Доклад Использование ТСО и наглядных пособий на уроках истории
Использование ТСО и наглядных пособий на уроках истории
Использование ТСО и средств наглядности на уроках истории позволяет формировать у учащихся исторические представления, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий прошлого. Особенно это важно для глухих учащихся, мышление которых носит преимущественно конкретный характер.
У детей с недостатками слуха наблюдаются отклонения в развитии психических процессов: нарушены процессы анализа и синтеза, отмечается большая задержка в развитии словесной памяти, затруднено словесное запоминание материала, суждения отличаются упрощенностью и излишней конкретностью, недостаточно развито умение обобщенно выражать мысли, глухие не овладевают умением устанавливать логические зависимости явлений и событий. В связи с этим глухие сталкиваются со значительными трудностями в овладении историческими знаниями.
Важную роль в формировании исторических понятий играет использование средств наглядности, так как у детей с нарушениями слуха, как правило, наблюдается отставание в развитии наглядно-образного мышления. Наглядные пособия (картосхемы, схемы, фотокопии, картины) более эффективны, чем многословные описания, создают яркие представления о жизни быте наших предков. Рисунки позволяют лучше воспринимать и понимать словесные объяснения. Рисунок приучает внимательно вглядываться в иллюстрации, помещенные в учебнике, что способствует обогащению исторических представлений учащихся. Для эффективности обучения глухих сам урок должен быть наглядным. Работа над наглядным материалом способствует развитию логического мышления учащихся, так как требует выполнения ряда мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования и обобщения.
Важными средствами, помогающими добиваться сознательного усвоения исторического материала, служат технические средства обучения. Использование ТСО позволяет познакомить глухих учащихся с окружающим миром во всем его многообразии, развитии, показать отдельные фазы его развития, выделить в сложном те или иные элементы, раскрыть их диалектические связи и закономерности. В результате создаются условия для обучения глухих учащихся умении анализировать, сравнивать и обобщать изучаемый материал, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать.
Глухим детям интересны диафильмы, кинофильмы, видеофильмы, старые картины. Они повышают степень наглядности, организуют и направляют восприятие глухих учащихся, мышление которых носит конкретный характер. На уроках применяю видеоматериалы по различным темам. На уроки с применением экранных пособий отбираются наиболее содержательные, яркие, эмоциональные кадры. Перед просмотром нужно найти слова и формулировки, которые потребуются по ходу демонстрации фильма. Отбирая фильмы и кадры, учитываю возрастные особенности учащихся, их знания, словарный запас и уровень развития. Эмоциональная активизация – это необходимое условие продуктивной интеллектуальной деятельности. Высшая нервная деятельность детей, особенно глухих детей, в значительной степени опирается на непосредственные ощущения и представления, полученные от предметов, картин, рисунков, конкретных явлений окружающего мира. Просмотр учебных видеоматериалов не должен превратится в киносеанс. Максимальное время просмотра 15 минут. Часто трехминутный фрагмент, точки зрения дидактики намного полезнее эффективнее, чем перегруженный информацией целый видеофильм. Демонстрируя отрывок из фильма на уроке,
2
мы уходим от простой иллюстрации картинок, живо передаем эмоции, чувства. Мы одновременно показываем костюмы, здания, утварь эпохи, взаимоотношения, обычаи и традиции. Применение технических обучения создает условие для сохранения оптимальной работоспособности учащихся, уменьшает утомление, активизирует внимание и умственную деятельность.
Таким образом, главные особенности преподавания истории в школе глухих – это наглядность и занимательный характер обучения.