, каждая группа получит вариант ситуаций и практических рекомендаций к решению проблемы, заявленной в них. В течение 5 минут вы должны ознакомиться с ними и представить две короткие сценки, одна из которых показывает, как не следует поступать в ситуации, описанной в задании, а другая, как надо поступить правильно. Вместо сценки можно поделиться собственным родительским опытом в подобной ситуации. В качестве ситуативных заданий можно использовать те, что приведены в начале разработки, а можно предложить ситуации, представленные в образце.
Ситуация 1
«Ребенок не любит какой-то предмет либо не выполняет его вообще, либо откладывает на последнюю очередь и делает кое-как».
Выведите ребенка на разговор о том, что они изучают по предмету. Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим любимым. Попросите показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали ее раньше (заодно вы поймете, насколько он знает материал параграфа). Докажите личным примером, что трудные уравнения решать интересно или просто наработайте определенную схему решений.
Ситуация 2
«У ребенка конфликт на почве учебы в школе».
У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите ребенка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем. Постарайтесь устранить конфликт, но не обсуждайте с детьми все его подробности. Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей. Вы всегда можете прийти к педагогу и поговорить, и это не обязательно должно обсуждаться с ребенком. Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребенок гордится этим, а вы лучше осведомлены в том, что происходит с ним в школе.
Ситуация 3
«Ребенок не умеет и не любит писать короткие тексты, изложения, сочинения».
Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких-нибудь событиях. Пусть ребенок видит ваш интерес к заданиям, которые он получает, и книгам, которые он приносит из школы. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.
Ситуация 4
«Ребенок «принес» из школы запись в дневнике: «Отвлекался на уроке, запускал бумажных голубей».
Могут помочь следующие заповеди доктора Добсона. 
1. Не унижайте ребенка. Не используйте фразы: «А лучше ты придумать не мог? У тебя вообще есть голова на плечах?» и т.д.
2.     Не угрожайте: «Если ты еще раз так сделаешь, ты у меня получишь!»
Всякий раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть себя. Угрозы всегда относятся к будущему, а ребенок живет в настоящем, к тому же совершенно бесполезны: от них поведение не улучшится и положительных результатов не прибавится.
3. Не вымогайте обещаний. Обещания тоже относятся к будуще му. Слово это одно, а дело совсем другое.
Ситуация 5
«Ребенок получил четвертную «двойку» по одному из предметов».
Проблемы подобны снежному кому: если их не решать, они обрастают новыми. Составьте с ребенком пошаговый план решения проблемы.
Шаг первый. Вижу свою проблему.
Шаг второй. Знаю про свою проблему все.
Шаг третий. Хочу решить свою проблему вместе с родителями.
Шаг четвертый. Составляю вместе с родителями план действий (сходить к учителю, договориться о возможности ликвидации пробелов, написать распорядок дня, посоветоваться с психологом и т. д.).
Шаг пятый. Действую.
Шаг шестой. Изучаю результат (получили ли то, что ожидали).
Шаг седьмой. Даю оценку того, что сделано (учитывать не только свое мнение, но и мнение педагогов и родителей).
Участники представляют свое видение разрешения ситуаций. Присутствующие участвуют в обсуждении. Общий вывод обычно бывает таков: нет правильных или неправильных решений в какой-то сложной для ребенка ситуации в учебной деятельности. Просто есть решения, адекватные возможностям, способностям ученика, его притязаниям и ожиданиям родителей, а есть неадекватные. Чтобы меньше принималось вторых, следует изучать своего ребенка, быть рядом с ним, разделять его проблемы и учиться их разрешать вместе.
 Для того, чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности учебе мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что уметь учиться это значит, получать одни «пятерки», мы подменяем понятия и стремимся к результату, минуя процесс. Если мы считаем, что уметь учиться это не шалить и слушаться учителя, мы обращаем внимание на внешнюю сторону процесса обучения.
Для начала надо усвоить, что цель это не оценка, а овладение знаниями и умениями. Самое главное, чтобы ребенок был рад полученному результату, решенной задаче, усвоенному знанию. И поддержать его в этой радости, научить его этому можете только вы, родители. Не бойтесь переборщить: ликуйте и веселитесь, ведь эмоциональная положительная реакция гораздо важнее для ребенка, чем хорошая оценка.
Если появились плохие оценки и ребенок не может с ними справиться, вы можете ему помочь, соблюдая ряд простых правил (участникам раздается их текст либо просто озвучивается):
Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей
1.     Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.
2.     Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка («двойка», «тройка», а для кого и «четверка»), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще. Учитель иногда это не объясняет.
3.     Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»). На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».
4.     Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.
5.  Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.
6. Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений.
Классный руководитель: (подходит к «дереву проблем»): А теперь попытаемся освоить несложные приемы развития мыслительных способностей детей, которыми можно воспользоваться дома и, тем самым, повысить качество помощи ребенку в учебной деятельности. Сейчас каждая творческая группа получит текст упражнения и текст задания к нему. Участники группы должны выполнить это задание за 7 минут и по звуковому сигналу (гонг, колокольчик) представить его экспертам (роль экспертов могут выполнять психолог, классный руководитель и один из родителей).
Возможен также вариант самопроверки, когда по окончании регламентированного времени участникам предлагается правильный вариант выполнения упражнения. По завершении групповой работы каждый участник получает набор упражнений для использования их в практике семейного воспитания.
Опыт показывает, что подобные упражнения интересны родителям, а их выполнение в условиях родительского собрания моделирует возможные затруднения детей и действия родителей по их преодолению.
Классный руководитель: Мы завершаем работу в группах, благодарим участников и просим каждого сформулировать свой, проверенный жизнью либо найденный сегодня секрет поддержки учебной деятельности ребенка. Рефлексию построим следующим образом: я передаю любому из вас «микрофон» (это может быть любой предмет, символически представляющий микрофон), и этот участник говорит заготовленное на доске начало фразы, имеющее отношение к предмету сегодняшнего разговора «Я решил (а) для себя, что никогда не буду...», а завершает ее в соответствии с собственным пониманием проблемы. Затем микрофон передается следующему участнику, и он завершает фразу «Для меня (или в нашей семье) главное в поддержке учебы ребенка это...» И так поочередно. Мы признаем за вами и желание промолчать, если это что-то сокровенное или болезненное для вас. Заранее спасибо за участие, мы начинаем. Происходит обмен мнениями и крупицами родительского опыта.
Подведение итогов собрания. 
Итак, мы сегодня убедились, что причин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы, разумеется при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребенка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, посмотреть на мир его глазами.
У вас, самых близких для него людей, это обязательно получится. В любом случае помните, что нет в жизни маленького ребенка никаких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающий его взрослых, их чувств, действий. Может быть, стоит присмотреться к себе и измениться. Мы подготовили для вас «Заповеди воспитания» и с удовольствием предлагаем их вам, завершая наш сегодняшний разговор (раздает текст «Заповедей»).
Тест «Какой вы родитель?»
Отметьте те фразы, которыми вы часто пользуетесь в семье.
1.     Сколько раз тебе повторять?
2.     Посоветуй мне, пожалуйста.
3.     Не знаю, что бы я без тебя делал (»а).
4.     И в кого ты такой (ая) уродился (лась)!
5.     Какие у тебя замечательные друзья!
6.     На кого ж ты похож (а)!
7.     Вот я в твое время!...
8.     Ты нам опора и помощник!
9.     Ну что за друзья у тебя!
10.      О чем ты только думаешь!
11.      Какая ты у меня умница!
12.      А ты как считаешь, сынок (доченька)?
13.      У всех дети как дети, а ты?!
14.      Какой (ая) ты у меня сообразительный (ая)!
Оцените результаты, поставив себе 2 балла за ответы № 1,4, 6, 7, 9, 10, 13 и 1 балл за все остальные ответы.
7 8 баллов. Живете душа в душу. Ребенок любит и уважает вас.
910 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребенок вас уважает, но не всегда откровенен.
11 12 баллов. Необходимо быть к ребенку повнимательнее. Авторитет не заменяет любви.
1314 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяете ему больше времени, уважайте его, прислушивайтесь к его мнению.
Тест «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребенка?»
1. Сколько новых учебных предметов у вашего ребенка добавилось в этом учебном году?
а) четыре;
б) три;
в) два.
 
2. Всех ли учителей, работающих в классе вашего ребенка, вы знаете?
а) знаю всех;
б) знаю половину;
в) знаю лишь некоторых;
3. Сколько раз вы просматриваете тетради (учебники) ребенка ради интереса?
а) постоянно;
б) 1 - 2 раза в четверть;
в) ни разу.
4. Если вы обнаружили, что ребенок испытывают трудности по одному или нескольким предметам и вы не способны ему помочь, что будете делать?
а) обращусь за помощью к учителям;
б) пойду к завучу;
в) заставлю ребенка более серьезно учить предмет.
5. Знаете ли вы интересы (увлечения) своего ребенка?
а) да, знаю;
б) частично;
в) догадываюсь, но точно не знаю.
6. Знаете ли вы, где и с кем ребенок проводит свое свободное время?
а) да;
б) иногда;
в) нет, но догадываюсь.
Подсчитайте количество отмеченных вами высказываний а, б или в.
Если лидирует ответ а), то вы знаете, что ребенок нуждается в вашей помощи.
Если лидирует ответ б), вас волнуют проблемы, но неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации всей жизнедеятельности ребенка.
Если лидирует ответ в), вы вместе с другими членами семьи должны помочь ребенку.
Советы родителям по поддержке ребенка в учебной деятельности
Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения, будьте при этом искренними. 
   Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
   Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не столько через слова, сколько через предметы. Не переучивайте левшу дело не в руке, а в устройстве мозга.
   Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не только научить чему-либо, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
   Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться да и просто радость жизни и радость познания.
   Старайтесь не преподносить детям истину, а научите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
   Задавайте вопросы вместо приказаний. Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
   Дайте возможность ребенку спасти свое лицо.
   Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
Упражнения в помощь родителям для развития мыслительной деятельности
Упражнение «Формулирование определений» Развивает способность выделять главное, учит четкости и стройности мышления. Называется знакомый всем предмет или явление, например, «дырка». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось несущественных. Поиск ведется до тех пор, пока определение однозначно не охарактеризует предмет, то есть любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подходит.
Упражнение «Поиск аналогов» Развивает умение классифицировать по признакам и выделять свойства. Называется какой-либо предмет, например, «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также классифицировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся), «автобус», «поезд» (транспортные средства) и т. д. Можно провести соревнование между членами семьи. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.
Упражнение «Поиск противоположных предметов» Задание направлено на сравнение предметов, поиск свойств предмета. Называется какой-либо предмет, например, «дом». Надо назвать как можно больше других предметов противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам. Например, в данном случае могут быть названы «сарай» (противоположность по размеру и степени комфорта), «поле» (открытое и закрытое пространство), «вокзал» (чужое или свое помещение) и т.д. В семейном соревновании побеждает тот, кто указал наибольшее количество предметов, четко аргументируя при этом ответы.
Упражнение «Поиск предметов по заданным признакам». Задание отрабатывает умение легко находить аналогии между различными предметами и явлениями. Ставится задача назвать как можно больше предметов, обладающих заданной совокупностью признаков и в этом смысле похожих на два три предмета, приведенных в качестве иллюстрации. Например, говорится: «Назовите предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций, наподобие двери (она и закрывает и открывает выход из помещения), выключателя (он зажигает и гасит свет)". Ответы могут быть банальными (водопроводный кран), а могут быть более глубокими (рука: бьёт и гладит). В семейном соревновании побеждает тот, кто дал больше небанальных ответов.
 

15