Конспект логопедического занятия по лексико-грамматическим категориям. Тема: Весна
Конспект логопедического занятия
по лексико-грамматическим категориям.
Тема: Весна
Цель: формирование “семантического поля” по теме “Весна”.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить знания детей о весне.
Коррекционные:
Совершенствовать слоговой синтез слов из слогов.
Обогащение словарного запаса по теме “Весна” прилагательными, глаголами.
Упражнять подбирать родственные слова к словам.
Развивать умение восстанавливать неполные предложения, употребляя правильные словоформы.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к природе.
Оборудование:
дидактические средства: магнитная доска, карточки- образцы слов, слогов, предметные картинки по теме, картинка – раскраска “Весна” на каждого ученика.
технические средства: компьютер.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
На доске слоги на карточке:
На-вес, рец-скво, ко-сол-ныш, под-ник-снеж.
Задание: - Составьте слова из слогов (дети: весна, скворец, солнышко ,подснежник).
2.Объявление темы.
-Кто догадался, о каком времени года мы будем сегодня говорить? ( о весне)
-Да, мы сегодня будем говорить о весне и узнаем много новых слов об этом времени года.
3.Подбор прилагательных.
На мониторе компьютера картинки “Весна”.
-Какая погода бывает весной?
ВЕСНА
Теплая, ранняя, солнечная, долгожданная, ласковая, ясная
4. Подобрать слова-предметы к словам-признакам. Ребята, давайте подберём слова, которые подходят к признакам на экране.
На доску выставляются слова – признаки. По ходу ответов детей логопед выставляет по одному слову на доску.
Весенняя Весеннее
Утро, солнце, настроение, прогулка, ночь, капель, погода, радость.
Весенний весенние
День, праздник, дождь, ветер, каникулы, месяцы, дни, праздники.
5. Разделение весенних явлений на раннюю и позднюю весну (устно).
А вы знаете, ребята, что весна бывает ранняя и поздняя. Сейчас, я буду вам называть приметы весны, а вы будете отвечать, когда это бывает, ранней или поздней весной?
Тает снег - … (ранней весной).
Порхают бабочки - … (поздней весной).
Цветёт яблоня - … (поздней весной).
На реке ледоход - … (ранней весной).
Первая гроза - … (поздней весной).
Распускается подснежник - … (ранней весной).
Распустились листья на деревьях - … (поздней весной).
Тают сосульки - … (ранней весной).
Набухли почки - … (ранней весной).
Щебечут ласточки - … (поздней весной).
Прилетают грачи - … (ранней весной).
Зацвела сирень - … (поздней весной).
6. Есть – нет (родительный падеж):
Ребята, я предлогаю вам поиграть в игру, которая называется «Есть-нет». На экране картинки. Назовите их, а затем скажите что их нет. Например: солнце- нет солнца.
подснежник –…, сосулька — … ручей — … птица-… листья-… снег-…, дождь -…
Молодцы!
7. Посчитай:
Теперь давайте посчитаем сколько предметов изображено на экране.
одна сосулька, две …, три …, четыре …, пять …
один подснежник, два …, три…, четыре…, пять…
ласточка
бабочка
ручей
8. Скажи наоборот:
Следующая игра (устно)
тепло – холодно, светло — … сыро – … , грязно — … день — … утро — …
ранний-… прилетают-…
9.Задание логопеда: отгадать загадку и подобрать слова-“родственники” к отгадке.
Ребята, а вы умеете отгадывать загадки?
На шесте дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его…скворец.
На мониторе картинка “скворец”.
Молодцы! Это - скворец. Ребята, а кто может подобрать родственные слова к слову скворец?
По ходу ответов детей логопед выставляет слова на доску.
Скворец
скворчонок
скворечник
скворчата
10. «Назови что это».
Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Назови что это». (устно)
Светит, греет… (солнце).
Тает, темнеет… (снег).
Бегут, журчат, звенят… (ручьи).
Капают, тают… (сосульки).
Пробиваются, распускаются… (подснежники).
Набухают, лопаются… (почки).
Распускаются, зеленеют… (листочки).
Чирикают, прыгают… (воробьи).
Возвращаются, поют, вьют гнезда… (перелетные птицы).
11. Восстановление предложений.
Слова логопеда:
Много слов запомнил ты,
А теперь их примени.
Ты рассказ прочти скорей,
Слов в рассказ побольше вклей.
Задание: вместо вопросов вставить подходящее по смыслу слово.
Весна.
Наступила (какая?) …………весна. Солнце (что делает?) ……. всё ярче. (Что делают?)………… веселые ручейки. (Что делает ?)……….первый подснежник. Из теплых стран возвращаются (какие ?)………..скворцы. Мы рады весне!
12.Итог занятия.
Вопрос логопеда: Что нового вы сегодня узнали о весне? (ответы детей).
(детям выдаются поощрительные призы – раскраска картинки “Весна”.)
Домашнее задание.
Слова логопеда : записать данный рассказ “Весна” в тетради. ( каждый ребенок получает карточку с текстом “Весна”)