Игры Лото и Домино в помощь учителю
Игра - это самое важное в жизни детей. Игровые технологии на уроках в школе дают возможность повысить у учащихся интерес к учебным занятиям, позволяют усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогают ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях.
Преимущества игровых технологий:
•Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.
•Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.
•Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).
•Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).
Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины.
Систематическое использование игровой технологии позволяет формировать ключевые компетентности учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умения отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
В своей учебной деятельности я использую множество различных технологий компетентностного образования, которые приемлемы для нашего образовательного учреждения. Одними из самых интересных и доступных в применении я считаю предметные игры "Лото" и "Домино".
Исследования психологов и педагогов показали, что игры-лото повышают эффективность обучения в 15-20 раз и гармонизируют внутренний мир ребенка. Игра "Лото" содержит тот необходимый объем информации, так называемые «биты знаний», которые легко запоминаются ребенком. Это происходит оттого, что одновременно задействуются левое и правое полушарие мозга, слуховая и зрительная память.
Предметное лото я создала вместе с учениками по таким темам: "Знаменательные даты Великой Отечественной войны", "Домашняя бытовая техника", "Кухонные электроприборы", "Вокруг света", "Ручные стежки и строчки", "Творчество И.И. Шишкина", "Профориентация" и др. Настольную игру "Домино" удобно использовать при закреплении темы "Ручные стежки и строчки", "Виды химических волокон" и др.
Абсолютно любой педагог - предметник может использовать данные игровые технологии в своей практике по самым разнообразным темам. Можно с успехом вовлекать в эту творческую деятельность обучающихся, которые с удовольствием будут участвовать в данном процессе (как индивидуально, так и в малых группах).
Игру "Лото" можно применять в разных вариантах:
1. "Найди пару"
2. "Лист памяти"
Выложить перед игроком Лист памяти (один лист с репродукциями картин), пусть он его рассмотрит, примерно около 10 - 20 секунд. Затем уберите Лист и выдайте карточки с такими же иллюстрациями. Попросите показать те, которые он только что видел.
3. "Дубль"
Положите на стол один Лист памяти и все карточки стопочкой картинкой вниз. По очереди берите карточки. Если изображение на карточке совпадает с изображением на Листе памяти, то карточку забираем себе. Выигрывает тот, кто больше соберет карточек.
Вариантов использования карточек игры Лото множество. Игру "Домино" можно использовать предметникам при проверке знаний различных формул, понятий, графических изображений, схем.
В игре дети становятся более свободными и независимыми, самостоятельными и ответственными, творческими, активными. Именно к этому призывает концепция модернизации российского образования.