Статья. Проблематика профилизации в муниципальных общеобразовательных учреждениях
Проблематика профилизации в муниципальных общеобразовательных учреждениях
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования базируется на основе приложения к приказу Министерства образования РФ от 18.07.2002г. № 2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».
К профильным классам относятся классы с ориентацией на профессию, а также на развитие профессионального самоопределения учащихся.
Профильные классы предполагают:
- расширенный уровень подготовки по избранному обучаемыми профилю;
- развитие творческих способностей в соответствии с интересами и склонностями учеников;
- формирование у учащихся навыков самостоятельной и научно- исследовательской работы;
- осуществление ранней профилизации обучающихся;
- предоставление им повышенной подготовки по профильным дисциплинам.
Профильные классы создаются на третьей ступени обучения (десятые-одиннадцатые классы):
В профильные классы зачисляются учащиеся, имеющие хорошие и отличные отметки по профильным дисциплинам и сдававшие экзамены в 9 классе по профилю.
Казалось: «Все правильно и оптимистически. Мы подготовим детей к овладению профессией, оптимизируем социализацию, сделаем переход от школьной жизни - к студенческой более осмысленным. Действенным. Дадим более глубокие знания». Еще с советского времени выпускники специализированных школ (физических, математических) часто становились призерами международных олимпиад, а впоследствии и знаменитыми учеными, оставившими свой вклад в развитии отечественной науки.
Как же выглядит профильность в реальных условиях. В Крыму стало чуть ли не обязательным условием для старшей школы открывать профильные классы во всех школах. В том числе и в сельских. Часто в школе даже нет параллели, а это значит, что все дети обязаны учиться по одному профилю. Все! И учащиеся разных наклонностей и диаметрально разных способностей, и разных увлечений. Они априори в будущем выберут разные специальности и профессии. Загоняя их в профиль, мы перечеркиваем тот самый личностно-ориетированный подход в образовании к которому якобы стремимся. Учащийся вынужден идти в математический профиль, (если такой открыт в его школе ) хотя он - гуманитарий, или наоборот. Мы нарушаем конституционное право человека на выбор профессии. Мы искусственно создаем «прокрустово ложе» для детей, лишая их возможности получить универсальное, гарантированное государством образование. Мы унифицируем детей, отбирая право заниматься углубленно тем предметом, что им по душе и по силам. Не могут психологически ВСЕ дети одного класса выбрать один профиль, одну профессию.
Получают ли учащиеся глубокие знания по профильным предметам? Отнюдь! Методического обеспечения нет. Учителя вынуждены прилагать ничем не оправданные титанические усилия, чтобы углубленно научить тех, кто не хочет и не может эти знания получить, не имея фактически никаких ресурсов. Ведь в среднестатистическом классе обычной сельской школы из 20 человек: 2 человека - хочет стать учителями, 3 – медиками, 3 - юристами, 2 - артистами или спортсменами, 3 – водителями, 5 – работать в сфере услуг.
20 % детей могут усваивать программный материал на «5». Еще30% - на «4», а 50% - на «3». Можем ли мы реально сформировать класс с детьми, которые все могут усваивать углубленный уровень предмета? Можем ли мы реально сформировать класс с ОДИНАКОВЫМИ наклонностями?- Конечно, НЕТ!!! Но мы их всех загнали в один профиль с углубленным изучением определенных предметов. Учащиеся перегружены. А это скажется на их физическом и психическом здоровье, и результативность призрачна.
Профильный класс в обычной школе заведомо не способен дать ученику и десятой доли знаний, навыков и умений, получаемых учеником, начиная с самой первой ступени специализированной школы, где все проникнуто определенным духом и тонкой образовательной структурой. В результате: дети перегружены, учителя перегружены, цели совсем не достигнуты.
Для оптимизации процесса социализации, профессиональной и предметной - специализации для сельской школы целесообразней ввести систему индивидуальных уроков. Где учителя смогут помочь детям качественно подготовиться к ЕГЭ, на основе личностно- ориентированного обучения. Кому-то дать дополнительное занятие по программе.
Такие индивидуальные уроки для сельской школы жизненно необходимы. Большинство родителей не имеют возможности нанять репетитора из-за низких материальных возможностей. Из-за удаленности от других учебных заведений. Государство потратит те же деньги что и для организации профильного обучения, но польза будет реальной и разумной.
Учитель высшей
квалификационной категории
МОУ «Мирновская школа»
Кияница.Е.Б.