Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «На ферме».


Конспект открытого занятия по развитию лексико- грамматической стороны речи в старшей логопедической группе
Тема: «На ферме».
Цели занятия:
Коррекционно- образовательные:
- учить детей образовывать притяжательные прилагательные;
- учить детей употреблять существительные в форме единственного числа родительного падежа;
- закрепить и уточнить знания детей о домашних животных, о внешних признаках, их питании, месте содержания, какую пользу приносят;
- продолжать учить детей составлять описательные рассказы, используя мнемотаблицу.
Коррекционно- развивающие:
- расширять словарь антонимов;
- активизировать словарь детей по данной теме;
- развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику;
- совершенствовать мыслительные процессы.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать любовь к домашним животным;
- воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру;
- воспитывать умение внимательно слушать;
- воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование: магнитная доска, полотно с изображением фермы, картинки с изображением домашних животных и их детенышей, аудиозапись «Голоса домашних животных», индивидуальные карточки для игры «Угости друга», платочки на каждого ребенка, мнемотаблица «Домашние животные», карандаши, оценки- фишки (квадратики красного, желтого и зеленого цвета по количеству детей).
Ход занятия.
1. Организационный момент
- Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось сегодня в зале. Давайте поздороваемся!
Всех сегодня я на ферму
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за другом вы вставайте
Никого не забывайте!
(Под музыку дети шагают маршем, идут на носочках, дробным шагом; останавливаются около магнитной доски с изображением фермы)
2. - Вот мы и пришли! Вот и ферма! Но где же все жители фермы?
Ах, какие хитрые животные, попрятались! Ну ничего, сейчас мы отгадаем их голоса и они сразу отзовутся. Слушайте внимательно. (дети слушают голоса животных, выставляют на полотне угаданных животных)
(Я услышал(а) голос коровы…и т.д)
- Пока наши животные играли с нами в прятки, они растеряли своих детенышей. Давайте им поможем найти у кого какой детеныш.
(дети называют у кого кто, находят картинку и прикрепляют детеныша рядом с мамой).
- Молодцы, помогли животным, теперь все мамы нашли своих малышей и очень довольны!
3. - Ребята, вы знаете различных домашних животных, а какие части тела этих животных можете назвать? (дети называют части тела животных)
- Скажите, если лапы собаки, то лапы чьи? (собачьи)
-копыта коровы, чьи копыта? (коровьи)
- борода козы, чья борода? (козья)
- хвост лошади, чей хвост? (лошадиный)
- морда кролика, чья морда? (кроличья)
- лапы кошки, чьи лапы? (кошачьи)
4. - У многих животных есть одинаковые части тела, но они могут отличаться размером и окраской, а могут быть противоположные друг другу.
- у коровы длинный хвост, а у свиньи…(короткий);
- у свиньи толстые ноги, а у овечки…(тонкие);
- у свиньи жесткая щетинка, а у кошки шерсть… (мягкая);
- у козла длинная шерсть, а у лошади…(короткая).
5. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Как животных нам назвать? Шагают.
Самых близких, самых верных,
Каждый знает их, наверно. Хлопки в ладоши.
Лошадь, корова, собака и кошка Указательным пальцем правой руки загибают пальцы левой руки.
Как назовем их? Показывают удивление.
Подумай, немножко!
В доме с хозяином дружно живут Руками показывают «крышу»
Значит домашними все их зовут!
6. Коррекционный модуль:
Дыхательные упражнения:
- вдох через нос, выдох через нос;
- вдох через нос, выдох через рот;
- покачали воздух из щечки в щечку, «Насос»;
- надули щечки, сдуваем воздух тонкой струйкой на ладошку.
2. Артикуляционная гимнастика:
- улыбка- хоботок;
- лопаточка;
- накажем непослушный язычок;
- вкусное варенье;
- чашечка;
- лошадка;
- барабан;
- толстячок- худышка.
3. Пальчиковая гимнастика «Котята»:
У кошечки нашей есть десять котят,
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких, два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых и самых красивых!
7. Игра «Угости друга»:
- Ребята, наши друзья, домашние животные, очень проголодались, давайте их покормим. Возьмите карандаши и проведите линию от животного к его еде, чем бы вы хотели покормить своего друга.
(дети выполняют задание и говорят: «Я покормлю корову сеном», «Я покормлю кота рыбой» и т.д.)
- Молодцы, справились, всех покормили, всех угостили.
8. А сейчас я предлагаю вам взять стульчики и пройти присесть на полянку. Наш друг проглот- бегемот оставил нам корзинку, а в ней платочки для игры.
Я проглот- бегемот
У меня большой живот
Мой платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглотаБрюхо, как у бегемота!
- Проглот- бегемот ничего не знает о домашних животных, давайте ему расскажем.
- Кто хочет рассказать? Все хотят! А поможет нам выбрать первого рассказчика считалка:
Мы собрались поиграть,
Ну кому же начинать.
Раз, два, три, начинаешь ты!
9. Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблицы «Домашние животные».
(далее дети сами выбирают кто следующий будет составлять рассказ)
10. Музыкальная загадка «На лугу»:
На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко…(кони)
Нет не кони!
На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко…(козы)
Нет не козы!
На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко…(коровы)
Правильно, коровы! Пейте, дети, молоко! Будете здоровы!
11 . Итог:
- Ребята, наше путешествие подходит к концу. Вам понравилось наше путешествие? О ком мы сегодня говорили на нашем занятии? Что понравилось больше всего?
Сейчас я вам предлагаю подумать и выбрать себе оценку- фишку за занятие. Если вы были активными- выбирайте фишку красного цвета, если не часто отвечали на вопросы- желтую, а если не были активными на занятии- зеленую. (дети выбирают, показывают гостям, объясняют свой выбор).