Адаптированная образовательная коррекционно-развивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья по устранению общего недоразвития речи (II уровня реч.разв.)
Адаптированная образовательная коррекционно-развивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья по устранению общего недоразвития речи (II уровня реч.разв.)
Программа подготовлена учителем – логопедом Грязновой И.Г.
Пояснительная записка
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению детей с речевой патологией. Также, меняется структура дефекта, у детей появляется больше проблем, увеличивается число детей со сложной структурой дефекта.
Данный уровень определяется начатками общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда и четырехсловной фразы, наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике. У детей отмечается недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных процессов, существуют грубые ошибки в понимании и употреблении глаголов, прилагательных, затруднения в усвоении обобщающих понятий.
Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с ОНР наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций. Дефицит речевых средств создает проблемы и при адаптации детей в начале школьного периода. Поэтому необходима коррекционная работа с детьми с ОНР, как в дошкольном, так и школьном возрасте.
В данном материале представлено примерное планирование работы, по устранению ОНР(II уровня речевого развития). Занятия носят комплексный характер, что выражается в обогащении словаря, коррекции грамматического строя речи, развитии фонематического восприятия, анализа и синтеза, развития мелкой моторики.
Особое внимание уделяется игровым приёмам и дидактическим играм, которые продолжают оставаться доминирующими как у дошкольников, так и младших школьников, и являются существенным компонентом обучения.
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.
Настоящая программа рассчитана на детей с ОНР (II уровня речевого развития), реализуется в процессе индивидуальных и групповых занятиях с детьми.
Цель программы: коррекция общего недоразвития речи и предпосылок к формированию нарушений письменной речи у младших школьников.
Задачи программы:
Развитие фонематического восприятия.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза
Обогащение словаря.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие связной речи.
Развитие мелкой моторики.
Подготовка к обучению грамоте.
Адресат программы: дети с ОНР (II уровня речевого развития), имеющие нормальное психофизическое развитие, задержку психического развития, сложную структуру дефекта.
Формы логопедического воздействия –подгрупповые и индивидуальные формы работы.
Методы логопедического воздействия:
Словесные;
Наглядные;
Практические.
Ожидаемый результат:
Сформированность активной и пассивной речевой сферы.
Мотивированность к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Практическое использование в речи лексических и грамматических средств языка.
Формирование навыков связной речи.
№ Лексическая тема Грамматика Фонематическое развитие Развитие моторики.
1. Семья Называние слов одно-, двух-трехсложной слоговой структуры
1.Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «А»: А О У А Ы ЭА Ю А А И .
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Папа, мама брат и я
Вместе дружная семья.
Раз, два, три, четыре,
Все живем в одной квартире.
(Загибаем пальцы, начиная с большого. Показываем кулачок. Чередуем руки)2 Времена года. Осень. Подбор и употребление качественных прилагательных. (Какая осень? Какая погода? Какое небо? Какие дни?)Отбери картинки на звук «А». Игра «Четвертый лишний». «Сложи картинку» из 8 – 10 частей
3 Огород. Овощи. Образование существительных формы множественного числа. Назвать все овощи желтого цвета, красного цвета, зеленого.
Игра «Один-много» Выделение первого и последнего звуков в слове. Раскрашивание картинки
4 Сад. Фрукты Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Назвать круглые фрукты, овальные. Игра «Назови ласково» Учить отхлопывать предложенный ритмический рисунок слова. Шнуровка
5 Лес. Грибы и ягоды. Обогащение словаря словами: клюква, ежевика, черника, сыроежка, масленок, срезать, собирать, перебирать, мариновать, сушить, варить, готовить. Согласование существительных с числительным. Игра «Запомни и повтори»
Овл-авл-увл.
Вла-вло-влыЛвы-лву-лваШтриховка
6 Игрушки Образование относительных прилагательных, согласование числительных с существительными (Пять кубиков, пять мишек) Игра «Тихо-громко»
Слог со звуком [л] произнеси громко, а со
звуком [в]-тихо
Ла-ла-ва, Во-ло-во, Вы-вы лы «Обведи по контуру» - обводка трафарета
7 Обувь Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой-моя-мои»
Игра «Чей предмет?» Игра «Будь внимательным».
Повторить слоги, хлопнув в ладоши только на слог со звуком [л], а затем со звуком [в] Рисование пальцем на песке, манной крупе.
8 Одежда Образование словосочетаний с относительными прилагательными.
(Пальто из шерсти. - Шерстяное пальто)Игра «Четвертый-лишний» Игра «Слоговая лесенка»
Правильно проговаривать заданные
педагогом слоги. «Обведи по контуру» - обводка трафарета.
9 Мебель Называть части целого предмета для определения целого (Спинка-стул, ветки-дерево)
Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи простые формы предлогов на, в, под. Игра «Раздели слова на слоги»
Стул, шкаф, диван, кровать, полка. Выкладывание из палочек мебели.
10 Посуда Употребление качественных прилагательных.
Игра «Какой, какая, какие?» Упражнять в передаче ритмического
рисунка, прохлопать слова: чай-ник, чаш-ка, вил-ка. Пальчиковая гимнастика
11 Зима Назвать приметы зимы. Согласование существительных с прилагательными. Придумать слова со слогами.
Ла, ва, ло, во, лы, вы, лу, ву. «Сухой бассейн»
12 Праздник Новый год Использование относительных прилагательных.
Игра «Какой, какая, какое?» (Стеклянный шарик, бумажный флажок) Хлопни в ладоши, если услышишь слог со
звуком [с]. Подпрыгни на месте, если
услышишь слог со звуком [ш]. Самомассаж пальцев.
13 Развлечение детей в зимнее время года. Закреплять умение составлять простые предложения на основе вопросов.
Игра «Чего не стало?» Хлопни в ладоши, если услышишь слово со
звуком [с], топни, если звук [ш].
Сок, сутки, шутки, вас, ваш, мишка, миска, каска, кашка. Выкладывание узора на наборном полотне.
14 Продукты питания Учить согласованию подлежащего с другими членами предложения. Игра «Запомни и повтори»
Ша-са, шо-со. Ши-сы-ши. Су-шу-су. «Сложи картинку» из 8 – 10 частей
15 Домашние животные и их детеныши. Образование формы множественного числа. Игра «Один-много»
(Ягненок-ягнята, теленок-телята) Произнеси цепочку слогов в прямом и
обратном порядке.
Иш-иш-ис, шка-ска-ска, смо-смо-шмо. «Обведи по контуру» - обводка трафарета.
16 Дикие животные и их детеныши. Образование притяжательных прилагательных. Игра «Тихо-громко». Слог со звуком [ш]
произнеси громко, а со звуком [с]-тихо
Шва-шва-сва. Сто-што-сто. Слы-слы-шлы. Шнуровка
17 Помощь птицам и животным Закреплять в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными. Игра «Слоговая лесенка»
Спуститься по «слоговой лесенке» пальцами правой (левой) руки, правильно проговаривая на каждой ступеньке «волшебное слово» (слог) (Сыш, сош, шыс, шас) «Сложи картинку» из 10 частей
18 День защитника Отечества Закреплять навыки составления простых предложений. Игра «Повтори слова»
Шила-сила, шут-суд, шагнуть-согнуть,
широк-сырок, каша-касса. Самомассаж пальцев.
19 Женский день Подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (Кто вяжет? Бабушка вяжет, мама вяжет.)Придумай слова со слогами: си, ши,
ша,са,су,шуПальчиковая гимнастика.
20 Природные явления весны Упражнять в подборе однородных подлежащих, сказуемых в ответе на вопрос. Игра «Запомни и повтори»
Жа-за. Зу-жу. Зо-жо-зо. Жи-зы-жи, Жва-зва-жва. «Сухой бассейн»
21 Перелетные птицы. Упражнять в употреблении в речи простых предлогов на, в, под. Произнеси цепочку слогов в прямом и обратном порядке.
Жу-жу-зу. Зна-зна-жна. Жле-зле-зле. Штриховка
22 Труд людей весной. Согласование первоначальных навыков согласования личных местоимений с глаголами.
(Я капаю, она капает, они капают) Игра «Тихо-громко». Слог со звуком [ж]
произнеси громко, а со звуком [з]-тихо
Жвы-звы-звы. Зно-зно-жно. Зду-жду-жду. Рисование пальцем на песке, манной крупе.
23 Инструменты Упражнять в согласовании прилагательных с существительными Игра «Будь внимательным»
Повтори слоги, хлопнув в ладоши только на
слог со звуком [ж] (Затем на слог со звуком [з]).
Аза-ажа-аза, жо-зо-жо, зба-жба-збаВыкладывание из палочек.
24 Профессии Формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трех простых предложений. Игра «Слоговая лесенка»
Спуститься по «слоговой лесенке» пальцами правой (левой) руки, правильно проговаривая на каждой ступеньке «волшебное слово» (слог)
Яжз, езж, заж, зжу, жезл Выкладывание узора на наборном полотне.
25 Транспорт Подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (летать-самолет, плавать-корабль) Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком [р]. Подпрыгни на месте, если услышишь слог со звуком [л]. Ла, ра, ва,ал, ул, ор, ры, вы «Обведи по контуру» - обводка трафарета.
26 Первые цветы Закреплять в самостоятельной речи навыки согласования прилагательных с существительными. Игра «Будь внимательным»
Повтори слоги, хлопнув в ладоши только на
слог со звуком [р] или [р'].
Ло-ро-ло, ля-ля-ря, ир-ир-ил, ел-ел-ер.
Выкладывание из мозаики.
27 День Победы Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам. Игра «Скажи наоборот»
Взрослый произносит слог со звуком [л] или
[л'], а ребенок произносит подобный слог со
звуком [р] или [р'], и наоборот. «Сухой бассейн»
28 Сад-огород Упражнять в подборе однородных подлежащих, сказуемых в ответе на вопрос. Игра «Тихо-громко». Слог со звуком [р]
произнеси громко, а со звуком [р'], тихо
Ры-ры-лы, ли-ри-ли, юр-юр-юл, юль-юль-юрь. Штриховка
29 Насекомые Образование относительных прилагательных, согласование числительных с существительными (Одна бабочка, две бабочки, пять бабочек) Игра «Слоговая лесенка»
Спуститься по «слоговой лесенке» пальцами правой (левой) руки, правильно проговаривая на каждой ступеньке «волшебное слово» (слог)
Рул-рул-рул (лор, риль, лерь) Рисование пальцем на песке, манной крупе.
30 Лето Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое педагогом. Игра «Повтори слова»
Вол-вор, ласка-краска, леска-резко,
вылезать-вырезать, классный-красный. Выкладывание узора на наборном полотне.
Список используемой литературы.
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2006. – 128 с.
Галкина Г.Г., Дубинина Т.И «Пальцы помогают говорить» Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей – М.: Издательство «Гноми Д», 2011 – 40с.
Елемесова И.А., Михайлова О.В. Методическое пособие для начинающих логопедов. Перспективные планирования. Издательство«Литера», 2004.- 83с.
Жукова Н.С, Мастюкова Е. -М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, М., 1990
Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет. – СПб.: ООО «Издательство «Корона. Век», 2011. – 80с.
Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 6-8 лет. – СПб.: ООО «Издательство «Корона. Век», 2011. – 80с.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Москва «Просвещение», 2010.- 272с.