Выступление на конференции классных руководителей по теме Формирование классного коллектива в условиях реализации ФГОС
Выступление на конференции классных руководителей на тему:
«Формирование классного коллектива в условиях реализации ФГОС.»
Выступление подготовила:
Яковлева Елена Николаевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №8”
г. Нижнекамск
2015 г.
Развивающемуся обществу сегодня нужен человек образованный, нравственный, предприимчивый, способный самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, умеющий прогнозировать их возможные последствия, способный к сотрудничеству, конкурентоспособный.
Цель моей воспитательной работы – развитие такой личности. Моя цель достигается при решении следующих задач:
- формирование начальной ступени ученического самоуправления;
- содействие защите прав, достоинств и интересов ребенка;
- создание условий для реализации и развития индивидуальных качеств детей в процессе активной творческой деятельности.
Каким станет наше общество - зависит от того, какими личностями вырастут сегодняшние школьники. Одним из коллективов, где ученик проводит значительную часть своей жизни, является школьный класс.
Основное предназначение классного руководителя – увидеть каждого ребенка, отметить его индивидуальность и направить в нужное русло.
Классный руководитель организует процесс воспитания всех учащихся и конкретно каждого из них. Основной принцип- принцип личностного подхода. Такая деятельность не носит мероприятийный характер. Она воспитывает, создает человека, человеческие отношения, развивает качества личности. Я стремлюсь объединить детей, построить объединяющие коллективные отношения. Люди объединяются тогда, когда им необходимо вместе выполнить важное для них дело.
При личностно-деятельном воздействии, в условиях диалогизации, мне не приходится «лепить» из ученика некий образ идеального человека, а я создаю условия для саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования и самореализации растущего человека.
Моя концепция воспитания – сотрудничество и содружество с ребенком. Это позволяет добиваться заметных положительных результатов в воспитании и общении.
Начальная школа- это основа дальнейшего развития школьника. Нравственные убеждения, личностные ценности закладываются умелой организацией деятельности учащихся. Поэтому всю работу по организации детского коллектива провожу через ученическое самоуправление. Я включаю систему самоуправления на начальных этапах развития классного коллектива. Для того чтобы мои ребята были готовы к переходу в среднее звено.
Приучать детей к самоуправлению нужно постепенно, с 1-го класса в игровой форме.
Веду работу по своей программе - в 4 ступени роста.
На каждом этапе ученики моего класса делятся на объединения и живут по общим законам:
- уважения традиций
- доброго отношения друг к другу
-«ноль-ноль» (Будь точен, цени свое время)
- сохранения здоровья
- разумного поведения
- зелени
- красоты
В 1 классе- 1 ступень роста. На этом этапе дети пассивны. Нет обще-групповых дружеских связей и сплочения. Под моим руководством они формулируют правила школьной жизни, уважительно относиться к одноклассникам, выполнять разовые поручения. Я - наставник. Я стремлюсь увлечь школьников разнообразной соблазнительной деятельностью, сформировать внутригрупповое общение, оградить их от групповой агрессии, привлечь помощников из самих детей. (См. приложение 1)
Во 2-м классе- 2-ая ступень роста. Здесь происходит стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают функционировать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Дети соблюдают установленные законы, учатся формулировать свое мнение, выполняют постоянные поручения, участвуют в работе микрогрупп. Я – помощник. (См. приложение 1)
В 3 классе- 3 ступень роста. Третий и последующие этапы характеризуют расцвет коллектива. Коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Дети выполняют постоянные поручения. Учатся планировать работу группы по интересам, участвуют в КТД, высказывают свою точку зрения. Я - консультант. (См. приложение 2)
В 4 классе- 4 ступень роста. На этом этапе благодаря прочно усвоенному коллективному опыту дети сами предъявляют к себе определенные требования. Выполнение нравственных норм становится его потребностью и процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания. Дети участвуют в работе классного самоуправления, планируют и проводят КТД. Я – партнер и старший товарищ. ( См. приложение 2)
Для подведения итогов проделанной работы провожу анализ через организацию проекта на тему: «Наша школьная жизнь».
На основе ученического самоуправления отбираю содержание и строю воспитательную работу т.о., чтобы сформировать личность:
Успешную
Творческую
Гуманную
Свободную
Духовную
Ответственную
Правовую
Потенциал моих ребят огромен. У них много энергии и познавательной активности. Мои дети становятся не только моими соавторами, но и авторами всех видов деятельности.
Так к моменту перехода в среднее звено не возникает эффекта «слепых котят», когда детей неожиданно погружают в совершенно иную структуру взаимоотношений.
Я проработала по своей программе 4 года (с 1 по 4 класс). И уже вижу итоги своей работы.
По результатам диагностики я могу сказать, что мои выпускники обладают набором определенных нравственных качеств, которые формируют в них значимые компетенции:
Я знаю Я умею Я могу
-Как вести себя - Отстаивать свое мнение – Самореализоваться творчески
-Как общаться - Делать выбор - Быть человеком и гражданином
-Делать выводы - Быть самодостаточной личностью
- Брать на себя ответственность - Быть конкурентно способным
- Принимать решения
Мои воспитанники гордятся не только своими успехами и победами, но и учатся радоваться за своих сверстников и сопереживать им.
В конечном счете, моя позиция- мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании, когда законом жизни становится « Закон протянутой руки, души распахнутой».
Приложение 1
Приложение 2
15