Сказки зарубежных писателей. Сказки Ш. Перро. Ш. Перро. «Подарки феи»


Сказки зарубежных писателей. Сказки Ш. Перро. Ш. Перро. «Подарки феи»
ТИП УРОКА: урок изучения и первичного закрепления нового материала
ЦЕЛЬ: познакомить со сказкой Шарля Перро «Подарки феи»
 
ЗАДАЧИ:
I Предметные
развивать способность полноценно воспринимать текст
закрепить  умение  детей классифицировать сказки по содержанию (волшебные, бытовые, сказки о животных) и авторской принадлежности»( понятия о народных и литературных сказках).
развивать умение определять тему, главную мысль сказки, выделять особенности композиции сказки (анализировать)
 
II Метапредметные 
1. Познавательные УУД:
а) Общеучебные УУД
самостоятельное выделение и формулировка учебной цели
произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)
поиск и выделение необходимой информации
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели
 извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
понимание  и адекватная оценка языка средств массовой информации
б) Логические УУД
синтез как составление целого из частей
установление причинно-следственных связей
построение логической цепи рассуждения
выдвижение гипотез, их обоснование
доказательство
 
2. Коммуникативные УУД
формировать умение работать в парах
развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способы взаимодействия)
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли
 
3. Регулятивные УУД
Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того , что уже известно и усвоено учащимися , и того что еще неизвестно
Планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
Прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения
Оценка- выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, эмоциональная устойчивость к стрессам 
 4. Личностные УУД
Установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов.
Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Нравственно-этическая ориентация.
Выделение морально-этического содержания событий и действий.
Нравственно-этическое оценивание событий.
Формировать чувство сопереживания героям.
Формировать умение адекватно оценивать свою работу.
ОБОРУДОВАНИЕ:  
Ефросинина Л.А. учебник  «Литературное чтение»  3  класс,  1часть
Ефросинина Л.А. «Литературное чтение» рабочая тетрадь №1    3 класс  
 Проектор, компьютер
Аудиовидеозапись сказки Ш. Перро «Подарки феи»
Фото обложек книг со сказками Ш. Перро
Карточки с незаконченными предложениями для работы в парах.
Карточки для составления схематической обложки сказки.
Листы с таблицей самооценки.
Ход урока
I.ОргмоментПроверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний
– Сегодня, ребята, на уроке мы снова отправляемся в волшебный мир сказок, в тот мир, с которого началось ваше знакомство с жизнью. Ведь первыми произведениями, которые читала вам мама, были сказки.
-Вспомним, что вы знаете о сказках.
-У вас на столах лежат листочки, где записаны начала предложений.
Поработайте в парах и продолжите предложения:
- Сказка- это… (один из жанров фольклора, либо литературы, это произведение волшебного, героического или бытового характера.)
- Сказки бывают…( народные, авторские (литературные))
- По содержанию сказки делятся на…( волшебные, бытовые, сказки о животных)
- В сказках есть… (зачин (начало), концовка, троекратный повтор, волшебные герои, волшебные события, добро побеждает зло, мудрость.)- Как думаете, почему я сегодня решила вспомнить о сказках? ( Сегодня мы будем знакомиться с ещё одной сказкой).
- Если мы будем знакомиться с новой сказкой, то какова цель сегодняшнего урока? Какие задачи нам предстоит решить и на какие вопросы нам предстоит ответить? (Как называется сказка, кто её написал, кто главные герои, чему она учит.)
- Оцените свою работу на данном этапе на листах самооценки.
(Продолжили все предложения верно, были допущены ошибки, не знал как продолжить предложения)
III. Подготовка к изучению темы
- Узнать с героями какой сказки мы познакомимся вам поможет загадка и ребус.
Загадка
В яркой глянцевой оберткеАР
С бантиком на упаковкеКИ(Подарки)
Дарят близкие, родные
и друзья, да и чужие. (Подарок)
- Верно. Первое слово в названии сказки «подарки». А вот чьи это подарки вы, я надеюсь, назовете, если поймете о ком я говорю, слушайте внимательно.
— Это мифологическое существо, обладающее необъяснимыми, сверхъестественными способностями. По виду – это женщины, обладающие волшебными знаниями и силой, сказочные  волшебницы. (Это феи)-Конечно – это феи. В  мифологии  различают  два вида фей.Одни Феи- миниатюрные девушки  с крылышками, духи  природы. Другие – женщины – волшебницы,  владеющие   магическими знаниями.
- Объедините два слова и получите называние нашей сказки? (« Подарки феи»)
- Что бы вы хотели узнать на уроке в процессе знакомства с этой сказкой? (Кто написал данную сказку? Кому подарили подарки? По какому поводу дарились подарки? Какие подарки подарили? Чему учит сказка?)Знакомство с биографическими данными автора
Давным-давно в одной стране, она называется Францией, жили-были пятеро братьев. Они были так похожи друг с другом, что даже писали одинаковым почерком. Одного из братьев звали Шарль Перро. Мальчики росли в многодетной семье с хорошим достатком. Всего в семье было семеро детей. Шарль Перро был самым младшим из них.
Детство его  было благополучным. Как  и других детей,  его красиво одевали, возили в карете, дарили игрушки. Братья выросли. Каждый занялся своим делом, а Шарль Перро посвятил себя государственным делам.
Прошло много лет. Однажды зимним вечером 68летний Шарль Перро сидел у камина. Вдруг ему вспомнилась няня и её удивительные сказки. Ему так захотелось записать их, что он тот час же сел за стол. Сказки писались так быстро, как будто за спиной стояла фея и нашёптывала слова. Несколько дней Шарль Перро не отходил от стола, вспоминая всё новые и новые нянюшкины сказки. Как настоящий сказочник, Ш.П. сделал сказки очень современными: хотите узнать, какая мода была более 300 лет назад? Прочитайте сказку «Золушка»: сёстры , собираясь на бал, одеваются по самой последней моде. Так появились на свет сказки, которые вошли в сборник «Сказки матушки Гусыни».
- А какие еще вы знаете сказки Шарля Перро?
- Им написано 8 сказок в прозе и 3 в стихах.
«Замарашка» (сказка про Золушку в другом переводе)
«Золушка или хрустальная туфелька» (аналог Замарашки),
«Кот в сапогах»,
«Красная шапочка»,
«Спящая красавица»,
«Синяя борода»,
«Мальчик с пальчик»,
«Ослиная шкура»,
«Пряничный домик»,
«Рике с хохолком» (иногда называют Рике-хохолок или Рикэ-хохолок или просто Хохолок. Единственная сказка Перро, придуманная им самим, а не записанная с чужих слов.)Шарль Перро – выдающийся французский писатель-сказочник, поэт и критик. Ш. Перро родился 12 января 1628 года в Париже в семье судьи. Умер великий сказочник 16 мая 1703 года. По сказкам Ш. Перро написаны пьесы, музыкальные спектакли, сняты фильмы, которые идут во многих странах мира.
- Оцените свою работу на этом этапе на листах самооценки.(Разгадал тему урока и назвал верно сказки, были допущены 1-2 ошибки, было много ошибок или не знал ответа)
IV. Первичное знакомство с произведением
1.Словарная работа:
Вдова – женщина, у которой умер муж (женщина, не вступившая в другой брак после смерти мужа).
Грубы - недостаточно культурны, неучтивы, неделикатны.
Спесивы–надменный, высокомерный, стремится подчеркнуть свою важность и превосходство перед другими.
Заносчивы– высокомерны, самоуверенны.
Кроткая– уступчивая, покорная, смирная.
Пристанище – приют, убежище.
2. Прослушивание аудиозаписи сказки
3. Выявление первичного восприятия (беседа)
– Скажите, ребята, чем тронула вас сказка? Что понравилось?– Мне понравилась фея, потому что она справедливая: наградила младшую дочь и наказала старшую. Мне понравилась младшая дочь. Она была добрая, приветливая.
– Что не понравилось?–Мне не понравилось то, что мать любила только старшую дочь, а надо относиться ко всем детям одинаково. Не понравилась старшая дочь, так как она была грубая, злая.
- Оцените свою работу (Объяснили свой ответ на вопрос, ответили без объяснения, затруднялись с ответом)
ФИЗМИНУТКА
"Сказка".
Мы о сказках говорили,
Мы смотрели, обсуждали
И немножечко устали.
А теперь мы отдохнем
И работать вновь начнем.
Ножками потопаем,
В ладоши мы похлопаем.
Покажем как Кот в сапогах идет ,Как младшая дочь кувшин несет,
Как Золушка в доме убирает,
Как старательно она подметает.
Будут в сказке помнить нас,
Наклонялись много раз.
Поднимались, всем улыбались.
И опять потопали, ручками похлопали.
Вот какие молодцы. Вот какие удальцы!
(движения по тексту).
V. Работа с текстом
1. Повторное выборочное чтение.
– А теперь поработаем еще с этим произведением.
- Скажите, как называется наша сказка? ( Сказка называется «Подарки феи»).
– Задумайтесь, а почему автор так назвал свою сказку? (Потому, что фея по справедливости раздала сестрам подарки, наградила младшую дочь и наказала старшую.)
– Какие подарки получила младшая сестра? Найдите и прочитайте отрывок.
(с.177 «Вот что  подарю тебе: с нынешнего дня каждое слово, которое ты промолвишь, упадёт с твоих губ либо цветком, либо драгоценным камнем. … как с губ её упали несколько роз, две жемчужины и два крупных алмаза.»)– Как вы думаете, за что фея наградила такими дорогими подарками младшую сестру?
(За то, что младшая сестра была скромной, терпеливой, очень доброй, отзывчивой, волевой, выносливой, скромной.)– Прочитайте, как об этом пишет автор.(с.175-176 «Ты так хороша, так добра и приветлива, что мне хочется подарить тебе что-нибудь на память. А младшая дочка была вся в покойного отца – добрая, приветливая, кроткая, да к тому же ещё  красавица, каких мало».)– А чем ещё  была награждена младшая дочь? ( Она встретила прекрасного принца.)
– А что получила старшая сестра от феи? Прочитайте.(с.179 «С нынешнего дня каждое слово, которое сорвётся с ваших губ, превратится в змею или жабу.… и в то же мгновение две гадюки и две жабы плюхнулись на порог».)
– За что фея наказала Фаншон? ( Фея наказала старшую сестру за грубость, спесивость, зло, высокомерие.)– Прочитайте, как об этом пишет автор?( с.175 и с.178… и старшая дочь и мать, были до того грубы, спесивы, заносчивы, злы, что все люди, и знакомые и незнакомые, старались держаться от них подальше.)(Однако вы не очень любезны, – сказала спокойно фея. – Ну что ж, какова услуга, такова и награда.)– Что хотел нам сказать Ш. Перро своей сказкой? Чему учит эта сказка?
( Автор хотел сказать нам, что нужно быть добрыми, приветливыми, ласковыми, трудолюбивыми, скромными и как можно чаще говорить друг другу добрые слова, тогда люди от нас никогда не отвернутся, а зло, грубость, лень, высокомерие всё – равно рано или поздно будут наказаны.)
-В какой фразе, сказанной феей, заключена главная мысль сказки? (с.178 последняя строчка: «…какова услуга, такова и награда»)
- Оцените свою работу на этом этапе на листах самооценки (Нашли в тексте все ответы быстро, не все ответы нашли в тексте, на поиск ответов не хватило времени)
2. Творческое задание. Работа в группах.
– А теперь представьте, что вы все авторы. Наша сказка хорошо закончилась для младшей дочери, а для старшей – плохо. Но мне бы хотелось, чтобы у любой сказки был счастливый конец. Поработайте в группах и подумайте, как бы вы закончили сказку, чтобы сказка закончилась по-доброму?(Например, я бы закончила сказку тем, что старшая сестра поскиталась, поскиталась бы, поняла свою ошибку, исправилась и вернулась домой, попросила прощения, покаялась, и вся семья стала жить счастливо, дружно, мирно.– Я закончила бы так: Фаншон нашла себе дом, стала работать, вышла замуж.)V. Закрепление
1. Составление плана текста
-Давайте вспомним краткое содержание текста сказки.
Как начинается сказка? Как можно озаглавить начало?    (Две дочери)
- Кого встретила младшая дочь? Как озаглавим вторую часть?  ( Фея и младшая дочь)
- Что подарила фея младшей дочери? Какой дадим заголовок? (Подарки феи младшей дочери)
-Чем вторая встреча отличается от первой? Почему фея приняла такой облик? Как озаглавим эту часть?    ( Фея и старшая дочь)
-Какой подарок сделала фея старшей дочери? Почему? Как можно озаглавить?  ( Подарок феи старшей дочери)
-Куда убежала младшая дочь и кого она там встретила? Придумайте заголовок данному отрывку. (Младшая дочь и принц)
-Что случилось со старшей дочерью? Как  озаглавим концовку?  (Судьба старшей дочери)
-Что у нас получилось? (План)
Две
дочери   Фея и
младшая дочь Подарки феи
младшей
дочери Фея и старшая
дочь Подарки феи
старшей
дочери Младшая дочь и принц Судьба
старшей
дочери
2.Работа в тетради
-Откройте тетради на с.107. В задании 1 вам предлагается составить план сказки. Чем план в тетради будет отличаться от  плана, составленного на уроке? (В тетради 4 пункта плана, а на уроке составлен план из 7 пунктов)
- Подумайте какие части можно объединить под общим заголовком и составьте новый план дома.
-Выполните в тетради самостоятельно задания 2 и 3 на с.108.
-Давайте проверим что у вас получилось.
- Оцените свою работу (справились правильно и быстро, допустили ошибки, не справились саиостоятельно)
VI. Итог
-С какой сказкой работали на уроке?
-Кто её написал?
-Чему нас сказка научила?
-Составьте обложку нашей сказки.

VI .Рефлексия
- Посчитайте свои плюсы и оцените свою работу на протяжении всего урока.
(Все плюсы «5»,один минус или две половинки плюса «4», больше минусов или ошибок- оценка еще ниже0
-Кому на уроке было работать легко и интересно?
-Кому тяжело было выполнять задания?
Домашнее задание
Тетрадь с.107 з. 1
По выбору:
1.Пересказ по плану в тетради
2.Рассказ о феи по плану в учебнике с.181 з.6*