Роль диагностических исследований в формировании классного коллектива
Из опыта работы
Роль диагностических исследований в формировании классного коллектива.
Классный руководитель Николаева О.А.
Воспитанию нет начала и конца. (Ш.А.Амонашвили)
Детская энергия неиссякаема. Нам, педагогам, надо лишь умело направлять её. Более двадцати четырех лет я работаю учителем биологии и химии и являюсь классным руководителем. Каждый раз, когда приходят ко мне новые пятиклассники, меня волнует вопрос: как построить свою воспитательную работу, чтобы коллектив был дружным, сплочённым, творческим? Коллектив рождается в совместной и целенаправленной деятельности.
Нам часто кажется, что мы знаем достаточно хорошо тех, кого учим, воспитываем. Однако в жизни бывает не так. К сожалению, нередки ситуации, когда мы, взрослые, с горечью осознаём, что недостаточно хорошо понимаем сегодняшних мальчишек и девчонок, их поведение неожиданно для нас, мы не можем объяснить их действия и суждения.
Надо хорошо знать ребёнка, чтобы предъявлять к нему требования, соответствующие его силам и возможностям. Неумение вовремя заметить некоторые особенности в его характере и поведении ведёт к серьёзным упущениям в воспитании. Лишь постоянное внимание к личностным особенностям ребёнка создаёт основу для сознательного управления развитием с учётом возрастных изменений.
Каждому учащемуся присущ свой индивидуальный путь развития. Определить и спрогнозировать его уровни и темп помогает педагогическая диагностика. В свою очередь, информация ( составление Портфолио), полученная о каждом ребёнке в ходе диагностических исследований, позволяет правильно построить воспитательную работу по формированию коллектива в целом.
Всю свою диагностическую работу по формированию коллектива я разделила на три этапа:
I этап – диагностика исследования личности учащихся (5 класс);
II этап – диагностика развития коллектива (6 класс);
III этап – диагностика сформированности коллектива (7класс).
Для того, чтобы составить более полное и точное представление о ребятах, которые ежедневно приходят к нам в класс, об их интересах, ценностных ориентациях, возможностях и желаниях, существуют различные диагностические методики. В своей практике я использую методики, разработанные в НИИ и подробно описанные в книге “Воспитательный процесс: изучение эффективности” [под редакцией Е.Н.Степанова], методики, изложенные кандидатом педагогических наук Г.Ф.Гаврилычевой , а также составленные мною в процессе педагогической деятельности, использования тестов Мой выбор, из рабочей тетради для учащихся, Министерства образования РФ.Целью является выявление уровня воспитанности, взаимных симпатий, творческого развития личности, направленности интересов и т.д.
На первом этапе применяю методики и графические, иллюстративные тесты, рисунки, позволяющие определить степень самооценки каждого ученика, выявить атмосферу в классном коллективе, лидера с целью самоуправления в классе.
Диагностическая методика “Если бы ты был волшебником”. Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Анализ ответов по схеме.
Ф.И. Желания
для себя для близких людей для других людей
1. Арзаняева Е 1 1 1
2. Бабич К 1 2
3 Кабаева М 3 4 Карпачева К3 5 Кузнецов В1 2 6 Мельникова М 1 1 1
7 Оздоева З2 1 8 Паркина К1 1 1
9 Строева Е2 1
10 Харламова И3 11 Хисамутдинова Г 1 1 1
12 Ховрина К1 1 1
13 Чекушкин А1 1 1
14 Дубинин А1 1 1
Учащиеся, которые в семье одни, стремятся уделить внимание только себе, если у них есть братья и сестры желания распределяются по разному. Если в семье интеллектуальный уровень, коммуникативные отношения в обществе, то как правило и дети стремятся к общению, духовному благополучию, решение необходимых потребностей с окружающими их людьми.
Диагностическая методика “Космическое путешествие”. Учащимся раздаются листы бумаги. Ребята должны представить, что отправляются в космическое путешествие и являются командирами космического корабля. Они должны набрать команду из учащихся своего класса в составе трёх человек. Фамилии этих детей записать на листе. Данная методика позволяет определить лидера класса, а также выявить учащихся, которые находятся вне классного сообщества.
Лидеры- Дубинин Александр, Строева Елена, Ховрина Ксения, Карпачева Кристина, Чекушкин Артем.
Мельникова Маша, Бабич Екатерина, Оздоева Заира, Харламова Ирина в лидеры не попали. В силу своего замкнутого характера малой общительностью с одноклассниками.
Диагностическая методика “Солнце, дождик, тучка”. Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений.
5 класс
6 класс
7 класс
Ребята пришли: 6 человек из с.Киселевка (ребят подвозят утром и после уроков на автобусе), одна ученица из поселка Приозерное ( ее тоже подвозят, она одна в семье и училась в 1,2,3,4 классах тоже одна, соседи взрослые девочки, было малое общение с ровесниками) и 7 ребят из с.Загарино. Поэтому многих школьников устраивало общение только дома. В старших классах ситуация изменяется в сторону общения с одноклассниками.
Диагностическая методика “Загадай желания”. Ученику рассказываю, что есть такое поверье: если увидишь, как падает звезда и успеешь загадать желание, оно обязательно исполнится. “ Представь, что ты видишь падающую звезду. Какое желание ты бы загадал?”
Обработка результатов проходит по схеме: выписываю желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу: - материальные (вещи, игрушки и т.п.);- нравственные (иметь животных и ухаживать за ними и т.п.);- познавательные ( научиться чему-то, стать кем-то);- разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).
Очень радует ,что у ребят нет предрасположенности к разрушительным действиям. Многие хотели иметь больше животных.
Методика незаконченных предложений. Варианты: 1. Ребятам предлагается дописать два предложения: Больше всего я радуюсь, когда … .Больше всего я огорчаюсь, когда … .
2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет свой символ: (день и ночь). Учащиеся в соответствующей части листа рисуют (записывают) свои радости и огорчения.
3. Предлагаю ответить на вопрос: “Что радует, а что огорчает твою маму, родителей, учителя?” При анализе ответов выделяю радости и огорчения, связанные с собственной жизнью; с жизнью коллектива.
Графический тест “Я – позиция”. На листе бумаги чертится круг. Ученик ставит точку – своё “я” относительно круга (она может быть поставлена в круге, центре круга, за кругом). Целью данного теста является выявление характера самооценки детей, места каждого ребёнка в коллективе. Результаты данного теста применяю для формирования классного самоуправления.
Тест “Пьедестал”. Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из 3 ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести по 1 человеку из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.
Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.Разыгрываю ситуацию: “Вам предстоит участвовать в спортивных соревнованиях. Кого вы хотели бы видеть победителем?”
Полученные результаты дадут представление о главных свойствах личности учащихся, которые выражаются в единстве знаний, отношений, мотивах поведения и действий.
После распределяем обязанности и поручения в классе, среди ребят.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ В КЛАССЕ
СТАРОСТА _ _Строева Елена______
ЗАМ. СТАРОСТЫ__Карпачева Кристина___
ФИЗОРГИ:
ДЕВОЧКИ _Ховрина Ксения____________
МАЛЬЧИКИ __Кузнецов Владислав_____
СЕКТОРА:
УЧЕБНЫЙ __Харламова Ирина_____
КУЛЬТУРНО МАССОВЫЙ Кабаева Мария,
Хисамутдинова Гульнара ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ДЕЖУРСТВО__Чекушкин Артем__, Оздоева Заира____
ТРУДОВОЙ ___ _Паркина Екатернина _Дубинин Александр_____
Мельникова Мария _______________
РЕДКОЛЛЕГИЯ Арзаняева Елена ___________________________
__Бабич екатерина________________________
На втором этапе целью диагностики является выявление направленности интересов учащихся, характера самооценки, изучение уровня нравственного развития личности и духовно-нравственной атмосферы в классном коллективе.
Методика “Цветик-семицветик”
Цель: выявление направленности интересов школьников. Ход проведения. Каждым учеником изготавливается цветок со съёмными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых учащимся больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый школьник сформулирует семь желаний.
Обработка результатов. Анализ результатов удобно проводить, составив таблицу:
Ф. И.
Желание
для себя для родных и близких для класса и школы для всех людей
Арзаняева ЕБабич ККабаева М
Карпачева ККузнецов ВМельникова М
Оздоева ЗПаркина КСтроева ЕХарламова ИХисамутдинова
Ховрина КЧекушкин А2
1
3
3
3
1
3
2
1
4
2
2
1
2
4
1
1
2
3
1
2
1
1
2
2
1
2
2
2
3
1
3
1
2
3
1
2
2
3
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
2
Для себя- 27% Для родных и близких - 23% Для класса и школы - 27% Для всех людей -14% Количество баллов, которые учащиеся определили совпадают для себя и для класса.школы.
Игра “Магазин”
Цель: изучение уровня нравственного развития личности учащихся и духовно-нравственной атмосферы в классном коллективе. Ход проведения. Первый этап игры проходит в начале учебного года в виде “купли-продажи”. Школьникам предлагается сформировать несколько небольших групп (по3 -4человека). Все учащиеся играют роль покупателей нравственных ценностей. “Купля-продажа” осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества ( вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.), которых, по мнению самих учащихся, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность, жадность и т.д.) или же на свои положительные, которые у них имеются в избытке. После проведённой “купли-продажи” классный руководитель вместе с учащимися подводит итоги осуществлённой сделки. Они обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы “приобретённые”, “купленные” положительные качества закрепить в деятельности классного коллектива.
Результаты первого этапа фиксируются в таблице:
№п/пФ.И. “Приобретённые” Положительные качества “Проданные” отрицательные качества
1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Арзаняева ЕБабич ККабаева М
Карпачева ККузнецов ВМельникова М
Оздоева ЗПаркина КСтроева ЕХарламова ИХисамутдинова
Ховрина КЧекушкин А Настойчивость
Твердость
Усидчивость
Сосредоточенность
Дисциплиниров-тьАккуратность
Послушание
Активность
Инициативность
Коллективизм
Настойчивость
Спокойствие
Творчество
Невнимательность
Застенчивость
Категоричность
Несдержанность
Упрямство
Обидчивость
Заносчивость
Упрямство
Застенчивость
Застенчивость
Зависть
Шумливость
Обидчивость
Затем в течение всего учебного года я веду наблюдение за подростками, организует совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмосферы в классе, стимулирует работу учащихся по формированию положительных качеств.
В конце учебного года проходит второй этап игры. Ребятам предлагается “приобрести” те нравственные качества, которые, по их мнению, удалось сформировать в своём характере в течение этого учебного года, а на аукцион выставить “ненужные вещи”, т.е. те отрицательные качества, которые ещё у них сохранились.
При завершении игры классный руководитель подводит итоги торгов, помогает проанализировать результаты работы коллектива класса за прошедший учебный год.
Педагог заполняет следующую таблицу:
№п/пФ.И. Закреплённые положительные качества Оставшиеся отрицательные качества
1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Арзаняева ЕБабич ККабаева М
Карпачева ККузнецов ВМельникова М
Оздоева ЗПаркина КСтроева ЕХарламова ИХисамутдинова
Ховрина КЧекушкин А Настойчивость
Твердость
Усидчивость
Сосредоточенность
Дисциплиниров-тьАккуратность
Послушание
Активность
Инициативность
Коллективизм
Настойчивость
Спокойствие
Творчество
Невнимательность
Застенчивость
Категоричность
Несдержанность
Упрямство
Обидчивость
Заносчивость
Упрямство
Застенчивость
Застенчивость
Зависть
Шумливость
Обидчивость
Педагогический анализ результатов игры.
На основе результатов первого этапа классный руководитель фиксирует исходный уровень этического развития личности учащихся и определяет духовно-нравственные ценности классного сообщества, проблемы в воспитании детей.
После второго этапа можно сделать выводы об уровне духовного уровня учащихся и изменениях в нравственно-психологическом климате классного коллектива. Для удобства фиксации результатов “купли-продажи” можно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, и чистые листочки бумаги для заметок, где учащиеся запишут свои отрицательные свойства. Отрицательные мы записываем на листочке черного цвета и традиционно сжигаем.
Методика “Психологическая атмосфера в коллективе” Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе. Ход проведения. Каждому ученику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе, используя рисунки:
Дружелюбие Согласие Удовлетворённость Увлечённость Теплота взаимоотношений Взаимная поддержка Занимательность Скука Успешность
3 10
Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата.
На третьем этапе целью диагностических исследований является определение динамики развития коллектива, уровня развития самоуправления, сформированности межличностных отношений, определение степени удовлетворённости своим коллективом.
Методика “Какой у нас коллектив”. Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения. Учащимся предлагается шесть утверждений. Нужно записать номер утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.
Наш класс очень дружный и сплочённый.
Наш класс дружный.
В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Обработка результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определённых взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как ощущает он себя в системе этих отношений. Инициативные учащиеся принимающие участие в жизни класса и школы считают ,что наш класс дружен. У ребят, которые по результату тестирования имеют склонности к конфликтным ситуациям, мало активные, удовлетворительно занимающиеся, считают, что наш класс не дружный, часто возникают ссоры.
Диагностическая методика “Анкетирование”Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:
1. Тебе нравится в школе или не очень? - не очень- нравится- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?- чаще хочется остаться дома- бывает по-разному- иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?- не знаю - остался бы дома - пошёл бы в школу
4. Тебе нравится. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?- не нравится- бывает по-разному- нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?- хотел бы- не хотел бы- не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?- не знаю- не хотел бы- хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?- часто- редко - не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?- точно не знаю- хотел бы- не хотел бы
9. У тебя много друзей в твоём классе?- мало- много- нет друзей
10. Тебе нравится твой класс?- нравится- не очень- не нравится
Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:
Вопросы Оценка за 1ответ Оценка за 2 ответ Оценка за 3 ответ
1 1 3 0
2 0 1 3
3 1 0 3
4 3 1 0
5 0 3 1
6 1 3 0
7 3 1 0
8 1 0 3
9 1 3 0
10 3 1 0
Анализ анкетирования:
25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Такие ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания.
20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладают большинство учащихся класса, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
19-11 баллов – положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым интересно общаться в школе со сверстниками, с учителем. Познавательные интересы у них развиты мало.
10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Диагностические исследования детского коллектива позволяет мне составить более полную картину при характеристике уровня сформированности коллектива в конце седьмого класса. Материал представляю в таблицах, чтобы наиболее ясно была видна динамика сформированности школьного коллектива, роли каждого ученика в классном сообществе.
Низший бал никто из ребят не набрал, но и высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности пока тоже не проявил. Распределились результаты так: 20 -24% - Строева Елена, отличница в течении 3 лет; Хисамутдинова Гульнара в 5 классе имела только удовлетворительные знания, в 7 классе активной и усидчивой целеустремленностью добилась хороших результатов она хорошистка по итогам 1 –го полугодия. 19- 15% - 8 учащихся 14- 10%- 4 учащихся
Уровень сформированности навыков в различных видах деятельности
№ п/пФ.И. Умение планировать работу Умение выделять главное Умение делать обобщения, выводы Осуществлять самоконтроль Уровень настойчивости в деятельности Собранность, организованность
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14 АЕ БККМ
КК
КВ
ММ
ОЗПК
СЕ
ХИ
ХГ
ХК
ЧА
ШД Сред.
Сред.
Сред.
Сред.
Низк.
Низк.
Низк.
Сред.
Выс.
Выс.
Выс.
Выс.
Выс.
Сред.
НизкНизкСред.
Сред.
Низ.
Низ.
Низ.
Сред.
Выс.
Сред.
Сред.
Сред.
Сред.
Сред.
Низ.
Низ.
Сред.
Сред.
Низ.
Низ.
Сред.
Сред.
Выс.
Сред.
Сред.
Сред.
Сред.
Сред.
Да
Да
Плохо
Да
Плохо
Удовл.
Удовл.
Удовл.
Хорошо
Да
Да
Да
Да
Удовл Выс.
Сред.
Выс.
Сред.
Сред.
Низк.
Сред.
Сред.
Выс.
Сред.
Выс.
Выс.
Сред.
Выс.
Низк.
Низ.
Низ.
УдовлНиз
Низ
Низ
Сред
Хорошо
УдовлУдовлУдовлХорошо
Удовл.
Нравственное состояние коллектива
№
п/пФ.И. Коллективизм
Товарищество Дисциплинированность Забота об одноклассниках Степень развитости чувства долга Честность Порядочность
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13 14 АЕ БККМ
КК
КВ
ММ
ОЗПК
СЕ
ХИ
ХГ
ХК
ЧА
ШД 82
45
32
89
94
63
61
80
90
41
93
94
94
73
50
34
32
50
43
32
23
50
50
23
50
50
50
45
Хор
УдовлУдовлХор
УдовлУдовлУдовлХор
Хор
УдовлХор
Хор
Хор
Хор
ОтлУдовлУдовлХор
Хор
Хор
УдовлХор
ОтлУдовлОтлОтлОтлХор 67
34
45
76
45
64
45
67
98
43
78
79
97
67 +
_
_
+
_
+
_
+
+_
+
+
+
+
+
+
_
+
+
+
_
+
+
_
+
+
+
+
Культурный кругозор
№ п/пФ.И. Интересы и склонности Начитанность Умение видеть и понимать прекрасное Художественные способности Реализация способностей в коллективе
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14 АЕ БККМ
КК
КВ
ММ
ОЗПК
СЕ
ХИ
ХГ
ХК
ЧА
ШД Худ-эстЭллюстрПриклХуд-эстСпорт
ПриклПриклХудожИнтел
Кул-оргИсследПриклИсследприклУдовлУдовлСред
Хор
УдовлНиз
УдовлСред
ВысСред
Сред
Сред
Выссред ОтлУдовлХор
Хор
Хор
УдовлХор
Хор
ОтлХор
ОтлОтлОтлхор ОтлХор
Хор
ОтлОтлУдовлХор
ОтлОтлХор
ОтлОтлОтлхор Хор
Хор
УдовлХор
Хор
Хор
Хор
Хор
Хор
УдовлХор
Хор
Хор
хор
IV. Общественная, трудовая, спортивная активность учащихся
№ п/пФ.И. Инициативность Добровольное включение в трудовую деят.-тьУчастие в трудовых десантах, сан. часах Дежурство по классу Состояние здоровья Отношение к физкультуре и спорту Участие в спортивных соревнованиях
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14 АЕ БККМ
КК
КВ
ММ
ОЗПК
СЕ
ХИ
ХГ
ХК
ЧА
ШД +
_
+
+
_
_
+
+
+
+
+
+
+
+ +
+
_
+
+
+
+
+
+
_
+
+
+
+ ++
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+ +
_
_
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+ +
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+ +
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
По тесту «Конфликт без насилия»
2- учащихся, считают, что постоянные споры с друзьями это проявление свободы их выбора 11 – учащихся, считают, что человек должен следовать общепринятым правилам и нормам поведения и общения между людьми.
По тесту «Как к вам относятся окружающие?»
12- учащихся обычно помогают при условии, что они расширят сферу своих интересов. Им хочется, чтобы их любили, но они ничего для этого не делают, предпочитая отгородиться от мира. И один ученик настолько стеснительный, что просто боится быть на виду. И как только он «вылезает» из своей скорлупы, то еще больше привлекает к себе внимание окружающих.
Но я бы охарактеризовала результат немного по другому. Когда мы всем классом оказываем помощь престарелым людям, трудимся на пришкольном участке, ходим в поход, помогаем в ремонте класса и школы. То видно как ребята все ценят и уважают людей, а они в свою очередь считают их надежными подростками.
По тесту «В здоровом теле здоровый дух»
Ребята ответили на вопросы, а затем соотнесли свои результаты с рекомендациями ученых. Только у 3 учащихся мнения с учеными разошлись, но после беседы они полностью согласились с выводами и решили изменить свое отношение к закаливанию своего организма.
По тестам «Определение функциональной асимметрии полушарий»( доминантное полушарие) Тест Поля Торранса. Определение типа нервной системы по М.К.Акимовой, В.Т.Козловой. Определение репрезентативных систем (ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации).Тест Б.А.Левиса, Ф.Пукелика.
№ Фамилия, имя Доминантное полушарие
Ведущий канал восприятия Тип нервной системы Темперамент
1 Арзаняева Елена П К -АСильный Ф
2 Бабич Екатерина П В- К Сильный С
3 Кабаева Мария Р В-К Сильный Х
4 Карпачева Кристина П К-ВСильный Х
5 Кузнецов Владислав Р К-В-А Слабый Ф
6 Мельникова Мария Р А-В Слабый Ф
7 Оздоева Заира П К-ВСильный Х
8 Паркина Екатерина Л В-А Слабый М
9 Строева Елена Л К-АСильный С
10 Харламова Ирина Л К-ВСлабый Ф
11 Хисамутдинова ГульнараП К-ВСильный С
12 Ховрина Ксения Р К-АСильный Х
13 Чекушкин Артем Л А-В Сильный С
Краткое сокращение записи: П- правополушарные, Л- левополушарные, Р- равнополушарные (кинестетики), показывает схему расположения учащихся в классе( 1-й ряд-Л, 2-й ряд Р, 3-й ряд-П); А- аудиал, В-визуал, К- кинестет определяет ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации; Х- холерик, С-сангвиник, Ф- флегматик, М- меланхолик
Учет психофизиологических особенностей учащихся, позволяет по рекомендуемой схеме расположения учащихся в классе
Классная доска 1-й ряд Левополушарные2 -й ряд Равнополушарные Кинестетики3 -й ряд Правополушарные Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно- логический характер познавательных процессов. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Для успешной учебной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: абстрактный линейный стиль изложения информации, анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина на уроке, работа в одиночку, вневременные задания, вопросы закрытого типа. Для них характерна высокая потребность умственной деятельности. Интроверты, малообщительны.
Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно – образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Его функционирование обуславливает наглядно-образное, трехмерное мышление, которое связано с целостным представлением ситуаций. Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, невербальный, практический интеллект; быстрая переработка информации; непроизвольная память. Экстраверты, нуждающиеся в общении, желающие быть на виду. Условия, необходимые для успешной учебной деятельности: творческие контекстные задания, эксперименты, музыкальный фон н уроке, речевой ритм, работа в группах, вопросы открытого типа, синтез нового материала, социальная значимость деятельности, престижность положения в коллективе. Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушарий как физиологической основы общей одаренности.
Определение типа нервной системы. Типология учащихся по психофизиологическим особенностям. Для учащихся с «сильной» нервной системой характерно следующее: 1-без особых затруднений могут работать в течении длительного времени. Однако при однообразной, монотонной работе у них часто возникает чувство раздражения, неудовольствия. 2- их не пугает ответственная напряженная работа, даже если надо сделать за ограниченный промежуток времени. 3-непоседливы, несобранны, им сложно сосредоточиться на уроке, долго не могут собраться и приняться за работу. 4-с трудом удается выполнять работу по алгоритму, шаблону. 5-переходя от одного знятия к другому, они полностью вытесняют из сознания предыдущее. 6-способны хорошо работать в ситуациях, требующих переключения внимания, а также в шумной, неспокойной обстановке. 7-уверены в себе, в своих знаниях, возможностях. 8-добиваются успехов как в письменной работе, так и при устном ответе.
Приемы работы: -не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа; -давать достаточное количество времени на подготовку; -письменная форма ответа; -формировать уверенность в себе; -поощрение за работу; -не отвлекать, создавать спокойную обстановку; - спрашивать в начале урока; -научить школьника учению пережить неудачу
Для учащихся со «слабой» нервной системой характерно следующее: 1- оптимальные условия –монотонная, однообразная работа. 2-быстро устают, теряют работоспособность. 3-любят последовательную, планомерную работу. Легко действуют по шаблону, схеме, склонны к тщательному контролю за выполнением учебных заданий и проверке полученных результатов. 4- графики, рисунки, таблицы облегчают им учебную деятельность. 5-серьезные трудности испытывают при переключении с одного вида деятельности на другой, выполнять задания в шумной обстановке. 6-ограниченны в объеме воспринимаемой информации. 7-чувствительны к эмоциональным нагрузкам. Приемы работы: -постоянный контроль; -смена видов деятельности; -тренировка усидчивости, терпению; -формировать навыки самоконтроля; -контролировать выполнение ими требований постепенности, последовательности;
Воспитанность учащихся класса
№
Фамилия, имя Любознательность Прилежание Отношение к природе Отношение к школе Трудолюбие Отношение к прекрасномуОтношение к себе Средний бал Уровень воспитанности
1 Арзаняева Елена 4 4 4 4 4 4 5 29 41
2 Бабич Екатерина 3 3 4 4 4 4 3 25 37
3 Кабаева Мария 3 3 3 3 3 3 4 22 31
4 Карпачева Кристина 4 4 4 4 4 4 5 29 41
5 Кузнецов Владислав 4 3 4 4 4 4 4 27 39
6 Мельникова Мария 3 3 3 3 4 4 3 23 33
7 Оздоева Заира 3 3 4 3 4 3 5 25 36
8 Паркина Екатерина 5 5 5 5 5 4 4 33 47
9 Строева Елена 5 5 5 5 5 5 5 35 5
10 Харламова Ерина 4 4 4 3 3 5 4 27 39
11 Хисамутдинова Гульнара5 5 5 5 5 4 5 34 49
12 Ховрина Ксения 5 4 5 5 5 5 4 33 47
13 Чекушкин Артем 5 5 5 5 5 5 4 34 49
К концу десятого класса ученики отличаются особым психологическим настроем, у них появляется своё положительное отношение к действительности, к коллективной жизни, осознание своего “Я”. Ребята живут по правилу “Один за всех и все за одного”. Считаю, что при определённых условиях диагностика может помочь учащимся правильно поступить в той или иной ситуации, дать правильную оценку своим поступкам и поступкам своих товарищей, способствует формированию представления о достойном поведении и нравственных качествах человека.
Литература
Н.И.Дереклеева. “Справочник классного руководителя”, Москва, 2003г.
Н.А.Максименко “Спутник классного руководителя”, Волгоград, 2006г.
Е.Н.Степанов. “Воспитательный процесс: изучение эффективности”, Москва, 2001г.
Мой выбор, рабочая тетрадь для учеников средней школы,И Ахметова, министерство образование РФ,2003
Дневник классного руководителя средней школы, Издательство «ВАКО»
УСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ
Как учитель я преподаю в своем классе: в 5 классе – природоведение, в 6 классе – биологию, в 7 классе – биологию.
Самооценка результатов обучения и оценка эффективности работы.
Количественная характеристика содержания и эффективности обучения (по В.П.Беспалько )5 класс
№ Фамилия ,имя Уровень
абстракции Уровень
освоения Уровень
осознанности Коэффициент
автоматизации
навыков Коэффициент
освоения
учебных
элементов
1 Арзаняева Елена 1 1 1 50 1,3
2 Бабич Катя 1 1 1 50 1,3
3 Кабаева маша 1 2 1 56 1,2
4 Карпачева Кристина 2 3 2 70 1
5 Кузнецов Влад 1 1 1 50 1,3
6 Мельникова Маша 1 1 1 50 1,3
7 Оздоева Заира 1 1 1 50 1,3
8 Паркина Катя 1 2 1 49 1,5
9 Строева Елена 2 3 3 98 1,9
10 Харламова Ирина 1 3 1 67 1,3
11 Хисамутдинова Гульнара1 2 1 68 1,4
12 Ховрина Ксения 2 3 2 74 1,5
13 Чекушкин Артем 2 3 3 85 1,3
14 Дубинин Александр 2 3 3 85 1,4
6 класс
№ Фамилия ,имя Уровень
абстракции Уровень
освоения Уровень
осознанности Коэффициент
автоматизации
навыков Коэффициент
освоения
учебных
элементов
1 Арзаняева Елена 2 2 2 50 1,3
2 Бабич Катя 1 2 1 50 1,1
3 Кабаева маша 1 2 2 50 1,3
4 Карпачева Кристина 3 3 2 67 1,5
5 Кузнецов Влад 1 1 1 50 1
6 Мельникова Маша 1 1 1 45 1
7 Оздоева Заира 2 1 1 54 1
8 Паркина Катя 2 2 2 56 1,1
9 Строева Елена 3 3 3 87 1,5
10 Харламова Ирина 2 3 3 67 1,2
11 Хисамутдинова Гульнара2 2 2 65 1,4
12 Ховрина Ксения 3 3 3 69 1,4
13 Чекушкин Артем 4 4 3 78 1,1
7 класс
№ Фамилия ,имя Уровень
абстракции Уровень
освоения Уровень
осознанности Коэффициент
автоматизации
навыков Коэффициент
освоения
учебных
элементов
1 Арзаняева Елена 2 2 2 52 1
2 Бабич Катя 2 2 2 51 1
3 Кабаева маша 3 2 2 54 1,1
4 Карпачева Кристина 3 3 2 67 1,3
5 Кузнецов Влад 1 1 1 54 1
6 Мельникова Маша 1 1 1 53 1
7 Оздоева Заира 2 2 1 56 1,1
8 Паркина Катя 3 3 2 61 1,2
9 Строева Елена 4 4 3 81 1,5
10 Харламова Ирина 4 4 3 78 1,3
11 Хисамутдинова Гульнара4 4 3 67 1,3
12 Ховрина Ксения 4 4 3 80 1,3
13 Чекушкин Артем 4 4 3 68 1,4
14 Шукриев Дима 3 3 2 67 1,3
Уровень абстракции (обобщенности) содержания: 1- феноменологический (описание биологических объектов ); 2- предсказательный (законы, закономерности); 3- аналитико- синтетический ( законы и теории); 4- аксиоматический.
Уровень освоения: 1- ученический (узнавание); 2- алгоритмический (воспроизведение); 3- эвристический (нестандартные условия); 4- творческий (деятельность в освоенной области)Уровень осознанности содержания: 1- предметный; 2- межпредметный; 3- системный
Коэффициент освоения учебного элемента: К= количество верно выполненных операций/ общее количество заданий операций при выполнении контрольного теста за курс определенного класса.
Коэффициент автоматизации навыков : К= время ученика / время на выполнения задания тестов.
Уровень развития познавательных возможностей и способностей учащихся 5 класс
№ Фамилия, имя Приемы
учебной
деятельности
(сформир-ть) Произвольное
внимание
(сформир-ть) Приемы
логического
мышления
(сформир-ть) Темпы
работы Уровень
притязаний
(волевойкомпонент)
1 А Елена Недостаточ. Хорошая НедостаточОчень медленный Низкий
2 Б Катя НедостаточНизкая НедостаточМедленный Низкий
3 К Маша Средняя Низкая НедостаточДостаточный Низкий
4 К Кристина Средняя Хорошая Хорошая Достаточный Высокий
5 К Влад НедостаточНизкая НедостаточМедленный Низкий
6 М Маша НедостаточНизкая НедостаточОчень медленный Низкий
7 О Заира НедостаточНизкая НедостаточМедленный Низкий
8 П Катя Средняя Низкая НедостаточОчень медленный низкий
9 С Елена Отличная Хорошая Хорошая Быстрый Умеренный
10 Х Ира Хорошая Хорошая НедостаточМедленный Низкий
11 Х ГуляНедостаточ НедостатНедостаточМедленный Низкий
12 Х Ксюша Хорошая Хорошая Хорошая Достаточный Высокий
13 Ч Артем Хорошая Хорошая Хорошая Достаточный Умеренный
14 Д Саша хорошая хорошая хорошая достаточный умеренный
6 класс
№ Фамилия, имя Приемы
учебной
деятельности
(сформир-ть) Произвольное
внимание
(сформир-ть) Приемы
логического
мышления
(сформир-ть) Темпы
работы Уровень
притязаний
(волевойкомпонент)
1 А Елена НедостаточХорошая НедостаточМедленный Умеренный
2 Б Катя НедостаточНедостатНедостаточМедленный Умеренный
3 К Маша Средняя Хорошая НедостаточДостаточВысокий
4 К Кристина Отличная Хорошая Хорошая Быстрый Высокий
5 К Влад НедостаточНедостатНедостаточМедленный Умеренный
6 М Маша НедостаточНедостатНедостаточМедленный Низкий
7 О Заира НедостаточНедостатНедостаточМедленный Высокий
8 П Катя Средняя Хорошая Хорошая ДостаточУмеренный
9 С Елена Отличная Хорошая Хорошая Быстрый Умеренный
10 Х Ира Отличная Хорошая Хорошая Достаточный Высокий
11 Х ГуляСредняя Хорошая Хорошая ДостаточУмеренный
12 Х Ксюша Хорошая Хорошая Хорошая ДостаточВысокий
13 Ч Артем Хорошая Хорошая хорошая достаточумеренный
7 класс
№ Фамилия, имя Приемы
учебной
деятельности
(сформир-ть) Произвольное
внимание
(сформир-ть) Приемы
логического
мышления
(сформир-ть) Темпы
работы Уровень
притязаний
(волевойкомпонент)
1 А Елена НедостаточХорошая Хорошая ДостаточУмеренный
2 Б Катя НедостаточНедостаточНедостаточМедленный Умеренный
3 К Маша Средняя Хорошая Хорошая ДостаточнЫсокий4 К Кристина Хорошая Хорошая Хорошая ДостаточВысокий
5 К Влад НедостаточНедостатНедостаточМедленный Умеренный
6 М Маша НедостаточНедостатНедостаточМедленный Низкий
7 О Заира НедостаточНедостатНедостаточМедленный Высокий
8 П Катя Средняя Хорошая Хорошая ДостаточнУмеренный
9 С Елена Отличная Хорошая Хорошая Быстрый Умеренный
10 Х Ира Отличная Хорошая Хорошая Быстрый Высокий
11 Х ГуляХорошая Хорошая Хорошая Быстрый Умеренный
12 Х Ксюша Хорошая Хорошая Хорошая Быстрый Умеренный
13 Ч Артем Хорошая Хорошая Хорошая ДостаточУмеренный
14 Ш Дима хорошая хорошая хорошая достаточумеренный
Уровень развития познавательных возможностей и способностей учащихся в 7 классе в сравнении 6 и 5 класса в среднем увеличились по всем сравниваемым параметрам. Наиболее стабильные результаты у Строевой Елены, Чекушкина Артема, Ховриной Ксении, Карпачевой Кристины, Мельниковой Мари, Бабич Екатерины. Повышение познавательных способностей очень выразительно проявились у учащихся Харламовой Ирины, Хисамутдиновой Гульнары, Паркиной Екатерины, Арзаняевой Елены.