Урок литературного чтения по теме Шарль Перро Красная Шапочка
Конспект урока
литературного чтения для 2 класса.
Тема урока: Шарль Перро «Красная шапочка»
Цели: Познакомить с произведением, учить воспроизводить его в собственной речи, через развитие умения учащихся понимать настроение и общий логический и интонационный рисунок произведения, способствовать формированию литературоведческих понятий, как жанр, тема, автор, заглавие; обогащать словарный запас и продолжить работу по развитию устной речи.
Предметные: формировать основы литературного образования (учить определять жанр произведения, различать авторскую и народную сказки)
продолжить работу над совершенствованием техники чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность);
Метапредметные:
- развивать первичные исследовательские умения в работе с текстом;
- развивать воображение, творческие способности;
-совершенствовать умения слушать, доказывать, выдвигать предположения;
- расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;
Личностные:
-содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать;
-воспитывать доброжелательность, чуткость по отношению друг к другу, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы.
· Здоровьесберегающие:
-создать условия для изучения произведения «Шарля Перро «Красная Шапочка»
Планируемые результаты:
Познавательные:
Умение ставить цели к уроку;
осмысливать прочитанное ;строить речевые высказывания
Коммуникативные:
работать в группе, слушать собеседника и вести диалог;
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
Регулятивные:
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
оценивать себя, границы своего знания и незнания;
вырабатывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителя..Личностные:
Проявлять интерес к изучению темы, осознание своей успешности на уроке,
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология: системно - деятельностный подход
Средства обучения:
- выставка книг со сказкой Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях
- характеристики героев (плакатики-опоры),
- настроения (плакатики-опоры),
- разрезанные картинки героев сказки: Красная Шапочка, бабушка, волк, дровосек.
-плакат с кроссвордом.
К уроку имеются презентация по теме, наглядный материал.
Ход урока:
I I. Мотивирование к учебной деятельности.
- Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок
Речевая разминка. Слайд № 1
Звучит запись песни «В гостях у сказки».- Ребята, как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня? (- Будем знакомиться со сказкой.)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии /
Игра «Узнай героя»
- Какие ходят сказки, вы узнаете, когда разгадаете героев (презентация)
1. Его придумал Шарль Перро. Есть шпага, шляпа и усы.На шляпе у него перо,Усы невиданной красы.Да, он известный “хитрован”,И великана слопать смог.Он оказался очень крут.Скажите: как его зовут?
Ответ: Кот в сапогах.
Слайд№ 2
2. Ровно в полночь убежалаИ, споткнувшись, потеряла На балу у короля Туфельку из хрусталя.
Ответ: Золушка.
Слайд№ 3
3. Бабушка девочку очень любила.Шапочку красную ей подарила.Девочка имя забыла свое.А ну, подскажите имя ее.
Ответ: Красная Шапочка. Слайд №4.
- Кто автор этих замечательных сказок? (ответы детей) Слайд№5
Обобщение учителем.
Сказки написал известный французский писатель Шарль Перро. Он же автор сказок «Спящая красавица», «Синяя борода», «Рикке с хохолком». По сказкам Ш .Перро написаны пьесы, созданы спектакли, которые идут в театрах многих стран мира.
- Хотели бы вы послушать эти сказки на уроке?
- С какой сказкой встретимся сегодня, узнаете, когда соберете героев.
III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут
Работа в парах.
(Дети в группах собирают разрезанные карточки героев сказки “Красная Шапочка”).
- Назовите героев. В какой сказке они встречаются?
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения.- Какова тема урока?
(Ш.Перро «Красная Шапочка»)
- Какую поставите цель? (ответы детей)
- Приоткроем тайны сказки Ш. Перро «Красная Шапочка»добавить1.Слушание сказки. (читает учитель)
2.Эмоционально - оценочная беседа.
-Какие чувства испытывали, когда слушали сказку?
-Докажите, что прослушанное произведение сказка.
-Это авторская сказка или народная?
-Почему сказка называется «Красная Шапочка»?
Первичное закрепление.
1.Чтение учащимися произведения.Слайд №6
-А сказку мы будем читать с волшебной Феей.
-Кто хочет быть Феей?
Добрая Фея всегда готова предостеречь от неправильного поступка. Вот и наша Фея должна будет остановить сказку в тот момент, когда кто-то из героев делает что-то не так. Как только Фея взмахнет волшебной палочкой, сказка должна остановиться.
( Примерные остановки) 1. Мама провожает девочку к бабушке.(Нельзя одного ребенка отпускать в лес). 2. Девочка встретила Волка. (Нельзя останавливаться с незнакомцем). 3. Разговор Волка и Красной Шапочки. (Нельзя вступать в разговор с незнакомым человеком, нельзя быть сильно доверчивым). 4. Волк пришел к дому бабушки. (Прежде чем открыть дверь, надо убедиться кто там).5. Разговор Волка и Красной Шапочки. (Надо было отвлечь Волка, чтобы уйти). 7.Волк напа- дает на Красную Шапочку.(Позови на помощь). Дети предлагают свой выход из каждой ситуаци.
2.Физминутка. Слайд №8
V. Работа с произведением (обсуждение содержания, параллельное пересказывание,с опорой на иллюстрации в учебнике) -Как начинается сказка?
-Что произошло потом?
Чем закончилась сказка?
- Охарактерезуем героев сказки.
-Кто из героев сказки олицетворяет добро и зло?
.Подтвердите ответ примерами из текста. Слайд № 10
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)
1.Восстановление деформированного текста. (работа в паре)
Послала мама Красную Шапочку к бабушке.
Волк прибежал к домику бабушки.
В лесу девочка встретила волка.
Злодей набросился на бабушку и проглотил ее.
Пришли дровосеки и освободили бабушку и внучку.
Переодетый волк встретил Красную Шапочку.
Разбойник проглотил девочку.
2.Проектная работа.
Посмотрите внимательно на обложку с прочитанным произведением. Всё ли правильно изображено? (на слайде модель с ошибкой) Слайд№ 9
-С чем не согласны? Мы прослушали не стихотворение,а сказку.Обьясните почему.
-О чём рассказывает обложка? (Мы познакомились со сказкой Ш .Перро «Красная Шапочка.» )
. VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
1.Отгадывание кроссворда.
По горизонтали:
1. «Какие у вас большие …»(зубы)
2.Те,за кем гонялась девочка по дороге.(бабочка)
4.Серой шерстью он покрыт,
И клыки его страшны,
Он охотится на зайцев,
Все в лесу его боятся.(волк)
5.То,что отворится,если дёрнуть за верёвочку.(дверь)
6. «Какие у вас большие …»(уши)
7.Мать отца или матери.(бабушка)
8.То,что несла девочка бабушке(масло)
9. .То,что несла девочка бабушке(пирожок)
11.Дочь сына или дочери.(внучка)
12.То,во что закутался волк(одеяло)
13. «Какие у вас большие …»(глаза)
По вертикали:
1.Большая деревянная задвижка(засов)
3. «Какие у вас большие …»(руки)
10«Какие у вас большие …»(ноги)
Ключевое слово(Красная Шапочка).
2.Словарная работа.
- Вспомните и назовите слова, которые вам особенно запомнились, непонятные для вас. Дровосеки, мельница (с.215 ) башмачки
-Представьте, что вы рассказываете сказку младшим сестре или брату. Некоторые слова им не понятны, как вы им объясните? Слайд №10
Работа со словарём.
-Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему? (невиданной, т. к. это слово отвечает на вопрос какой?; заморозит, т. к это слово не относится к данной сказке).- Узнаем значение слова «растабарывать».
(Ученица находит в словаре С.И Ожегова толкование слова «растабарывать», зачитывает его вслух).
- А как понимаете выражения, которые встретились в сказке: “Мать любила Красную Шапочку без памяти…”, “Волк побежал, что было духу по самой короткой дороге…”-Выберите слова, которые характеризуют девочку.
-Каким показался волк? злой, страшный, грубый, жестокий)-Какие дровосеки и бабушка? Смелые, отважные, отзывчивые)3. Физкультмиминутка.
Руки на пояс поставьте сначала,
Влево и вправо качайте плечами.
Вы дотянулись мизинцем до пятки?
Если сумели -
всё в полном порядке.
Топай, мишка,
Хлопай, мишка.
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.
4. Упражнение в чтении.Выборочное чтение.(прочитать эпизод к картинке)Слайд №11,12
- Вспомните разговор Волка и Красной Шапочки в конце сказки. Каким тоном вы бы прочитали вопросы Красной Шапочки?- А ответы Волка?- Сейчас мы поучимся читать по ролям отрывок из сказки. (чтение по ролям)Слайд№,13.14 с.194-195
5. Работа с книжной выставкой.- Рассмотрите книги. Какой теме посвящена выставка?
(ответы детей, в которых они должны назвать жанр, автора).- На выставке книги, в которых помещена сказка Ш. Перро “Красная Шапочка”, у кого возникнет желание перелистать и прочитать сказку, вы можете взять книги в библиотеке, спросить у друзей.
-Добрый конец у нашей сказки?(нет)
-Из-за какой ошибки Красной Шапочки сказка заканчивается трагически? (Красная Шапочка рассказала Волку дорогу к бабушке).
-В чем заключается главная мысль сказки?(Не надо быть очень доверчивым).Слайд№15
- Ребята, какой совет вы бы дали Красной Шапочке?- Я вам желаю, чтобы вы были добрыми и заботливыми, как …Красная Шапочка, отзывчивыми и смелыми, как…дровосеки.-Посмотрите внимательно,какому из этих человечков вы доверили бы прочитать окончание сказки?(Дети высказывают предположения и объясняют свой выбор).
59499513970000326199513970000
-Вижу, что такой конец сказки вас не обрадовал.
6.Задание на дом.
-Веселый человечек придумал домашнее задание. Давайте прочитаем его.
(Ученик выходит к доске и читает домашнее задание, написанное на обороте рисунка).
Ученик. Домашнее задание: придумайте счастливый конец сказки. Условие: дровосеков в лесу нет.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.
-Какую задачу ставили на уроке?
- Над каким произведением мы сегодня работали?
- Кто автор этого произведения?
- Чему учит нас эта сказка?
-Что вам понравилось на уроке?
-Где можно применить новые знания?
-Что на уроке у вас хорошо получилось?
-А сейчас, ребята, давайте украсим цветами дорогу, по которой шла Красная Шапочка. (Дорога, по которой шла Красная Шапочка, прикреплена на доске).
-Возьмите конверт №2. В нем лежат три цветка. Если вам на уроке было интересно - прикрепите красный цветок, если не очень – желтый, а если вам было совсем не интересно– синий.
-Посмотрите на украшенную дорогу и сделайте вывод, насколько интересным получился урок?
-Разрешите и мне украсить дорогу. Мне с вами тоже было интересно работать на уроке, я рада, что у нас все получилось. Я прикреплю красный цветок.
-Урок окончен. Спасибо за работу! Слайд №17
Слайд№ 5
Дополнительный материал.
В какой сказке людоед превратился в мышку? (“Кот в сапогах”.)
В какой сказке тыква превратилась в карету? (“Золушка”.)
Что обещала принцесса Рикке, если он избавит ее от глупости? (Выйти за него замуж.)
Почему девушку прозвали Золушкой? (Она так уставала, что отдыхала, сидя на мешках с золой.)
В каком произведении Ш.Перро герою в наследство достался кот? (“Кот в сапогах”.)
.
1. Его придумал Шарль Перро. Есть шпага, шляпа и усы.На шляпе у него перо,Усы невиданной красы.Да, он известный “хитрован”,И великана слопать смог.Он оказался очень крут.Скажите: как его зовут?
Ответ: Кот в сапогах.
Слайд 8.
2. Ровно в полночь убежалаИ, споткнувшись, потеряла На балу у короля Туфельку из хрусталя.
Ответ: Золушка.
Слайд 9.
3. Бабушка девочку очень любила.Шапочку красную ей подарила.Девочка имя забыла свое.А ну, подскажите имя ее.
Ответ: Красная Шапочка. 5.Работа в парах.
Возьмите конверт №1.Достаньте из конверта содержимое.
-Перед вами части диалога. Расположите данные части в правильном порядке и прочитайте получившийся диалог по ролям (диалог Волка и Красной Шапочки в доме бабушки). (Дети рабо-тают в паре.) Затем учитель вызывает пары для выразительного чтения вслух).Слайд №9
Собрать рисунок
Слайд№18
Слайд№18