Решение диалектических задач на основе сказки Шарля Перро «Красная Шапочка» с использованием мнемотаблицы.


Решение диалектических задач на основе сказки
Шарля Перро «Красная Шапочка»
с использованием мнемотаблицы.
Цель: продолжать формировать умение решать диалектические задачи по сказкам.
Задачи:
1. Обучающие: упражнять детей в умении использовать в устной речи прилагательные и согласовывать их с существительными, обогащать словарный запас детей, учить выделять одновременно два свойства предметов (размер и цвет).
2. Развивающие: развивать память, мышление, интерес к сказке, систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения.
3. Воспитательные: воспитывать желание слушать сказку, понимать диалектическую задачу, воспитывать чувство заботы.
Материалы: кукла Кузя, сундучок; мнемотаблица; две ниточки разной длины.
Предварительная работа: чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка», просмотр иллюстративного материала, беседа с детьми о безопасном поведении.
Ход занятия
Стук пол дереву.
Организационный момент.
Посмотрите, кто к нам сегодня в гости пришел. (домовенок Кузя).
-Здравствуй, Кузя. А где же это твой сундучок?
- Ребята, а вы знаете, где сундучок Кузи?
В уголке стоит сундучок. Чей же это сундучок? (Ответы детей)

- Что же сундучок нам всегда приносит? (Сказки).
- Что нужно сказать, чтобы сундучок открылся? Надо произнести волшебные слова.
- Так давайте произнесем эти слова.
Сундучок, сундучок, позолоченный бочок,
Жестяная крышка, медная задвижка,
1, 2, 3, 4, 5,
Можно сказку открывать.
Но прежде чем, мы откроем сундучок, отгадайте загадку.
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее!
Ответ: Красная Шапочка.
 (из сундучка поочередно достаем сказку Ш. Перро «Красная шапочка», портрет автора, мнемотаблицу, ниточки).
А вы знаете, кто написал эту сказку? (французский писатель Шарль Перро).
2. Ознакомление со сказкой, работа по мнемотаблице.
- Давайте попробуем все вместе рассказать сказку по схеме. (Пересказывают сказку.)
Мнемотаблица по сказке Ш. Перро "Красная Шапочка"
3. Беседа по сказке.
Вопросы:
 - Все ли вам нравится в сказке?
Правильно ли сделала Красная Шапочка, когда пошла в лес одна?
Волк в этой сказке злой или добрый?
А Красная Шапочка?
Что в этой сказке победило добро или зло? Правильно добро всегда побеждает зло.
- Ребята, а почему говорят: доброго держись, а худого сторонись? (Ответы детей.)
- Что нужно было сделать Красной Шапочке, чтобы не случилось такой неприятности? (Не разговаривать с незнакомыми и не ходить одной в лес).
- Но Красная шапочка уже пошла в лес и встретила волка, что ей нужно было сделать, когда она его встретила? (Кричать, звать на помощь, убегать).
А вы хотели бы что-нибудь изменить в сказке? (Ответы детей) 
Физкультминутка
Девочка хорошая по лесу идет, (шагают на месте).
Но не знает девочка, что опасность ждет. (притаиться).
За кустами светится пара злющих глаз. (присесть).
Кто-то страшный встретится девочке сейчас! (Крадутся, сделав на руках «когти».)
Кто же эта девочка? Кто же этот зверь? 
На загадку можете отвечать теперь. Отходят назад.
4. Отработка понятий «Длинный - короткий».
А как вы думаете, почему волк пришел к дому бабушки быстрее, чем Красная шапочка?
- По какой дороге пошел Волк? (По короткой.) 
А Красная Шапочка? (По длинной.) 
Посмотрите, пожалуйста, на парте у вас лежат ниточки, какого цвета ниточка длиннее, а какого – короче?
Как вы узнали, что одна длиннее другой?
- А что еще бывает длинное и короткое? (Волосы, юбка, веревка и т. д.)
На парте лежат карточки, с изображением дорог, по которым пошли Красная шапочка и волк. Измерьте ниточками эти дороги и определите, какая из них длиннее.
5. Вопросы к детям.
- Посмотрите внимательно иллюстрации к сказке. Какие они? Что вы видите? (на ярких иллюстрациях изображены эпизоды к сказке, главные герои)
- Какие герои положительные в сказке? (Красная Шапочка, бабушка, мать девочки).
- А каких героев мы можем назвать положительными?
- Какие черты присущи этим героям? (доброта, милость, дружелюбие, обаяние, жизнерадостность).
- Есть ли в сказке отрицательный герой? Кто? ( Волк).
- Почему вы так считаете? (потому что он по характеру злой, жестокий, вредный).
- Кто помогает нам понять лучше содержание сказки? (художник-иллюстратор).
- Правильно, художник – иллюстратор нам помогает понять, о чём написана сказка, кто главный герой или какова главная мысль сказки (педагог показывает несколько иллюстраций к сказке).
6. Итог занятия.
- Кузя, мы все задания выполнили. Понравилось ли тебе, как работают ребята?
- Ребята, Кузя спрашивает, что нового мы узнали благодаря сказке «Красная Шапочка»?
- Нельзя разговаривать с незнакомцами.
- Нужно слушать старших.
- Произносим волшебные слова и закрываем сундучок.
Кузя: а на следующее занятие я приду к вам с новыми заданиями и загадками.