Конспект урока физической культуры в 4 классе на тему: «От чего зависит физическая нагрузка и как её регулировать»


МАОУ лицей №21
г. Иваново ул.Арсения д.33/16
Конспект урока физической культуры
в 4 классе на тему: «От чего зависит физическая нагрузка и как её регулировать»
Педагог: Булгакова Ирина Павловна
Тип урока: с образовательно-познавательной направленностью
Цель: Научить регулировать величину физической нагрузки в зависимости от самочувствия и физической подготовленности.
Задачи: Создать условия для ознакомления с физической нагрузкой как мышечной работой, повышающий уровень активности систем организма. Создать представление о способах регулирования физической нагрузки и роли отдых
(в форме малоподвижных игр) после выполнения физических упражнений, его значении в регулировании физических нагрузок. Создать условия для проведения детьми комплекса ОРУ в группах, совершенствовать технику броска мяча двумя руками от груди в парах, продолжать развивать выносливость и силу.

Оборудование и технические средства обучения: музыкальный центр

Наглядные пособия: магнитная доска, таблица величин физической нагрузки, таблица контроля пульса детей после нагрузки, секундомер, маркеры, комплект карточек для игры «Найди себе пару», три разноцветных обруча, 6 волейбольных, 6 набивных мячей весом 1 кг, атласная ленточка.
Ключевые слова: регулировать, ЧСС(пульс),физическая нагрузка, скорость, вес отягощения, продолжительность выполнения упражнения, время отдыха.
Рабочие материалы для обучающихся: карточки с основными формами занятий физическими упражнениями в школе и в самостоятельной деятельности
Автор учебника: А.П.Матвеев
№п/пЭтапы урока Содержание этапа,
деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые универсальные учебные действия
1.
2. Организационно-мотивационный этап Эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Цель: Создать условия для возникновения потребности в получении новых знаний любознательности, удовлетворить потребность в получении новой информации, побуждать учеников к получению знаний как к своей цели.
Вхождение в урок
Целеполагание.
Актуализация знаний
о физической нагрузке как мышечной работе, повышающий уровень активности систем организма
Построение. Сдача рапорта.
Приветствие (1 мин)
Беседует с детьми(1.5 мин)
Ребята, скоро каникулы! Какие оздоровительные мероприятия вы планируете внести в свой режим дня, когда у вас будет больше свободного времени?
Отлично, поскольку вы сами будете организаторами своего досуга вам необходимо знать, для того чтобы получить пользу от физической нагрузки, вы должны знать с помощью чего её можно регулировать, что значит регулировать?
Актуализация знаний(1,5 мин)
Ребята вы хорошо знаете, что выполняя физические упражнения или другую физическую работу, организм испытывает физическую нагрузку, но ещё не знакомы со способами её регулирования. Как думаете, где вам это может пригодиться? В зависимости от самочувствия, чтобы не переутомиться и не причинить вред своему здоровью, каждый человек должен владеть способами регулирования физической нагрузки. А как вы думаете, что это за способы?  Чему же в основном будет посвящён наш урок?
- Построение в зале.
- Делятся
своими планами:
составить и разучить новый комплекс утренней гимнастики; принять участие в соревнованиях «Папа, мама, я - Олимпийская семья!» в с/к «Олимпия»; устроить заплыв в бассейне отеля в Египте с одноклассниками, провести товарищеский матч по футболу во дворе.
(Фронтальный метод)
- Отвечают на вопрос: значит менять, увеличивать или уменьшать
(Фронтальный метод)
- Во время самостоятельной организации физкультминуток, подвижных игр и соревнований, когда вырастем в тренажёрном зале.
- Высказывают свои предположения.
- Формулируют цель урока:
- Мы узнаем способы, с помощью которых сможем регулировать величину физической нагрузки. Коммуникативные:
Участвовать в диалоге на уроке
Умение слушать и понимать других
Познавательные:
Формирование умений осознанного построения речевого высказывания в устной форме
Регулятивные:
Определение общей цели и путей ее достижения.
3.
4. Операционный этап
Цель:создание условий и определение методов, связанных с развитием исследовательской компетентности учащихся. Создание положительного отношения и интереса к формируемым исследовательским компетенциям.
Прежде чем приступить к выполнению упражнений, давайте измерим ваш пульс до физической нагрузки (самоконтроль).
Ходьба (1 мин)
- строевая;
- коррекционная ходьба на носках, руки выполняют упражнение «Ладошки» за спиной;
Учитель просит предложить ещё варианты упражнений с той же коррекционной целью
- коррекционная ходьба на пятках, руки за голову в замок, локти развести в стороны.
Бег (2 мин)
- «трусцой» с небольшой скоростью в течении 2-х минут, с переходом на ходьбу
Комплекс ОРУ (5 мин)
- разделившись на две группы, перестроившись в два круга.
Комплекс проводят назначенные учителем ученики.

Учитель предлагает измерить ЧСС сразу после окончания разминки
Бег (2 мин)
в течении 2-х минут с увеличением темпа выполнения упражнения, с переходом на ходьбу.
Учитель предлагает измерить ЧСС сразу после окончания упражнения.
Игра малой подвижности (2 мин)
«Найди пару» используя карточки
Учитель предлагает измерить ЧСС сразу после окончания игры
Броски мяча (15 мин)
двумя руками от груди в парах, разделившись на две группы, одна группа учащихся отрабатывает броски с волейбольными, другая с набивными мячами весом 1 кг, во втором заходе учащиеся меняются мячами.
Учитель предлагает измерить ЧСС сразу после окончания упражнения
Игровое упражнение (2 мин)
малой подвижности
на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами
Подвижная игра (1,5 и 3 мин)
«Хвостики с мячом» проводится два раза с разной продолжительностью времени игры, восстанавливая дыхание между заходами
Учитель предлагает измерить ЧСС сразу после окончания каждого захода.
Измеряют (пальпаторно) частоту сердечных сокращений (ЧСС) за 6 секунд и умножают на 10, записывают средний результат по классу в контрольную таблицу
Во время выполнения упражнения активно отвечают на вопросы учителя.
(Фронтальный метод)
(Фронтальный метод)
Восстанавливают дыхание, измеряют ЧСС после 2-х минутного бега и оценивают по таблице величину нагрузки, заносят в контрольную таблицу средний результат.
(Групповой метод)
Правильно выполняют все упражнения.
Активно отвечают на вопросы:
Правильно ли составлен комплекс?
Правильно ли подобрана дозировка?
Измеряют ЧСС после выполнения ОРУ, оценивают величину нагрузки,
используя таблицу нагрузок, заносят в контрольную таблицу средний результат
(Фронтальный метод)
Выполняют упражнение на развитие выносливости.
Восстанавливают дыхание, измеряют ЧСС после выполнения этого задания, заносят в контрольную таблицу средний результат, оценивают величину нагрузки, используя таблицу нагрузок.
Делают вывод, что физическую нагрузку можно регулировать при помощи скорости выполнения упражнения.
(Индивидуальный способ)
Соблюдают правила игры, приводят в соответствие название занятия с его основным назначением, определяют в какое время суток необходимо проводить данное оздоровительное мероприятие
(Фронтальный метод)
Измеряют ЧСС после игры, делают вывод, что игра малой подвижности помогла им не только закрепить знания, но и восстановить работу сердечно сосудистой и дыхательной систем.
Совершенствуют технику броска мяча двумя руками от груди в парах.
Соблюдают правила техники безопасности при выполнении
бросков набивного мяча.
Измеряют ЧСС после упражнения и оценивают по таблице величину нагрузки, заносят в контрольную таблицу средний результат; делают вывод, что физическую нагрузку можно регулировать с помощью веса отягощения.
Убирают мячи
Выполняют упражнение осознанно для снижения нагрузки.
Чётко следуют указаниям учителя, а затем и своим указаниям, проверяют результат «ориентирования»
(Фронтальный метод)
Дети, самостоятельно организовывают, проводят и активно принимают участие в игре,
взаимодействуя со сверстниками, считалкой выбирают водящего.
Измеряют ЧСС после каждого захода п/игры, оценивают
по таблице величину нагрузки, заносят в контрольную таблицу средний результат после каждого захода, делают вывод, что физическую нагрузку можно регулировать с помощью изменения продолжительности выполнения упражнения.
Измеряют ЧСС после упражнения, делают вывод, что игровое упр-е помогло им не только ориентироваться в не привычных условиях, но и восстановить работу сердечно сосудистой и дыхательной систем.
Коммуникативные:
Формирование навыков контролировать свое физическое состояние
Познавательные:
Знают, чем является стопа в опорно-двигательном аппарате человека, с какой целью они выполняют данное упражнение и предлагают упражнение из своего двигательного опыта.
Коммуникативные:
Формирование умения составления комплексов упражнений
Формирование умения взаимодействовать в группах (под руководством учителя)
Регулятивные:
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы
Коммуникативные:
Формирование навыков контролировать свое физическое состояние
Регулятивные:
Выявляют характер зависимости ЧСС от особенностей выполнения физических упражнений
Регулятивные:
Выявляют характер зависимости ЧСС от особенностей выполнения физических упражнений,
Коммуникативные:Умение организовать и провести игру.
Регулятивные:
Выявляют характер зависимости ЧСС от особенностей выполнения физических упражнений.
Рефлексивный этап
Цель:
Организовать рефлексию и условия для самооценки учащихся Рефлексия (5 мин)
Назовите тему нашего урока?
Какие цели вы перед собой ставили? Удалось ли вам их достичь?
С помощью судейских жестов в баскетболе покажите, получили вы от урока ту информацию что ожидали, или нет?
Кто понял, с помощью чего можно регулировать физическую нагрузку и обязательно воспользуется своими знаниями в самостоятельной деятельности
покажите жест «Новый отсчёт»;
кто понял, но ещё не знает в каком виде деятельности применить свои знания
покажите жест «Тайм-аут»; кто считает, что эти знания ему в жизни не пригодятся, покажите жест «Отмена попадания или игрового действия» (Фронтальный метод)
Проговаривают тему урока и цели, которые ставили перед собой; анализируют данные ЧСС в течение урока, выявляют характер зависимости ЧСС от особенностей выполнения физических упражнений. Делают вывод, что физическую нагрузку можно регулировать с помощью изменения скорости, веса отягощения, продолжительности выполнения упражнения и сокращая или продлевая время отдыха между упражнениями.
Дети демонстрируют жесты, у всех «Новый отсчёт»!!!! Регулятивные:
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные:
Формирование умений осознанного построения речевого высказывания в устной форме