Конспект логопедического занятия Деформированный текст
Тема: Деформированный текст
Цель: учить восстанавливать деформированный текст.
Задачи:
развивать устную и письменную речь, креативность, взаимооценку и самооценку;
научить оформлять тексты (заголовок, абзац и т.д.);
попытаться восстановить деформированный текст по отдельным его частям, путем правильной расстановки предложений в тексте и слов в предложении, изменении формы слова, расстановки знаков препинания.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, таблицы для самооценки, карточки с заданиями, тест по теме «Текст»
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Звучит спокойная музыка.
Сядет тот, кто правильно ответит на вопросы полным предложением:
- какое время года наступило?
- А какое закончилось?
- Какие птицы прилетают к нам весной?
- Как их называют?
- что происходит весной в природе?
II.Артикуляционная гимнастика
А) Загони мяч в ворота
Б) Змейка
В) дятел
ЧИСТОГОВОРКИ
Ла-ла-ла- лопата и пила
Ло-ло-ло- у белки дупло
Лу-лу-лу- мы купили пилу
Лы-лы-лы- малыши малы (Слайд 3)
ОБЪЯСНИ СМЫСЛ ПОСЛОВИЦЫ
Всякой вещи свое место.
II. Сообщение темы занятия
- Пока вы отдыхали на перемене, ветер-озорник перепутал слова из логической цепочки. Определите последовательность слов и объясните свой выбор. (Слайд 4)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
– Какое слово является завершающим? Почему?– Что такое текст? (Предложения, связанные между собой по смыслу.)– Вспомните, назовите основные признаки текста. (Тема, основная мысль, смысловая связь между предложениями, порядок предложений, части текста: вступление, основная часть, концовка, заголовок, абзац или красная строка.)
На слайде появляется цветок, на лепестках которого написаны основные признаки текста.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
– Объясните, что обозначает каждый признак.(Слайд 5)
Ответы учащихся.
– Итак, мы будем восстанавливать текст. А что значит восстановить текст? (Определить части текста, место каждой части, если отсутствует часть, то дополнить, если деформированный текст, то восстановить.)
III. Работа по группам.
1. Восстановление 1-й части текста.
Откройте конверт № 1 и определите задачу для своей группы.
Восстановить предложения из слов, данных в разбивку:
он, писк, вдруг, жалобный, услышал;
это, под, лежал, воробышек, кустом;
его, злой, камнем, подшиб, мальчишка;
воробышек, пить, просил;
Восстановить последовательность предложений:
Воробышек просил пить.
Злой мальчишка подшиб его камнем.
Это воробышек лежал под кустом.
Поставить точки в не пунктированном тексте:
Вдруг он услышал жалобный писк это воробышек лежал под кустом злой мальчишка подшиб его камнем воробышек просил пить.
В работе можно использовать “черновик” – лист на котором можно пробовать варианты ответов.
2. Проверка выполнения работы. Восстановление основной части.
1 группа – первое предложение. Согласны ли вы с таким порядком слов в предложении?
2 группа – второе предложение. Есть ли замечания?
3 группа – прочитайте третье предложение.
1группа – как закончили эту часть?
- Прочитайте предложения по порядку. Сравните с образцом. Можно ли это назвать текстом? (Да. Есть последовательность предложения, связь по смыслу.) Что заметили? (Это основная часть. Нет начала и конца) Какая это часть? Как определили? (Можно поставить вопрос – Что произошло? Связывается словом вдруг.) Укажите, что это 2 часть. (слайд 6)
3. Восстановление 2-й части текста.
- Откройте конверты. Ознакомьтесь с его содержанием. Определите задачу каждой группы.
Поставь точку в не пунктированном тексте:
Нес зайчик лист капусты лист был большой круглый зайчик шел и радовался.
Восстановить последовательность слов в предложениях:
нес, лист, капусты, зайчик;
лист, и, был, круглый, большой;
радовался, шел, и, зайчик.
Восстановить порядок предложений:
Нес зайчик лист капусты.
Зайчик шел и радовался.
Лист был большой и круглый.
4. Проверка работы групп.
2 группа – прочитайте первое предложение. Как составили? Что можно сказать о предложении?
3 группа – какое предложение поставили вторым?
1 группа – каким предложением завершили эту часть?
- Прочитайте эту часть текста. Где хотели бы поместить эту часть? Почему? Какая это часть? Как проверить, что составили текст? (Прочитать части по порядку.) Сверьте свою работу с образцом. На табличке поставьте оценку за восстановление разрушенной части текста.(Если обе части составлены верно, то “х” ставится в самом верху; если потребовалась помощь ребят и внесли исправления – “х” проставляется в середине; если не справились с восстановлением частей – “х” внизу.) (Слайд 7)
Таблица самооценки группы
Восстановление частей текста
Самостоятельное составление части текста
Заголовок
- Можно ли считать работу завершенной? Почему?
IV.Физминутка (Слайд 8)
V. Самостоятельное завершение текста.
1. - Составьте 1-2 предложения для окончания текста в черновике. Какие варианты у вас получились? Чей вариант наиболее удачен? Может ли быть такой конец? В табличке поставьте “х” вверху, если текст имеет логическое завершение. Если текст закончен неудачно, “х” поставьте внизу.
2. Озаглавливание текста.
- Все ли признаки текста есть? Что еще нужно? Какой заголовок можно дать?
Простановка оценок производится по такому же принципу, как раньше.
3. Подведение итогов работы с текстом.
- Докажите, что восстановленный кусок является законченным текстом.
VI. Самоконтроль.
- Перепишите законченный текст в тетрадь. Что следует помнить при записи? Расскажите пользуясь табличкой по самоконтролю. (В тексте должен быть заголовок; каждая часть должна начинаться с красной строки; правила записи предложений; связь предложения в тексте; орфографическое проговаривание.)
(Слайд 9)
VII. Закрепление пройденного материала.
- Сейчас у каждого из вас будет возможность проверить себя с помощью теста. В тесте даны высказывания. Если высказывание верно, то поставьте “+”, если высказывание неверно, то “–”. Нарисуйте шкалу после выполнения теста. Поставьте оценку на самом верху если на 2-й и 4-й вопросы вы поставили “–”, к остальным высказываниям “+”. Оценку внизу, если неверных высказываний не нашли.
Тест по теме “Текст”
Ф.И. ученика _______________________
№ п/п
Вопросы
“+” или “–”
1.
Текст состоит из предложений.
2.
К тексту нельзя придумать заглавие.
3.
Все предложения в тексте имеют границы.
4.
Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.
5.
В тексте о чем-то или о ком-то говорится.
6.
Текст можно разделить на части.
7.
Каждая часть текста записывается с красной строки.
VIII. Подведение итогов.
Что мы повторили на занятие ? Какие задания было особенно интересно выполнять?
Заголовок 1Заголовок 315