Урок на тему Вирусы-загадочные живые существа
Тема: Вирусы – загадочные живые существа.
Цель для ученика: формирование представления о вирусах как организмов неклеточной формы организации.
Цель для учителя: выявить особенности строения и жизнедеятельности неклеточной формы жизни – вируса.
Задачи для ученика: перечисляет основные структурные элементы вируса; характеризует признаки живого на уровне вируса; сравнивает вирусы с клетками растений и животных и делает выводы на основе сравнения; рассуждает о зависимости вирусов от живых клеток, а также роли его в природе.
Задачи для учителя:
Предметные: помочь разобраться в строении и жизнедеятельности вирусов, а также роли его в природе.
Развивающие: продолжить формирование умения работать самостоятельно, а также в группе, используя инструктивные карточки, сравнивать рассуждать, делать выводы на основе сравнения.
Воспитательные: сформировать позитивное отношение к природе, другим людям и себе самому.
Урок включает в себя элементы технологии «Педагогическая мастерская». Урок ориентирован на учащихся 6-7 классов.
Этапы урока:
Индукция (наведение)
Самоконструкция (индивидуальная работа)
Социоконструкция (работа в парах)
Социализация (работа в малых группах)
Афиширование
Разрыв
Рефлексия
Действия учителя Действия ученика
Учащиеся сидят на стульях, поставленных по кругу, для каждого ученика подготовлены «лабораторные журналы» (инструктивные карточки) и комплект зашифрованных материалов, а также лист чистой бумаги, учащиеся по возможности одеты в медицинские халаты, используется карандаш, чтобы исправлять ошибки.
Индукция
Приветствие учителя. Ребята, нам пришло срочное сообщение, одному тайному агенту грозит большая опасность. Нам необходимо ему помочь! Просмотр отрывка мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
Вопрос к ребятам: Какая опасность грозит агенту?
Сегодня наш кабинет превратится в исследовательскую лабораторию, и мы вместе узнаем, что такое вирусы и как с ними бороться. Внимательно слушают учителя, смотрят видеофрагмент, отвечают на вопросы.
Самоконструкция
Учитель демонстрирует картинки разнообразных вирусов.
Какие ассоциации у вас вызывают вирусы?
Подумайте внимательно о том, а приходилось ли вам или вашим друзьям сталкиваться с вирусами, и напишите ответ в лабораторный журнал, к чему привела эта встреча. Ученики называют свои ассоциации.
Учащиеся выполняют задание.
Социоконструкция
Вопрос к ребятам: Как вы думаете, важно ли спасти агента? Почему?
Приступим к работе. На каждом из столов приготовлены зашифрованные картинки о вирусах. Попробуйте выяснить все тайны этого загадочного существа, прибегайте к помощи своего соседа. Результаты фиксируйте в лабораторных журналах.
Учитель (мастер) наблюдает за работой и может стать напарником любого ученика. Ученики отвечают.
Ученики анализируют информацию на картинках, выдвигают свои идеи и гипотезы сопоставляют с вариантами товарищей. Объединяются в пары на основе сходства точек зрения.
Результаты фиксируются лабораторный журнал.
Социализация
Учитель подталкивает ребят к обсуждению трудных вопросов в группах, помогает формировать группы, следит за тем, чтобы учащиеся толерантно относились к чужому мнению. Помогает при создании отчета с единым мнением группы. В парах рождаются противоречия, привлечение в пары других участников для обсуждения и решения возникших проблем. Оформление результата в единый отчет.
Афиширование
Учитель приглашает каждую группу отчитаться о результатах проведенной работы. Презентация различных точек зрения. Возможно творческое преподнесение.
Каждая группа презентует результаты своей работы другим участникам мастерской. Каждый ученик может ознакомиться с результатами других групп, выявить соответствия или несоответствия с результатами своей группы.
Разрыв
Учитель помогает выдвинуть ученикам общую точку зрения. Показывает на множество различных подходов к решению поставленной проблемы (расшифровка картинок – добывание знаний). Учащиеся сопоставляют имеющиеся знания с новоприобретенными, открывают для себя множество решений одной проблемы.
Рефлексия
Учитель спрашивает ребят о значимости полученного знания, о тех ощущениях и переживаниях, которые возникли в процессе урока.
Предлагает перед уходом выбрать цветовую метку, соответствующую настроению на уроке, и опустить в «ящик настроения». Учащиеся высказывают свое мнение об уроке.