Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»
Методический семинар
Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»
План
Обоснование выбранной темы.
Теоретические аспекты методической темы.
Представление опыта практической деятельности:
а) словари
б) «шпаргалки»
в) маршрутные карты
в) оценочные листы
а) календарик – пинарик
б) хронометраж
4. Представление результатов опыта
1. Обоснование выбранной темы.
Начиная работать по этой теме, ответила на следующие вопросы: Слайд №1 - 2
Я ответила на все вопросы утвердительно. Если и вы это сделали, вам будет интересна моя методическая тема.
Меня зовут Вотякова Любовь Александровна. Я учитель русского языка и литературы.
Здоровьесбережение. Предложив это слово детям на уроке для морфемного и лексического разбора, получила исчерпывающий ответ: здоровьесбережение включает отказ от вредных привычек, своевременное обращение к врачам, сохранение психологического здоровья.
Если с первыми двумя пунктами все понятно и при наличии здравого смысла легко исполнимо, то с последним все не просто. В одной из анкет, предложенных учащимся, один из вопросов звучит так: «Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалисту». Из вариантов ответов (часто, редко, никогда) детьми были выбраны «редко», «никогда».
Стресс – это состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном, в экстремально-сложных условиях. Для того чтобы испытать стресс, необязательно совершать противозаконные действия.
А ведь это не такое безобидное явление. Последствия стресса способны губительно повлиять на физическое здоровье человека, его семью, карьеру, судьбу. Наши дети, как показало анкетирование, решили бороться со стрессом сами, не обращаясь к специалисту (по сути, к такому же врачу).
Становится очевидным, что нужно научить (и учиться самим) защищаться от негативного влияния стресса.
Конечно, мы не можем разрешить все психологические проблемы детей, но начать можно с того, что нам под силу, что может исключить саму стрессовую ситуацию. А если мы овладеем сами и передадим детям систему приемов, позволяющих человеку эффективно организовывать деятельность по достижению поставленных целей? Наверняка, мы будем меньше испытывать негативных чувств, возникающих, когда нам кажется, что мы не в состоянии справиться с требованиями ситуации.
Необходимо заполнить время ребёнка максимально эффективно, результативно, помочь детям с их «пустым» временем.
Хочется донести до них мысль: доступный нам капитал времени, оставшегося до конца жизни, составляет примерно 200-400 тысяч часов. И самое главное время невосполнимо.
Как привлечь детей к освоению приемов организации времени?
Что помогает ребенку организовать свое время? Дневник, имеющийся почти у каждого плакат «Режим дня», расписание уроков, план подготовки к различным мероприятиям.Но современному ребенку этого мало.
Человек и в профессиональной сфере, и в личностной сфере, и даже в быту реализует разного рода большие и маленькие проекты. Плодотворность любого проекта (профессионального, бытового, личностного) напрямую зависит от умения организовывать время.
Таким образом, умение организовывать свое время – актуальная компетентность успешного человека.
В учебной программе нет предмета, который напрямую был бы связан с задачей передачи детям знаний о том, как можно организовывать деятельность по достижению собственных целей. Решить этот вопрос можно двумя способами. Первый: школа находит возможность для организации этого процесса в школе (управленческое решение, носящее системный характер). Второй: педагог изыскивает собственный ресурс для организации деятельности. Я хочу предложить вашему вниманию реализацию второго направления.
Какие цели мы можем достигнуть с помощью тайм-менеджмента?
Эффективная подготовка и преодоление ГИА, ЕГЭ.
Подчинение времени целям и задачам дня.
Развитие критического мышления.
2. Теоретические аспекты выбранной темы.
Адаптивная технология
Современный учитель, исходя из требований ФГОС, должен владеть разными технологиями.
Адаптивная технология, прежде всего, направлена на обучение самоконтролю. Тайм-менеджмент – инструмент адаптивной технологии.
Тайм-менеджмент – система приёмов, позволяющих человеку организовать деятельность по достижению поставленных целей.
Общая структура программы по формированию навыков тайм-менеджмента для школьников должна включать четыре модуля: Слайд № 3
Мотивация. Ребёнок должен увидеть практическую значимость нового знания лично для себя. (Писали свой режим дня, мечты, классный час, считали потерянное время, искали прививки от пожирателей времени)
Осмысление понятия «Время». С помощью игр, упражнений развивать способность чувствовать время, отслеживать ситуации, в которых время расходуется впустую. Познакомить с аспектами категории времени: физическое, психологическое, историческое.
Целеполагание и выбор. Создать условия для создания своих целей и осуществления выбора на основании своих ценностей.
Приёмы планирования. Познакомить с правилами планирования, создать условия для усвоения приёмов планирования и формирования индивидуального стиля организации времени.
3.Представление опыта практической деятельности:
Родив третьего ребёнка, столкнулась с проблемой нехватки времени. Прошла дистанционные курсы «Навыки личной эффективности. Тайм-менеджмент для детей, или Как научить школьников организовывать своё время». Слайд №4.
Начала осваивать с учениками данный курс: писали режим дня (реально существующий), мечты, тесты на стрессоустойчивость и т.д.
Участвовала в районном семинаре-практикуме «Здоровьесбережение участников образовательного процесса в условиях сельской малокомплектной школы». Слайд №5.
Я знакомлю детей в рамках программы тайм-менеджмента со следующими инструментами управления временем:
а) словари
б) «шпаргалки»
в) маршрутные карты
в) оценочные листы
а) календарик – пинарик
б) хронометраж
Слайды 7,8,9,10,11,12,13 – Словари по теории литературы.
Изучению литературоведческих понятий отвожу много времени. Работа эта является систематической, начинается с 5 класса. К 9 классу дети классифицируют понятия теории литературы по принадлежности к стилям, родам, жанрам, изобразительным, композиционным средствам; анализируют художественный текст, осознанно используя научную терминологию.
Учащиеся знакомятся с новыми понятиями, вносят их в словарь. На каждом уроке отводится 5 минут на проверку знаний по теории литературы. Опрос ведут сами дети: отвечающему одноклассники задают 5 вопросов. Вопросы формулируются по-разному, например: 1. Что такое антитеза?
2. Сопоставление одного предмета, образа, явления с другим.
3. К какому роду литературы относится рассказ?
4. Перечисли двусложные размеры стиха.
Учащиеся уже в пятом классе понимают, что словарь будет им необходим и на следующий год. Поэтому многие сами завели отдельную тетрадь для теории литературы. Слайд 7 - вклейка-классификатор: дети классифицируют понятия теории литературы по принадлежности к роду, жанру и т.д. Радует, что дети владеют такими сложными понятиями, как жанр, род (могут определить жанр произведения, к какому роду оно принадлежит). Подходя к художественному тексту с научной точки зрения, легче ощутить его гармонию, дойти до сути – идеи, замысла автора.
Слайды 14,15,16,17 – «шпаргалки».
Теоретические сведения по русскому языку в комплексе Бабайцевой представлены в отдельной книге, которая сопровождает детей с 5 по 9 класс. Учащиеся могут вернуться к пройденному материалу, вспомнить нужное правило, понятие и т.д.
Учебники других авторов (в частности под ред. Баранова) не предполагают отдельной книги со сводом правил.
Например, в 8 классе, изучая тему «Обособленное обстоятельство», сталкиваемся с необходимостью повторения сведений о деепричастии. «Шпаргалка», заведённая учеником ещё в 6 классе, поможет «вспомнить всё». Особенно ценно то, что записи делаются собственноручно (за редким исключением, когда учитель распечатывает некоторые таблицы для детей). Ребёнок зашифровывает правило так, чтобы было удобно вспомнить и воспользоваться.
Как и в случае со словарями по литературе, дети осознанно ведут «шпаргалки», «реконструируют» их, стараются сделать всё, чтобы их справочный материал оказался долговечным: заводят блокноты с твёрдой обложкой, приклеивают таблицы, аккуратно их складывают; используют цветные пасты, чтобы выделить важное. Радует, когда дети не по просьбе учителя обращаются к «шпаргалке»: не под диктовку, вдруг сами откроют и запишут то, что, как им кажется, пригодится в будущем.
Слайды 18,19 – Маршрутная карта самостоятельной работы ученика.
Блочно-модульная технология создаёт условия для самостоятельной работы учащихся.
Работа учащихся состоит из нескольких этапов, так называемых учебных элементов. Количество учебных элементов в модуле может быть различным, но всегда необходимым и достаточным для достижения интегрирующей дидактической цели. Однако, при любом их количестве, существуют обязательные учебные элементы, которые включаются в каждый модуль.
1-учитель сообщает сроки изучения; цели; последовательность изучения учебных элементов; особенности работы над содержанием модуля; основные результаты, которые должны быть достигнуты; способы их оформления и проверки; критерии оценивания результатов и т. д.
Второй обязательный учебный элемент – обобщающий – резюме. Цель этого учебного элемента – повторить все основные теоретические положения в данном модуле и подготовиться к итоговой контрольной работе. Информация для повторения и обобщения представляется в сжатом, концентрированном виде: в виде схем, таблиц, графиков, в виде концентрированного текста, блок – схем, опорных конспектов и т. п. При этом она включается в задания, выполняя которые, ученик повторяет все необходимые способы деятельности, по возможности самостоятельно организуя свою работу.
Третий обязательный учебный элемент – контрольный. Он завершает изучение модуля и представляет собой итоговую проверочную работу.
Все особенности модуля отражаются в маршрутной карте самостоятельной работы ученика.
Прочитав в маршрутной карте указания учителя, ученик выполняет самостоятельные работы, которые включены в учебный элемент, и проверяет их по эталонам решений. Эталон учитель демонстрирует ученику, когда тот объявляет о завершении самостоятельной работы над данным учебным элементом. Ученик сравнивает свое решение с эталоном, исправляет ошибки и выставляет себе оценку, которую учитель заносит в оценочный лист. У некоторых учеников проверять работы может и учитель. Нормативы оценивания должны быть известны ученикам. Например, если задание выполнено верно – оценка «5», можно переходить к следующему блоку. Если допущены одна – две ошибки, исправления, небрежность в оформлении – оценка «4».Если выполнена только половина заданий - оценка «3».
Разработанная таким образом маршрутная карта самостоятельной работы ученика выполняет две функции:
- Служит моделью процесса изучения конкретного модуля, отражая цели и последовательность работы, особенности технологии обучения, результаты, которые должны быть, достигнуты; формы их текущего контроля и итоговой проверки.
- Является основой для организации индивидуального образовательного маршрута ученика, предоставляя ему возможность в системе воспринимать все особенности работы с данным модулем.
Слайды 20,21 –Оценочные листы.
Оценочные листы, задействованные и в работе с маршрутной картой, помогают объективно оценить работу каждого ребёнка на уроке.
Учащиеся любят работать с оценочными листами: видят, из чего складывается их оценка за урок. Итоговая оценка не вызывает сомнений, так как было проверено всё: теоретические познания ученика, применение на практике, устный ответ, письменный; самостоятельная работа, в группе.
Слайды 22,23,24 – Календарик-пинарик.
Название «календарик-пинарик» происходит от слова «пинать».
Первоначальная мысль его такова: над календарем изображены прожитые годы, внизу будущие. Вы берете карандаш и с чувством, с толком, с расстановкой один за другим вычеркиваете прожитые годы.
Можно с лирическими воспоминаниями. Затем таким же
способом вычеркиваете прожитые дни и месяцы текущего года. Пинарик готов к употреблению. Каждое утро, приступая к работе, зачеркивайте половину наступившего дня. Вечером вторую половину. Держите пинарик на видном месте, заглядывайте в него почаще. Таким образом, вы материализуете время, ежедневно чувствуете, как оно идет. Поверьте, эффект огромный. Вложения времени 15 минут на заведение пинарика, и дальше 30 секунд утром, 30 секунд вечером на вычеркивание дней.
Мы взяли за основу эту мысль, но немного в другом исполнении. Записываем числа месяца на одной стороне листа, на другой – пробелы в учёбе (в частности, по русскому языку). Планируем по дням решение записанных проблем.
4. Представление результатов опыта
Во всех моих классах учащиеся владеют научной терминологией.
Применяют знания на практике, анализируя художественный текст.
Владеют навыками самопроверки, взаимопроверки.
Умеют пользоваться самостоятельно созданным справочным аппаратом.
Мониторинг по литературе во всех классах, включающий вопросы по теории и практические задания, показал стопроцентную успеваемость, хорошее качество – ни единой тройки.
Мониторинг по русскому языку в 8 классе, проведённый в этом году, показал стопроцентную успеваемость, качество – 80%.
Ученица, закончившая школу в прошлом году, будучи студенткой Братского педагогического колледжа, показала наилучшие результаты по русскому языку и литературе. Мне как учителю выражена благодарность.
Заголовок 115