Конспект занятий На ферме у хозяйки
МБДОУ детский сад №56
«Веселые игры
на ферме у хозяйки».
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи
(практический показ в рамках педагогического совета)
Подготовила:
воспитатель
Анисимова В.Н
г. Новочеркасск 2016г.
Тема: «Веселые игры на ферме у хозяйки».
Приоритетное направление (образовательная область) в соответствии с ФГОС ДО: «Речевое развитие» РР) интегрируется с направлениями: «Познавательное развитие» (ПР), «Физическое развитие» (ФР), «Социально- коммуникационное развитие» (СКР), «Художественно – эстетическое развитие» (ХЭР)
Цель: Создать условия для речевой активности у детей по средствам развивающих игр и упражнений.
Задачи:
Образовательные:
Расширение и уточнение словаря по теме: «домашние животные»
Совершенствовать речевую деятельность, как средство общения в процессе игры.
Развивающие:
Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, отгадывать загадки и объяснять их;
Развивать логическое мышление, память и внимание;
Развивать координацию движений с речью, навыки общей и мелкой моторики посредством упражнений;
Развивать навыки рисования карандашами, чувство формы, симметрии; Закрепить навыки штриховки.
Воспитательные:
Формировать доброжелательное отношение к домашним животным;
Воспитывать умение слушать друг друга; стремление действовать согласованно и прийти на помощь в нужный момент.
___ Воспитывать усидчивость, внимательность пори выполнении заданий.
Предварительная работа:
Подбор иллюстрированного материала по теме: «Домашние животные».
Чтение художественной литературы по данной теме;
Подвижные игры «Игра в стадо», «Как мы поили телят»;
Разучивание пальчиковой гимнастики «Коготки», «У кого кто, есть»;
Дидактические игры «Какой- какая?», «Кто, где живет?», «Накорми животных», «Что делает?», «Скажи наоборот», «Семья животных», «У кого, что есть?»
Предполагаемый результат:
С помощью игр и упражнений выстраивают игровые действия, сопровождая их речью, соответствующей по содержанию;
Отвечают на поставленные вопросы; отгадывать загадки и обьяснять их;
Развивают, память, логическое мышление;
Знают и рассказывают о внешних признаках домашних животных, где живут, чем питаются, какую приносят пользу; знают название семью животных; образовывают сложные прилагательные способом сложения основ и объясняют их
Самостоятельно обводит рисунок по контуру, штрихует по заданию воспитателя.
Методы:
Наглядный: наблюдение, просмотр иллюстраций;
Словесный: проблемные вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность, использование художественного слова;
Практический: совместные действия воспитателя и детей;
Игровой: создание воображаемой ситуации в развернутом виде. Игры и упражнения с мячом для развития мелкой моторики и координации речи с движениями.
Виды детской деятельности:
Игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Индивидуальная работа:
Использование вопросов разной трудности с учетом индивидуальных возможностей детей. Оказание помощи в процессе игровой и продуктивной деятельности;
Оборудование: Стол, стулья по количеству детей.
Материал:
Мяч, предметные картинки домашних животных: (корова, собака, кошка, свинья, лошадь, коза), иллюстрации по теме: (где живут, семья), раскраски, цветные карандаши.
Использованная литература:
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» подготовительная к школе группа, Москва, изд. «Мозаика – синтез» 2016год
Н.В.Нищева. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий подготовительной группе детского сада для детей с ОНР» «Детство- пресс», 2008г.
М.Ю.Картушина «Конспекты логарифмических занятий с детьми 5-6лет». Творческий центр Пресс- Москва, 2008г.
Н.В.Нищева. «Картотека подвижных игр, упражнений, Физкультминуток, пальчиковых гимнастик.» СПБ, издательство «Детство-Пресс», 2008.
Нищева Н.В. «Развивающие сказки. Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста.» – Спб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
Создание проблемной ситуации.
Воспитатель: «Ребята, вы любите играть?»
Дети: Предполагаемый ответ (да, любим)
Воспитатель: «Хозяйка на ферме побывала и с ребятами играла. Кто хочет поиграть?»
Дети:
«Наша – то хозяйка
Сметлива была (Дети идут по кругу, взявшись за руки)
Всем в избушке работ ушку,
К празднику дала:
Чашечку собачка моет язычком (Сложили ладони чашечкой, «лижут» язычком)
Хрюшка собирает крошки под окном. (Присели, наклоняют ритмично голов
По столу котище лапою скребет, (Встали, правой рукой делают движение к себе)
Половичку козочка веничком метет» (Метут пол)
Воспитатель: «Кто из вас скажет, где живет хозяйка?»
Дети: Предполагаемый ответ (хозяйка живет в избушке)
Воспитатель: «Какая хозяйка была?»
Дети: Предполагаемый ответ (хозяйка была сметливая)
Воспитатель: «Что делала хозяйка?»
Дети: Предполагаемый ответ (хозяйка работ ушку к празднику дала)
Воспитатель: «Кому дала работ ушку?»
Дети: Предполагаемый ответ (работу дала собаке, свинье, коту, козе)
(Дети выставляют картинки с животными)
Воспитатель: «Что животные делали?»
Дети: Предполагаемый ответ (собачка чашечку мыла язычком, хрюшка собирала крошки под окном, котище лапою скребет, козочка половичку веничком метет)
Воспитатель: «Как вы думаете, как хозяйка их могла называть одним словом?»
Дети: Предполагаемый ответ (домашние животные)
Воспитатель: «Почему она их так называют?»
Дети: Предполагаемый ответ детей (потому что они живут рядом с ней, помогают, а она заботится о них.)
Воспитатель: «Какие домашние животные еще живут на ферме, сейчас мы узнаем»
2.Организационная часть.
Д/И «Отгадай»
Воспитатель читает загадку
Воспитатель:
«Груз везет, сено жует,
Хвостом помахивает,
Гривой потряхивает»
Ребенок: Предполагаемый ответ (лошадь)
(Выставляется картинка)
Воспитатель: «Как ты догадался, что это лошадь?»
Ребенок: «Она груз везет, сено жует, хвостом помахивает, гривой потряхивает»
Воспитатель: «Вы отгадали верно.
Молоко дает нам кто?
Детям пить его охота
Чтобы были все здоровы
Молоко дают …»»
Дети: Предполагаемый ответ (коровы)
(Выставляется картинка)
Воспитатель: «Как вы догадались, что это коровы?»
Ребенок: Предполагаемый ответ (корова дают молоко, дети любят пить молоко, чтобы быть здоровыми)
3. Практическая часть.
Д/И «Накормим животных»
Воспитатель: «Решила хозяйка накормить своих животных. Но вот беда забыла кто, что ест. Вы, хотите рассказать хозяйке, чем можно накормить животных?».
Дети: Предполагаемый ответ (да, хотим)
Дети садятся за столы.
Воспитатель: «На столах разложены планшеты, на которых изображены домашние животные и угощения для них. Соедините линией домашнее животное и ту пищу, которое он ест.»
Дети выполняют задания. Воспитатель обращается к детям.
Воспитатель: «Чем, ты хочешь накормить корову?»
Ребенок: Предполагаемый ответ (я хочу накормить корову травой и сеном)
Воспитатель: «Чем, ты хочешь накормить лошадь?»
Ребенок: Предполагаемый ответ (я хочу накормить лошадь травой, сеном)
Воспитатель: «Как, ты думаешь, что ест собака?»
Ребенок: Предполагаемый ответ (собака ест мясо, суп, кашу и хлеб)
Воспитатель: «А, как ты думаешь, что ест свинья?»
Ребенок: Предполагаемый ответ (свинья ест овощи, кашу, желуди, яблоки)
Воспитатель: «А, как ты считаешь, что ест кошка?»
Ребенок: Предполагаемый ответ (кошка ест мясо, кашу, творог, рыбу, хлеб)
Воспитатель: «Как ты думаешь, чем накормить козу?»
Ребенок: Предполагаемый ответ (козу можно накормить травой, хлебом, яблоками)
Д/И «Кто, где живет?»
Воспитатель: «Вышла хозяйка во двор, накормить животных, а не смогла. Подскажите хозяйке, кто, где живет?»
На столе разложены иллюстрации с изображением жилища домашних животных.
Дети берут картинки и рассказывают:
Воспитатель: «Как, ты думаешь, где живет корова?»
Ребенок: Предполагаемые ответы (корова живет в коровнике)
Воспитатель: «Правильно, а ты, как считаешь, где живет свинья?»
Ребенок: Предполагаемый ответ (свинья живет в свинарнике)
Воспитатель: «Подскажи хозяйке, где живет лошадь?»
Ребенок: Предполагаемый ответ (лошадь живет в конюшне)
Воспитатель: «Ответ верный. Как, ты думаешь, где живет собака?»
Ребенок: Предполагаемый ответ (собака живет в конуре)
Воспитатель: «Молодец, правильный ответ. Как ты считаешь, где живет кошка?»
Ребенок: предполагаемый ответ (кошка живет в доме человека)
Воспитатель: «Ответ верный. А, ты, как думаешь, где живет коза?»
Ребенок: Предполагаемый ответ (коза живет в сарае, в хлеву)
Д/И «Семья животных»
Воспитатель: «Теперь хозяйка знает, что у животных есть свой дом. И они в этом доме живут дружной семьей. Назовите всех членов семьи каждого животного: папу, маму и детеныша»
На доске развешены иллюстрации, на которых изображена семья животных.
Дети: Предполагаемые ответы:
папа – пес, мама – собака, детеныш – щенок;
папа – бык, мама – корова, детеныш – теленок;
папа – конь, мама – лошадь, детеныш – жеребенок;
папа – кабан, мама – свинья, детеныш – поросенок;
папа – кот, мама - кошка, детеныш – котенок;
папа – козел, мама – коза, детеныш – козленок;
Д/И «Скажи какой, какая?» (с мячом)
Воспитатель: «Обрадовалась хозяйка, что все животные собрались на скотном дворе, но посмотрите какие они все разные»
Дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч и спрашивает.
Воспитатель: «У коровы длинный хвост (корова какая?)»
Ребенок: Предполагаемый ответ (корова длиннохвостая)
Воспитатель: «Почему она длиннохвостая?»
Ребенок: Предполагаемый ответ (потому что у коровы длинный хвост)
Воспитатель: «У быка острые рога (бык какой?»
Ребенок: Предполагаемый ответ (бык остророгий)
Воспитатель: «Почему он остророгий?»
Ребенок: Предполагаемый ответ (потому что у быка острые рога)
Воспитатель: «У свиньи короткие ноги (свинья какая?)
Ребенок: Предполагаемый ответ (свинья коротконогая)
Воспитатель: «Почему свинья коротконогая?»
Ребенок: Предполагаемый ответ (потому что у свиньи короткие ноги)
Воспитатель: «У лошади длинная грива (лошадь какая?)»
Ребенок: Предполагаемый ответ (лошадь длинногривая)
Воспитатель: «Почему лошадь длинногривая?»
Ребенок: Предполагаемый ответ (потому что у лошади длинная грива)
4. Завершение занятия.
Упражнение «Портрет на память»
Воспитатель: «Хозяюшка заботливая была. Решили животные отблагодарить свою хозяюшку –подарить свои портреты на память. Ребята, как вы считаете. Как можно помочь животным?»
Дети: Предполагаемый ответ (можно помочь нарисовать портреты)
Дети садятся за стол, на столе карандаши и раскраски с животными.
Воспитатель: «Чтобы нарисовать портрет, необходимо обвести по контуру домашнее животное и заштриховать его слева на право широкой штриховкой, расстояние между линиями соблюдайте»
По окончанию работы дети рассматривают свои рисунки.
Воспитатель: «Расскажите, кто, что нарисовал»
Упражнение «У кого, что есть»
Ребенок: Предполагаемый ответ (у меня есть большая, лохматая собака, а у тебя?»
Ребенок: Предполагаемый ответ (у меня нет большой, лохматой собаки, но зато у меня есть рогатая корова)
Ребенок: Предполагаемый ответ (у меня нет рогатой коровы, но зато у меня есть сильная, смелая лошадь)
Ребенок: Предполагаемый ответ (у меня нет сильной, смелой лошади, но зато у меня есть смешная свинья)
Ребенок: Предполагаемый ответ (у меня нет смешной свиньи, но зато у меня есть маленький, пушистый котенок)
Ребенок: Предполагаемый ответ (у меня нет маленького, пушистого котенка, но зато у меня есть кучерявый, маленький козленок)
Воспитатель: «Как, вы думаете, что скажет каждый из гостей, когда будет дарить свои подарки?»
Дети: Предполагаемый ответ
(собака (гав - гав) – загавкает;
корова (му - му) _ замычит;
лошадь (иго - го) _ заржет;
коза (ме - ме) – замекает;
кошечка (мяу-мяу) – замяукает)
Воспитатель: «Хозяюшка благодарит вас за помощь. Ей понравились портреты домашних животных, было весело и интересно»
5. Подведение итогов.
Воспитатель:
«В какие игры вам больше всего понравилось играть?» (Ответы детей)
«Что было для вас очень трудным делом?» (ответы детей)