Урок по окружающему миру в 3 классе Животные-живые существа
Окружающий мир (3-й класс)
Урок
Глава 3.
Тема: Животные-живые существа (организмы). Как животные питаются.
Цели: Продолжить расширение представления о разнообразии животного мира; показать отличительные признаки животных; развивать наблюдательность, образность представления, речь, мышление, воображение, самостоятельность; воспитывать социальную роль человека в обществе, эстетическое отношение к действительности.
Оборудование: прописи, учебник, ИКТ, карточки
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
1.Орг.момент
2.. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Приветствие. Настрой на работу.
-Улыбнитесь друг другу, настройтесь на работу, постарайтесь получить хорошие оценки и пожелайте друг другу удачи.
-Наш урок начинается с высказывания М.Горького.
-О какой силе идёт речь? Где помогает такая сила?
-Правильно. Сила не всегда в кулаке, а сила человека в мудрости.
-Я вам желаю открыть для себя что-то новое и стать сильнее.
3 4 5 4 3
-Ребята, какой раздел учебника мы сейчас изучаем? А какую тему?
- А что мы уже знаем о животных? Почему это живые тела?
- От каких слов происходит название «животное»?
-Назовите синоним к словосочетанию «мир животных»?
-Какие царства живой природы вы ещё знаете??
-А горы - это какая природа? Облака? Книга? Дом?
1.На прошлом уроке мы с вами разделили царство животных на группы по их строению и внешнему виду. Давайте вспомним название этих групп.
Слайд 2.
Таблица
Особое внимание мы обратили на беспозвоночных и позвоночных животных.
Работа в парах.
Задание: Расположите виды животных в нужную группу.
Беспозвоночные Позвоночные
Черви рыбы
моллюски земноводные
иглокожие пресмыкающиеся
ракообразные птицы
паукообразные млекопитающие
насекомые
Проверка
– В чём особенность позвоночных? (есть скелет)
(Появляются слайды с 3 – 15) Дети определяют, к какому классу относится животное и показывают карточку 1 – беспозвоночные, 2 – позвоночные).
Взаимопроверка и оценивание.
Итак, мы узнали, что животных мы можем классифицировать по их строению, но есть и другие способы классификации животных.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
3. Совместное открытие знаний.
4.Объявление темы урока. Целеполагание. 4 3 2 3
Слайд 16. Проблемная ситуация
Перед вами группа животных.
(ТИГР, ЖИРАФ, КОРОВА, ОРЁЛ,ЗАЯЦ,ВОЛК). Назовите их. На какие группы вы их можете разделить?
(Хищные и растительноядные) Почему?
– Назовите, какие животные растительноядные.
– Назовите хищных животных?
(Животные на слайде группируется)
IV. Постановка учебной задачи.
– Кто догадался, по какому признаку мы сегодня будем группировать животных?
(По особенностям питания)
(слайд 17).
Вывод: Какова же тема сегодняшнего урока? Какие цели мы поставим? Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
5.Самостоятельное применение знаний.
6.Физкультминутка
7.Знакомство с понятием “цепи питания”
8.Знакомство с понятием “сеть питания”
9. Вопросы экологии
10.Обобщение по теме.
2 2 3 1
Кто что ест
1. Слайд
Мы уже вспомнили две группы животных, которые можно выделить среди животных, если рассматривать, кто что ест.
Это – хищные и растительноядные, но у нас в схеме ещё две стрелки, значит, есть ещё группы. Наша задача сейчас их узнать.
Отгадайте загадку:
1.Летом ходит без дорогиВозле сосен и берёз,А зимой он спит в берлоге,От мороза прячет нос. (Медведь) Слайд 19
– Чем питается медведь? (Сообщение детей)
Медведь может есть практически всё: Любит он зелёные растения, траву, ягоды, корешки. Особым лакомством считает муравьёв, поэтому часто его можно застать за разорением муравейника. Медведь – отличный рыбак, он ловко ловит рыбу в реках и с удовольствием съедает. Может медведь напасть и на большого зверя, таких, как лось, кабан. Не гнушается в голодное время и падалью.
Можно назвать медведя хищником? А растительноядным? (он ест всё) Значит всеядный.
2.Лежала под ёлкамиПодушечка с иголками.Лежала, лежалаДа побежала. (Ёж)
– Чем питается? (сообщение детей)
Главная пища ежа – это насекомые. Ежи поедают массу всяких вредных для леса и садов насекомых и слизней. Сюда же можно отнести и уничтожение в лесу гнёзд вместе с выводком грызунов, вредных сельскому хозяйству. Не пропустит ёж и ядовитую змею гадюку. Он её не боится, а, наоборот, первым нападает на неё. Яд гадюки на него не действует.
– К какой группе животных отнесём ежа?
3.Этот зверь с двумя клыками,С очень мощными ногамиВместо носа пятачок,Им он пищу достаёт. (Кабан)
– Чем питается? (сообщение детей)
Большую часть корма кабаны выкапывают в земле. Кроме животных, обитающих в почве, они поедают корни и корневища, клубни и луковицы растений. Большим подспорьем служит падалица плодовых деревьев, жёлуди, всевозможные орехи, в том числе и кедровые.
Итак вы выслушали сообщения ребят, к какому выводу можно прийти о особенностях их питания? (они всеядные)
Вывод:-Как же назовём их группу? (всеядные)
Рассмотрим следующую группу животных. Кто это?
Слайд 19
(клещ, муха, аскариды, комар)
– Что общего в их питании? (кровь)
– Кто догадался. Как называется эта группа животных? (паразиты)
Вывод: Паразиты питаются кровью других животных или человека.
Итак, какие ещё две группы животных по способу питания мы выдели?
Слайд 20 (всеядные и паразиты)
Работа по учебнику
Чтение текста в учебнике «Окружающий мир» с.102-103.
-О каких животных вы узнали что-то новое?
3 4 5 4 3
2. Самостоятельная работа.
Работа в рабочей тетради с.38 Задание № 63. Заполните таблицу.
– Итак, мы узнали, что животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания.
Цепи питания начинаются с растений – это 1 звено, т.к. растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.
2 звено цепи – это растительноядные животные.
– Как вы думаете, почему?
3 звено цепи – насекомоядные и хищные животные.
Попробуем составить цепи питания: (работа в группах).
Слайд 22. Перед вами звенья различных цепей питания.
У вас в группах есть такие же картинки. Соедините их в цепи питания.
Дуб – мышь – лиса.
Трава – комар – лягушка – цапля.
Осина – заяц – волк.
Проверка.
– Мы составили несколько пищевых цепей
– С чего начинается каждая из них? (растения)
– Дальше? (растительноядные)
– Последнее звено? (хищные)
Итак, сделаем вывод. Что же такое пищевая цепь?
Пищевая цепь – это взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему.
Цепи питания в природе не так просты как в нашем примере. Зайца могут поедать и другие животные. Какие? (лиса, рысь, волк)
Мышь может стать добычей лисы, совы, рыси, кабана, ежа.
Многие растительноядные животные служат пищей разным хищникам.
Поэтому цепи питания разветвлены, они могут переплетаться между собой, образуя сложную сеть питания.
Работа в группах
Слайд 23 Рассмотрите рисунок. (У каждой группы свой). Здесь изображены сети питания. Несколько стрелок отходят от одного животного и в то же время, соединяются у одного животного. Докажите, что сеть составлена верно.
1. Проблемная ситуация. Слайд 24
Ребята, что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? (Зайцу нечего буде есть)
– А если не будет зайцев? (То не будут пищи и лисе, и волку)
– Что произойдёт с цепочкой? (Она разрушится)
Какой вывод можно сделать? (Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.)
Рефлексия.
“Договори фразу”.
Животные и растения связаны между собой в ……………………
В основе цепи питания находятся ………………………………..
А заканчивают цепь – ………………………………………..
В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя
…………………………………………
Слайд 25
Дружат пчёлка и цветок,Дружат лист и мотылёк,Друг без друга им нельзя.Об этом помни ты всегда!
– О чём напоминает это стихотворение?
\
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
ТОУУ
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
ΙV. Домашнее задание.
С.102-103 пересказ, пропись с.38 № 63
V. Итог урока. 4
– Что бы ты посоветовал своим товарищам после сегодняшнего урока?
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
ТОУУ
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию